СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья "Особенности обучения дошкольников английскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика преподавания английского языка детям дошкольного возраста, приемы организации учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Особенности обучения дошкольников английскому языку"»

Селеменова В. В.

Екатеринбург, Россия

Selemenova V.V.

Ekaterinburg, Russia

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

THE PECULIARITIES OF TEACHING ENGLISH TO YOUNG LEARNERS

Аннотация. Статья раскрывает специфику преподавания английского языка детям дошкольного возраста. Особое внимание уделено приемам организации учебной деятельности.

Abstract. This article describes the specific character of teaching English to young learners. A considerable attention is paid to the ways of organizing teaching and learning activity.

Ключевые слова: раннее обучение, дошкольный возраст, иностранный язык, психологические процессы, игровые приемы, рифмовки, песни, сказка.

Keywords: early learning, preschool age, foreign language, psychological processes, playing techniques, rhymes, songs, fairy-tale.

Сведения об авторе: Селеменова Виктория, преподаватель английского языка.

About the author: Selemenova Victoria, an English teacher.

Контактная информация, г. Екатеринбург, МАОУ Лицей №128.

e-mail: victoria.VS@mail.ru

В настоящее время раннее обучение иностранному языку является одним из приоритетных направлений в педагогической практике. Исследователи отмечают, что оно не только дает дополнительные возможности для разностороннего воспитания дошкольника, но также создает условия для развития как его языковых, так и общих способностей. Отсюда возникает вопрос о том, каким образом следует организовать учебную деятельность дошкольников для эффективного овладения ими английским языком.

Для этого нам необходимо определить основные особенности психологических процессов детей дошкольного возраста. Прежде всего, дети легко запоминают только небольшие слова, причем, раньше всего сохраняются в памяти выполненные ими движения и только затем пережитые эмоции и чувства, которые позднее перетекают в слова. Это свидетельствует о том, что память ребенка-дошкольника носит непроизвольный характер: хорошо запоминается то, что близко, доступно, эмоционально окрашено, порой смешно [4].

В свою очередь, восприятие ребенка ориентируется на сенсорные эталоны, такие как цвет, форма и величина. Кроме того, он внимателен только к интересному и новому для себя, поэтому его сосредоточенность не отличается постоянством, и в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия внимание ребенка быстро переносится с одного предмета на другой. Руководствуясь своими стремительно изменяющимися интересами, дети дошкольного возраста способны концентрироваться на решении какой-либо задачи лишь на очень непродолжительное время – до 5 минут. Иными словами, дошкольник не является «хозяином» своего внимания, у него налицо все признаки только непроизвольного внимания [1].

В целом, данному возрасту свойственно непроизвольное запоминание, преобладание механической памяти над смысловой, наглядно-образное мышление, неустойчивое внимание и чрезмерная двигательная активность. Исходя из выявленных психологических особенностей, можно обозначить ряд правил организации учебной деятельности при работе с дошкольниками, предложенных Красюковой А.А.:

  • не вводить дошкольникам сложные конструкции;

  • не заставлять их заучивать большие предложения на английском языке;

  • вводить новые слова с использованием картинок или показа;

  • запоминать новые слова с помощью стихотворений, или использовать пропевку на мелодию известных детских песен;

  • мотивировать дошкольника (каждое занятие должно быть как путешествие в сказку, в мир, не известный для ребенка);

  • менять вид деятельности каждые 3-5 минут, проводить языковые игры с элементами движения.

Как мы видим, существует достаточно большое число различных средств, в том числе учебного материала, направленных на развитие личностных и творческих способностей дошкольников. И в качестве основных средств можно обозначить рифмовки, песни, сказку и игру, которая, в свою очередь, может включать в себя все вышеперечисленные приемы.

Как известно, в процессе обучения английскому языку существенное внимание отводится процессу запоминания, из чего можно обозначить немаловажную роль такого приема в организации работы с дошкольниками как рифмовки. Рифмовки способны выполнять не только обучающую функцию, но также воспитывать нравственные качества, культуру поведения. Выделяют грамматические, фонетические и лексические рифмовки. Их отбор для работы осуществляется по следующим критериям: рифмовка не должна быть длинной; ее содержание должно быть образным, чтобы можно было нарисовать к ней картинку-опору или подобрать игрушку, так как в этом возрасте дети лучше запоминают слова, связанные с конкретными образами, действиями, ощущениями; хорошо, если рифмовка музыкальная. В практике преподавания английского языка на начальном этапе нередко используются рифмовки на русском языке, простые и веселые, содержащие слово или фразу на английском языке. Их заучивание не требует много времени, в них акцентируется только одно изучаемое явление и их легко можно повторять дома с родителями. Особенно популярен этот прием при знакомстве с новой лексикой и при ее закреплении.

Опоры-рифмовки дают больший эффект, если они дополняются опорами-символами. В качестве последних могут выступать рисунки букв или транскрипционных знаков. Также их можно сочетать и с другими приемами, как например, «фонетическая сказка» при обучении дошкольников алфавиту. В данном случае каждая буква алфавита становится жителем сказочного королевства, ей свойственен характерный образ. Сказочный сюжет можно развить далее и рассказать о том, как буквы живут, чем занимаются и т.п., то есть перейти к буквосочетаниям и знакомству с транскрипцией. Тем самым, дети, запоминая рифмовки, учатся формулировать для себя правила чтения в игровой и развлекательной форме, что делает процесс обучения более эффективным и запоминающимся [4].

