СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нации и межнациональные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока и презентация по теме "Нация и межнациональные отношения" по учебнику Л.Н. Боголюбова . Созданы при использовании видеоурока от videouroki.net.

Просмотр содержимого документа
«закрепление»

Закрепление:

  1. Установите соответствие между примерами общностей людей и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОБЩНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

ВИДЫ ОБЩНОСТЕЙ

А) класс

Б) племя

В) нация

Г) каста

Д) сословие

Е) народность

  1. социальная

  2. этническая

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е









Ответ: 122112

  1. Укажите правильную последовательность этапов развития этноса.

  1. начало формирования нации

  2. объединение племен в союзы

  3. возникновение народности

  4. развитие национально-патриотических и национально-освободительных движений

  5. формирование племени

Ответ: 52314

  1. Верны ли следующие суждения о нации?

А. Нация представляет собой менее устойчивую общность людей, чем народность.

Б. Нация наиболее характерна для современного общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 2

  1. Верны ли следующие суждения о путях разрешения межнациональных конфликтов?

А. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится недопустимость использования насильственных методов их решения.

Б. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится следование соединению принципов территориальной, национально – территориальной и персональной автономии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 3





Закрепление:

  1. Установите соответствие между примерами общностей людей и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОБЩНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

ВИДЫ ОБЩНОСТЕЙ

А) класс

Б) племя

В) нация

Г) каста

Д) сословие

Е) народность

  1. социальная

  2. этническая

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е









Ответ: _____________

  1. Укажите правильную последовательность этапов развития этноса.

  1. начало формирования нации

  2. объединение племен в союзы

  3. возникновение народности

  4. развитие национально-патриотических и национально-освободительных движений

  5. формирование племени

Ответ: _____________

  1. Верны ли следующие суждения о нации?

А. Нация представляет собой менее устойчивую общность людей, чем народность.

Б. Нация наиболее характерна для современного общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: _____________

  1. Верны ли следующие суждения о путях разрешения межнациональных конфликтов?

А. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится недопустимость использования насильственных методов их решения.

Б. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится следование соединению принципов территориальной, национально – территориальной и персональной автономии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: ____________

Просмотр содержимого документа
«разработка-финал Нации и межнациональные отношения»

3



Тема урока

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные
ресурсы

Ÿ Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Ÿ Презентация «Нации и межнациональные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://www.rusedu.ru/detail_7393.html

План урока

1. Межнациональные отношения.

2. Отношения к истории и традициям народа.

3. Межнациональные отношения в современном обществе

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о межнациональных отношениях в современном обществе

Формы и методы
обучения

Метод: проблемное изложение в обучении.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия
и термины

Нация, этнос, межнациональные отношения

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-
компетентностного опыта/
приобретенная компетентность

Научатся: определять соотношения понятий «нация» и «этнос».

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Предметная компетенция

Умеют: проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать

Форма проведения: комбинированный урок

Продолжительность: 40 минут

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса

Связь со знаниями, полученными ранее:

  • в курсе обществознания 6 класса учащиеся получили первоначально представления по следующим вопросам: многонациональное государство, национальность человека, многонациональная культура России.

Цели урока

Учащиеся

должны знать:

должны уметь:

  • значение терминов «этнос», «этническая принадлежность», «национальная принадлежность»;

  • исторические формы этноса;

  • причины межнациональных конфликтов;

  • основные принципы национальной политики российского государства.

  • анализировать ситуацию, делать выводы;

  • формулировать и аргументировать свою точку зрения;

  • решать тестовые задания.


Материалы и оборудование:

  • презентация « Нации и межнациональные отношения»;

  • мультимедиаустановка для демонстрации видеоурока;

  • учебник «Обществознание» для 8 класса / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;


Описание урока

  1. Организационный момент

  2. Разминка (словарный диктант)

  3. Актуализация ранее полученных знаний

  4. Переход к изучению нового материала

  5. Изучение нового материала


Этнос, исторические формы этносы

Современное человечество состоит из нескольких тысяч этнических групп. Причём точную их численность науке до сих пор не удалось установить. Разные исследователи называют разные цифры: от 3 до 5 тысяч. А вот число самостоятельных государств известно точно – 226. То есть, в любом случае, большинство современных стран многонациональны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается более 200 народов.

