понимать исторический контекст понятий темы;
планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
использовать понятия и термины курсов Всеобщей истории, истории России, географии, музыки;
корректно использовать изученные понятия и термины
воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, в тоже время патриотических чувств к своей Родине.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. Мотивация. Психологический настрой на урок. | Приветствие. Оргмомент. | Дети проверяют свою готовность к уроку. Учет присутствующих/отсутствующих |
2. Проверка домашнего задания. | Этап 1. Проверка первичного домашнего задания Вы должны были выписать 10 примеров исчезнувших народов. Давайте проверим, что у вас получилось. Этап 2. Проверка второй части домашнего задания. А сейчас давайте попробуем соотнести примеры различной дискриминации с ее видами. На каждого придется по 2 примера. Этап 3. Проверка третьей части домашнего задания. Также у вас было задание найти несколько примеров этноцентризма. Чтобы лучше понять, справились ли вы с этой частью задания, я выведу на экран определение понятия, а вы сначала проверите свои примеры в паре, а затем мы обсудим вместе, все ли у вас получилось. | Демонстрируют первичное домашнее задание, распределяют по очереди предлоенные примеры, проверяют сначала в паре, потом классом вторую часть задания. |
3. Целеполагание | Цель урока вам уже должна быть понятна, т.к. вы уже знаете, что это завершающий урок по данной теме, следовательно целью урока будет… | Разрабатывают примерные цели |
4. Актуализация знаний | Итак, мы с вами узнали, что межнациональные отношения – это… Одним из главных понятий темы является понятия «народ», «нация» и «этнос» Также мы узнали ,что есть самые различные точки зрения на формирование наций/этносов. Сейчас об одной такой точке зрения нам расскажет… Вы услышали одну из теорий. Как и многие теории, она представляет собой определенный взгляд на проблему, и имеет свои плюсы и минусы (дополняются особенности) – однако данная теория представляет собой очень интересный взгляд на проблему. Например. Если наложить график данной теории на историю России, то мы видим определенные выводы. (соотнести, выслушать мнение докладчика, либо класса) | Слушают текст, пытаются определить ключевые моменты. Выслушивают сообщение одного из учащихся, задают вопросы по возможности. Высказывают свое мнение по теме. |
Физкультминутка | - мы немного устали, давайте встанем, протянемся, сделаем пару-тройку движений уставшими конечностями | Выполняют упражнения. |
4. Актуализация знаний (продолжение) | Итак, мы с вами знаем, что есть различные подходы к изучению этносов. Однако есть различные подходы и к изучению всей истории развития общества. - Какой подход мы с вами изучали? - Кто автор этого подхода? - Как он называется? - В чем его особенности? Итак, мы с вами изучили т.н. формационный подход, автором которого является Карл Маркс. Однако есть несколько другой подход к изучению истории и этносов. О нем нам расскажет… | Слушают текст, пытаются определить ключевые моменты. Пытаются ответить на вопросы Выслушивают сообщение одного из учащихся, задают вопросы по возможности. |
5. Закрепление изученного материала | Итак, мы узнали про еще один подход к изучению истории и этносов. - Как вы думаете, почему данный подход более подходит при изучении нашей темы? Мы знаем, что межнациональные отношения многовариантны, и многообразны. Далеко не всегда они бывают мирными и благополучными для всех вступающих в отношения народов. Как вы думаете, какой же принцип главных в межнациональных отношениях? Верно! В мире проживает более 2000 наций и народностей, около 180 из них проживает в России. Наши страна даже в Конституции – верховном законе страны названа многонациональной. Это стоит помнить равно как стоит уважать все проживающие в нашей стране нации и народы. Сейчас в мире происходит процесс глобализации. Как вы думаете, как он повлияет на народы планеты, их дальнейшую судьбу? Ну а сейчас мы проверим ваши знания из других предметов и областей по данной теме. Попробуйте ответить на вопросы и задания мини-викторины. | Высказывают свое мнение по теме. Высказывают собственное мнение. Формулируют собственное отношение к теме урока. Сообща отвечают на задания викторины. |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | - что узнали, - зачем нужны эти сведения | Мы узнали… Мы научились… Перечисление затруднений |
Д/з | § , записи в тетради Найти и выписать количество стран в мире на 2019 год | Записывают задание в дневник |