Использование игровых приемов, в свою очередь, закладывает основы формирования базовых компонентов образовательной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других ребят. Кроме того, игра выступает как увлекательный способ отработки лексического материала. Но здесь стоит уделить особое внимание отбору лексического материала: предлагаемые слова должны часто употребляться в речи и обозначать понятия, хорошо известные ребенку на родном языке. Дети дошкольного возраста лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, а также глаголы, обозначающие движение и действия. Примерную лексическую тематику можно представить следующими темами: английский алфавит, счет, цвета, игрушки, животные, семья, части тела, еда, одежда.

Здесь также можно использовать следующие упражнения, направленные на отработку и запоминание лексического материала:

  • угадывание (слов, игрушек, картинок, загадок);

  • физкультминутки (называние действий, выполнение действий и команд);

  • игры на внимание/понимание (педагог называет лексическую единицу и показывает игрушку или картинку, а дети повторяют хором только те слова, которые имеются на картинке);

  • выбор слов/картинок по теме или по ситуации.

Таким образом, лексические задания становятся увлекательными и интересными, они хорошо запоминаются, а изучаемый материал «приклеивается» и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению [3].

Идеально соответствующей возрасту и образному мышлению ребенка продуктивной формой учебного материала, направленной на развитие у него умения слушать и говорить на иностранном языке, является сказка. По мнению Л. Дэже, сказка выполняет функцию «детского страноведения». Простота и доступность сказки, ее близость к внутреннему миру дошкольника помогает формировать и реализовывать познавательный интерес к иноязычной культуре, ввиду чего сказка становится наиболее доступным средством нравственного и эстетического воспитания, которое активно воздействует на разум и чувства дошкольника, развивает его восприимчивость и эмоциональность. Идейно-тематическое разнообразие содержания сказок с их счастливым финалом иллюстрирует непреходящую ценность таких понятий, как дружба, честность, трудолюбие, всепобеждающее добро, активная жизненная позиция.

На содержательной основе сказки могут быть построены различные ситуации игрового ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, диалоги. Не менее эффективным приемом обучения английскому языку на раннем этапе являются театрализованная деятельность, занятия, включающие элементы сказок, сказочный сюжет. И, несомненно, здесь первостепенное значение приобретает занимательность, так как она способствует формированию адекватного восприятия сказки и вызывает желание активно обращаться к этой форме творчества. Также важен критерий доступности в понятийном и языковом планах.

Все отмеченное еще раз свидетельствует о том, что обращение к сказке в работе с дошкольниками помогает развить навыки произношения и восприятия иноязычной речи на слух, ввести и закрепить новую лексику, существенным образом проявить творческое начало ребенка в различных видах деятельности [5].

Наряду с вышеперечисленными средствами обучения, особое внимание стоит уделить и такому приему как использование песен в организации работы с дошкольниками. Общеизвестно, что песни и музыка участвуют в формировании фонематического слуха, а значит и в формировании фонетических навыков. Психологически, дети воспринимают и запоминают песни и скандирование под музыку гораздо лучше, чем любой другой текст. Кроме того, им более понятно и привычно такое занятие как пение хором, нежели просто повторение хором отдельных фраз. Также разучивание песен может выступать как один из способов развития устной речи дошкольников и способствовать расширению лексического запаса детей, ввиду того, что в подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи. Кроме того, они легко вводятся и запоминаются.

Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами, отсюда музыкальный и песенный материал привлекается для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на занятии. В таком случае эффективными техниками становятся музыкальные паузы-разминки, фоновая музыка при проведении письменных работ, музыкальные “минутки” для релаксации при переключении с одного вида работы на другой [2].

Таким образом, обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста, поэтому оно должно существенно отличаться от обучения в начальной школе. На протяжении всего обучения необходимо сохранять единство форм и видов работ, при этом доминировать должна наглядность и образность, так как фраза воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как нечто единое и целое.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Красюкова А. А. Некоторые аспекты обучения иностранному языку детей дошкольного возраста [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.prodlenka.org/doshkolnoe-obrazovanie/nekotorye-aspekty-obucheniia-inostrannomu-iazyku-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

  2. Насибулина Т. В. Использование музыки и песен как учебного материала на начальном этапе обучения английскому языку [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/508723/

  3. Скорикова Т. И. Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности по английскому языку [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/08/27/osobennosti-formirovaniya-leksicheskikh-navykov-u-detey

  4. Тенис А.О. Использование рифмовок в обучении дошкольников английскому язык [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://school2100.com/upload/iblock/4bf/4bfb228c485f64126d13100c0c1e33f5.pdf

  5. Щербина А.А., Лагойкина А.А. Сказка как средство обучения английскому языку в детском саду [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://conf.grsu.by/alternant/2012/04/17/489/


  1. Сидоров В.Ш. Предмет научного исследования // Судебный вестник.—2004. — № 6. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.chemistry.ru/article.php?no=317



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!