В Российской Федерации, согласно переписи населения 2010 г. проживают представители более 180 народов. Из определивших свою национальность более 111 миллионов человек относят себя к русским, более 5 миллионов – к татарам, почти 2 миллиона – к украинцам. Но кроме больших этнических общностей в нашей стране есть и малые. Так, например, 64 человека отнесли себя к финно-угорскому народу водь, и только один человек назвал себя носителем языка югов, проживавшего в среднем течении реки Енисей.

  • Работа с текстом учебника «Факты» с.199

Этносом принято называть исторически сложившуюся на определённой территории общность людей, объединённых единством происхождения, общей культурой, языком, а также осознанием этого единства.

Первой исторической формой этноса можно считать род – коллектив кровных родственников по материнской или отцовской линии. Несколько родов, связанных между собой общими чертами культуры, диалектом, едиными религиозными взглядами и обрядами называют племенем. Члены племени ведут свое происхождение от общего предка.

При распаде родоплеменных отношений из отдельных племён формируется народность. Иногда говорят, что народность – это этнос, которому удалось создать свою государственность. Народность объединяет общая территория проживания, язык, хозяйственная и культурная жизнь, психический склад. Одни народности складывались из племён, близких по своему происхождению, другие – из разноязычных, смешавшихся в результате завоеваний.

Высшей формой этноса принято считать нацию. Для неё характерно уже не только культурное и хозяйственное, но и политическое единство.

Некоторые исследователи называют нацией граждан определённого государства, независимо от их этнической принадлежности. По-разному определяют для себя это слово и жители разных стран. Например, гражданин России на вопрос о его национальности, вероятно, ответит, что он – русский, татарин или удмурт. А гражданин США или Франции, скорее всего, скажет, что он американец или француз, независимо от своего происхождения или цвета кожи.

Сейчас часто отличают этническую и национальную принадлежность человека. Этническая определяется происхождением, так сказать «кровью». Но во многих из нас намешено очень много разных кровей.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин – потомок не только знатных русских родов. Его прадед Абрам Петрович Ганнибал, как вам, вероятно, известно, «арап», сын эфиопского князя. Его вторая жена – немка Христина Шеберг. Именно от этого брака и родился Осип Абрамович Ганнибал – дед Пушкина по материнской линии. Но это не делает Александра Сергеевича менее русским.

Отцом Владимира Ивановича Даля, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» был обрусевший датчанин, а матерью - представительница семьи французских гугенотов де Мальи.

То есть национальная принадлежность человека определяется его самосознанием, которое зависит от включенности в ту или иную национальную культуру и чувства принадлежности к ней. Это чувство принадлежности часто называют самоидентификацией человека.

Причины межнациональных конфликтов

  • Работа с текстом учебника по группам: с. 202-203 – выяснить причины межнациональных конфликтов; с. 203-204 – как предотвратить национальные конфликты.

Мало кому могут быть безразличны успехи и беды своего народа. Людям разных национальностей присуще чувство национальной гордости, стремление к тому, чтобы права народа признавались и уважались. Национальное оскорбление или унижение могут восприниматься гораздо тяжелее, чем личные. Вы ещё будете говорить на уроках истории Новейшего времени, что условия Версальского мирного договора после Первой мировой войны были восприняты в Германии как величайшее национальное унижение. Это способствовало росту авторитета фашистской партии, пропагандировавшей идею превосходства немецкой нации - «арийской расы» и призывавшей к реваншу – возвращению утраченных позиций.

Крайне агрессивную форму национализма, убеждение в превосходстве своей нации и праве «поучать» другие нации, навязывать им свою культуру, стремление к захвату чужих территорий называют шовинизмом.

Этот термин происходит от имени Николя Шовена, героя комедии братьев Коньяр «Трёхцветная кокарда». Возможно, у него был и реальный прототип – ветеран наполеоновских войн, преклонявшийся перед императором - создателем «величия» Франции.

Шовинизм в политике может приводить к геноциду – физическому истреблению групп населения по национальному, расовому или религиозному признаку. В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён до наших дней.

В начале 13 века римский папа Иннокентий III организовал крестовый поход на юг Франции против катаров, религиозного течения в христианстве. Катары безжалостно уничтожались. Часто погибали и католики, жившие по соседству с «еретиками». Когда перед штурмом катарской крепости Безье воины обратились к папскому легату (послу) Арно Амори с вопросом, как отличить еретиков от католиков, Амори ответил: «Убивайте всех! Господь отделит своих».

Одним из самых масштабных примеров геноцида можно считать уничтожение коренного населения Америки европейскими колонизаторами. Начало ему положило открытие Америки Христофором Колумбом в 1492 г. Геноцид индейцев принимал различные формы: уничтожение во время войн, предумышленное отравление источников воды, принудительный труд в нечеловеческих условиях, переселение в непригодные для обитания районы, резню, распространение алкоголя и тому подобное. В конце 19 века в США и Канаде стала активно проводиться политика ассимиляции индейцев. Детей стали принудительно отдавать в специальные государственные школы-интернаты. Родителям и родственникам запрещалось посещать эти школы. Детей наказывали, если они осмеливались разговаривать на родном языке. В результате дети индейцев быстро теряли своё национальное самосознание, национальную самоидентификацию.

Самым известным примером организованного геноцида является политика фашистской Германии по отношению к так называемым «низшим расам». Например, план «Ост» предусматривал массовые этнические чистки в восточной Европе и СССР для «освобождения жизненного пространства» для немцев и других «германских народов». Хотя план и предполагалось запустить на полную мощность только после завершения войны, в его рамках было уничтожено около 3 миллионов советских военнопленных, планомерно уничтожалось и отправлялось на принудительные работы население Польши, Беларуси, Украины. Только на территории Беларуси было создано 260 лагерей смерти и 170 гетто. За годы оккупации потери мирного населения этой республики составили более 2,5 миллионов человек, то есть около 25%.

В 1948 году Организация Объединённых Наций признала геноцид международным преступлением. Но, к сожалению, искоренить его не удалось.

Так, в ходе массовой резни в африканском государстве Руанда, представители племени хуту истребили более 900 тыс. членов племени тутси.

Последствия геноцида должны стать грозным предупреждением о том, к чему могут привести нерешённые проблемы в отношениях между различными нациями.

Межнациональные, межэтнические конфликты порождаются не существованием этносов, а политическими и социальными условиями, в которых они живут и развиваются. Часто созданию из соседнего народа «образа врага» способствует обращение к тем страницам истории, которые запечатлели нанесённые друг другу «обиды».

Среди причин, которые могут привести к межнациональным конфликтам, можно выделить следующие.

  • Территориальные: борьба за изменение границ, «спорные» территории, за создание нового независимого государства.

  • Экономические: борьба за обладание ресурсами, среди которым особую ценность имеют земля и её недра, например, запасы нефти.

  • Социальные: борьба за гражданское равноправие, равенство в образовании, при приёме на работу и в оплате труда.

  • Культурно-языковые: борьба за сохранение или возрождение языка, духовной культуры этнической общности.


  • Работа с документом в учебнике с. 201

Законодательство РФ о национальной политике в стране

  • Работа с текстом Конституции РФ

Конституция Российской Федерации
(фрагменты)

  • Статья 3.

  • 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

  • Статья 14.

  • 1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

  • 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

  • Статья 19.

  • 1. Все равны перед законом и судом.

  • 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ-единениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.


К сожалению, и в нашей стране происходят межнациональные конфликты. Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, создание условия для их развития и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества.

Конституция страны, «Концепция национальной политики Российской Федерации» предусматривают реализацию следующих принципов.

  • Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка.

  • Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

  • Равноправие всех субъектов Российской Федерации.

  • Гарантия прав коренных малочисленных народов.

  • Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

  • Запрещение деятельности, направленной на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, ненависти или вражды.


  1. Закрепление:

  1. Установите соответствие между примерами общностей людей и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОБЩНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

ВИДЫ ОБЩНОСТЕЙ

А) класс

Б) племя

В) нация

Г) каста

Д) сословие

Е) народность

  1. социальная

  2. этническая

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е









Ответ: 122112

  1. Укажите правильную последовательность этапов развития этноса.

  1. начало формирования нации

  2. объединение племен в союзы

  3. возникновение народности

  4. развитие национально-патриотических и национально-освободительных движений

  5. формирование племени

Ответ: 52314

  1. Верны ли следующие суждения о нации?

А. Нация представляет собой менее устойчивую общность людей, чем народность.

Б. Нация наиболее характерна для современного общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 2

  1. Верны ли следующие суждения о путях разрешения межнациональных конфликтов?

А. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится недопустимость использования насильственных методов их решения.

Б. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится следование соединению принципов территориальной, национально – территориальной и персональной автономии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 3


Учитель:Обострение отношений между этническими общностями опасно не только для общества в целом, но и для каждой семьи, каждого человека. Сохранение социального мира во многом зависит от нас с вами. Если каждый из нас сможет отказаться от предрассудков и стереотипов, будет оценивать людей не по их принадлежности к «хорошей» или «плохой» нации, а по их личным качествам и поступкам, научится уважать достоинство одноклассников, соседей независимо от цвета их кожи, языка или веры, то и почвы для возникновения межнациональных конфликтов не останется.

  • Может ли каждый из вас уже сейчас принимать участие в решении национального вопроса? Если «Да», то каким образом?

Права человека начинаются «с очень небольших мест, совсем близко от дома. Эти места такие маленькие, что их не найти ни на одной карте мира. Но эти места — целый мир для отдельного человека: будь то дом, где он живёт, школа или колледж, где он учится, завод, ферма или офис, где он работает… Это те места, где каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребёнок добиваются равного для всех правосудия, равных возможностей, равного уважения достоинства без дискриминации. Если эти права не будут иметь значения там, то они вряд ли будут иметь значение где-либо ещё. Если все граждане не будут согласованно действовать, чтобы добиться соблюдения прав человека рядом со своим домом, едва ли в большом мире произойдут изменения».

Элеонора Рузвельт,

супруга президента США Франклина Рузвельта

и председатель Комиссии ООН, которая подготовила Всеобщую декларацию прав человека в 1948 году.

  1. Оценивание, организация домашнего задания.

Просмотр содержимого презентации
«Нации и межнациональные отношения - разработка»

«Нации – это богатство человечества, это обобщение личности его; самая малая из них несет свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего промысла». А.И.Солженицын (1918-2008), русский писатель.

«Нации – это богатство человечества, это обобщение личности его; самая малая из них несет свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего промысла».

А.И.Солженицын (1918-2008), русский писатель.

Разминка: Социально – экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти работу - ___________ 2. Денежная единица какой-либо страны, находящаяся в обращении внутри страны-____ 3. Человечность, признание достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать - _____________ 4. Совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимосвязь - ________________ 5. Моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о интересах и готовность защищать от врагов - _______ 6. Сколько лет Нашей Эре? __________

Разминка:

  • Социально – экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти работу - ___________

2. Денежная единица какой-либо страны, находящаяся в обращении внутри страны-____

3. Человечность, признание достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье и вместе с тем обязанность их соблюдать - _____________

4. Совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимосвязь - ________________

5. Моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о интересах и готовность защищать от врагов - _______

6. Сколько лет Нашей Эре? __________

Ответы на вопросы разминки: 1. Безработица 2. Валюта 3. Гуманизм 4. Общество 5. Патриотизм 6. 2015

Ответы на вопросы разминки:

1. Безработица

2. Валюта

3. Гуманизм

4. Общество

5. Патриотизм

6. 2015

Актуализация знаний по теме «Социальные статусы и роли». 1. Что такое социальный статус? Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями. 2. Какие различают статусы? Приписанный (предписанный), достигаемый. 3. Как отличаются прирожденный и приписываемый статусы? Прирожденный статус определен биологически (по рождению);  Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. 4. Закончите предложение: Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется___________ Социальной ролью. 5. Закончите предложение: Роли, определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения называются__ Гендерные роли. 6. Что такое гендер? Социальный пол. Какие критерии (признаки) могут служить для разделения общества на страты (слои, группы)?

Актуализация знаний по теме «Социальные статусы и роли».

1. Что такое социальный статус?

  • Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями.

2. Какие различают статусы?

  • Приписанный (предписанный), достигаемый.

3. Как отличаются прирожденный и приписываемый статусы?

  • Прирожденный статус определен биологически (по рождению);

Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера.

4. Закончите предложение: Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется___________

  • Социальной ролью.

5. Закончите предложение: Роли, определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения называются__

  • Гендерные роли.

6. Что такое гендер?

  • Социальный пол.

Какие критерии (признаки) могут служить для разделения общества на страты (слои, группы)?

Вспомни: Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный народ России»? Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Подумай: Как определяется национальность человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

Вспомни: Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный народ России»?

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Подумай: Как определяется национальность человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

3-5 тысяч этнических групп

3-5 тысяч этнических групп

226 государств

226 государств

456 этнических общностей более 200 народов В Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается более 200 народов.

456 этнических общностей

более

200 народов

В Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается более 200 народов.

В Российской Федерации, согласно переписи населения 2010 г. проживают представители более 180 народов. Из определивших свою национальность более 111 миллионов человек относят себя к русским, более 5 миллионов – к татарам, почти 2 миллиона – к украинцам. Но кроме больших этнических общностей в нашей стране есть и малые. Так, например, 64 человека отнесли себя к финно-угорскому народу водь, и только один человек назвал себя носителем языка югов, проживавшего в среднем течении реки Енисей.

В Российской Федерации, согласно переписи населения 2010 г. проживают представители более 180 народов. Из определивших свою национальность более 111 миллионов человек относят себя к русским, более 5 миллионов – к татарам, почти 2 миллиона – к украинцам. Но кроме больших этнических общностей в нашей стране есть и малые. Так, например, 64 человека отнесли себя к финно-угорскому народу водь, и только один человек назвал себя носителем языка югов, проживавшего в среднем течении реки Енисей.

Этнос (от гр.ethnos - народ) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных организаций. Черты этноса: Общность языка; Общая историческая судьба; Специфическая материальная и духовная культура; Семейно-бытовое поведение; Нормы повседневного поведения, этикет. Род предшествовал этносу. Род немногочисленен, у него нет самостоятельной культуры, а главное – он входит в состав более крупного целого – в состав племени.

Этнос (от гр.ethnos - народ) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных организаций.

Черты этноса:

  • Общность языка;
  • Общая историческая судьба;
  • Специфическая материальная и духовная культура;
  • Семейно-бытовое поведение;
  • Нормы повседневного поведения, этикет.

Род предшествовал этносу. Род немногочисленен, у него нет самостоятельной культуры, а главное – он входит в состав более крупного целого – в состав племени.

Род  – коллектив родственников по материнской или отцовской линии. Племя – несколько родов, связанных между собой общностью происхождения, общими чертами культуры, едиными религиозными взглядами.

Род – коллектив родственников по материнской или отцовской линии.

Племя – несколько родов, связанных между собой общностью происхождения, общими чертами культуры, едиными религиозными взглядами.

Народность  – большая группа людей, которую объединяет общая территория проживания, язык, хозяйственная и культурная жизнь, психический склад. Нация – общность людей, для которой характерно культурное, хозяйственное и политическое единство.

Народность – большая группа людей, которую объединяет общая территория проживания, язык, хозяйственная и культурная жизнь, психический склад.

Нация – общность людей, для которой характерно культурное, хозяйственное и политическое единство.

Нация (от лат.natio – народ, племя) – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей.

Условия существования:

Возникновение связано с началом Нового времени:

  • переход к капитализму;
  • усиление экономических связей;
  • Образование внутреннего рынка;
  • Распространение грамотности и литературного языка.
  • Общность территории.
  • Общность языка.
  • Общность экономического уклада.
  • Общность культуры.
  • Общность психического склада.

Национальное государство

В отличие от народности, нация – более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придает общность экономической жизни.

Каждая сложившаяся нация поднимается до осознания своих национальных интересов.

Национальные интересы - интересы нации или иного этноса как выражение их потребностей в экономической, социальной и духовной жизни.

Необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития.

Необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

этническая принадлежность национальная принадлежность определяется происхождением ???

этническая принадлежность

национальная принадлежность

определяется происхождением

???

Абрам Ганнибал – прадед, сын эфиопского князя Христина Шеберг – прабабка, немка

Абрам Ганнибал – прадед, сын эфиопского князя

Христина Шеберг – прабабка, немка

Иван Матвеевич Даль – обрусевший датчанин Мария Христофоровна Фрейтаг, из семьи французских гугенотов

Иван Матвеевич Даль – обрусевший датчанин

Мария Христофоровна Фрейтаг, из семьи французских гугенотов

этническая принадлежность национальная принадлежность определяется происхождением ???

этническая принадлежность

национальная принадлежность

определяется происхождением

???

Ученые используют слово «НАЦИЯ» для обозначения этнической общности людей. А в другом смысле: НАЦИЯ – это все граждане определенной страны, независимо от этнических различий. Нация – исторически сложившаяся социально – экономическая и духовная общность людей. Национальность – принадлежность к определенной нации или народности.

Ученые используют слово «НАЦИЯ» для обозначения этнической общности людей. А в другом смысле: НАЦИЯ – это все граждане определенной страны, независимо от этнических различий.

Нация – исторически сложившаяся социально – экономическая и духовная общность людей.

Национальность – принадлежность к определенной нации или народности.

Работа с текстом параграфа 25: I. Прочтите текст параграфа 25 на с. 202-203 и выделите причины межнациональных конфликтов. II. Прочтите текст параграфа 25 на с. 203-204 и скажите как можно предотвратить межнациональные конфликты? Национализм (фр. Natiolizme от лат. Natio - народ) – идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду. Расизм ( лат. ratio категория, разряд )  – теория и политика господства так называемых «высших» рас над «низшими». Исходит их антинаучных представлений о физической и психической неравноценности человеческих рас, подразделении их на высшие и низшие, отстаивании права первых главенствовать над вторыми. Шовинизм  – крайне агрессивная форма национализма, убеждение в превосходстве своей нации, стремление к захвату чужих территорий. Геноцид  – физическое истребление групп населения по расовому, национальному или религиозному признаку .

Работа с текстом параграфа 25:

I. Прочтите текст параграфа 25 на с. 202-203 и выделите причины межнациональных конфликтов.

II. Прочтите текст параграфа 25 на с. 203-204 и скажите как можно предотвратить межнациональные конфликты?

Национализм (фр. Natiolizme от лат. Natio - народ) – идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов;

стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Расизм ( лат. ratio категория, разряд ) – теория и политика господства так называемых «высших» рас над «низшими». Исходит их антинаучных представлений о физической и психической неравноценности человеческих рас, подразделении их на высшие и низшие, отстаивании права первых главенствовать над вторыми.

Шовинизм – крайне агрессивная форма национализма, убеждение в превосходстве своей нации, стремление к захвату чужих территорий.

Геноцид – физическое истребление групп населения по расовому,

национальному или религиозному признаку .

Причины межнациональных конфликтов : территориальные : борьба за «спорные» территории, за создание независимого государства; экономические : борьба за ресурсы; социальные : борьба за равноправие; культурно-языковые . Принципы разрешения межнациональных конфликтов: Соединение принципов территориальной, национально- территориальной и персональной автономии. Недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие. Уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп. Осуждение насилия в решении национальных вопросов. Неприятие шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивающего национальные чувства людей. От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависит спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Причины межнациональных конфликтов :

  • территориальные : борьба за «спорные» территории, за создание независимого государства;
  • экономические : борьба за ресурсы;
  • социальные : борьба за равноправие;
  • культурно-языковые .

Принципы разрешения межнациональных конфликтов:

Соединение принципов территориальной, национально- территориальной и персональной автономии.

Недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие.

Уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп.

Осуждение насилия в решении национальных вопросов.

Неприятие шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивающего национальные чувства людей.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависит спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Конституция Российской Федерации (фрагменты)

Статья 3.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Статья 14.

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 19.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Национальная политика РФ Главная задача : согласование интересов всех проживающих в стране народов. Основные принципы:

Национальная политика РФ

Главная задача :

  • согласование интересов всех проживающих в стране народов.

Основные принципы:

  • равенство прав и свобод человека, независимо от его национальности;
  • право гражданина определять свою национальную принадлежность;
  • равноправие всех субъектов Российской Федерации;
  • гарантия прав коренных малых народов;
  • содействие развитию национальных культур и языков народов России;
  • запрещение деятельности, направленной на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, ненависти или вражды.
Закрепление изученного материала: Ключи к ответам:

Закрепление изученного материала:

Ключи к ответам:

  • 122112
  • 52314
  • 2
  • 3
Оценивание: (аргументированное самооценивание) Домашнее задание:

Оценивание: (аргументированное самооценивание)

Домашнее задание:

  • Параграф 25 прочитать,
  • выполнить задания рубрик: «Проверь себя» с. 205 (устно), «В классе и дома» с. 205-206 (устно),
  • «Говорят мудрые» с.206 – записать смысл высказывания и ваше отношение к поднятой проблеме.
  • Составить развернутый план раскрытия темы «Нация и межнациональные отношения».
«Нации – это богатство человечества, это обобщение личности его; самая малая из них несет свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего промысла». А.И.Солженицын (1918-2008), русский писатель .

«Нации – это богатство человечества, это обобщение личности его; самая малая из них несет свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего промысла».

А.И.Солженицын (1918-2008), русский писатель .