СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья на тему "Профессионально важные качества педагога"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья на тему "Профессионально важные качества педагога"

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему "Профессионально важные качества педагога"»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА


Каждая профессия с ее специфическими особенностями предъявляет к людям особые требования. Чем сложнее структура профессиональной деятельности, тем важнее для общества ее цели и результаты, и чем разнообразнее профессиональные задачи, тем выше требования, предъявляемые к профессии. Сфера этих требований не может быть ограничена знаниями, навыками и компетенциями, но неизбежно распространяется на сферу личностных характеристик.

Учитывая специфику педагогической деятельности, ее сложность и многообразие и, прежде всего, наиболее социально значимую цель – подготовку подрастающего поколения к жизни, возникает вопрос: каким научно обоснованным требованиям должна отвечать личность педагога? Другими словами, что должно отличать современного педагога?

Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов, на который педагогическая наука постоянно ищет ответы. Несмотря на богатый накопленный опыт, этот вопрос остается нерешенным и продолжает волновать педагогов и психологов, самих учителей, а также учеников, родителей и общество в целом.

Итак, успешность профессиональной подготовки учителя и осуществления им профессиональной деятельности во многом зависит от обладания им определенными личностными характеристиками или профессионально важными качествами.

Профессионально важные качества – это личностные характеристики человека, которые необходимы для успешного овладения профессией или выполнения этой профессии на высоком уровне [1].

Профессионально важные качества появляются по биологическим и социальным причинам. Биологически обусловленные качества являются врожденными, и их развитие связано с биологической зрелостью человека. Одним из важнейших качеств для профессиональной деятельности учителя являются психофизиологические качества.

К этой группе профессионально важных качеств можно отнести свойства темперамента, физиологическая основа которого вытекает из особенностей нервной системы человека.

Прежде всего, учитель должен быть ориентирован на внешний мир, на других людей (быть экстравертом). Важно, чтобы общительность, присущая экстравертам, сочеталась с вдумчивостью и рассудительностью. Важно, чтобы у педагога был глубокий внутренний мир и внутренний стержень, чтобы он не забывал о важности собственной личности и индивидуальности, заботясь о других. В профессии, ориентированной на работу с людьми, отстраненность, самопоглощенность и безразличие к людям – табу.

В своей практике педагог сталкивается со многими трудностями, которые он преодолевает с помощью эмоциональной стабильности и равновесия. Он должен уметь быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям (пластичность), что особенно важно в контексте глобальных изменений в системе образования. Скорость реакции учителя должна быть оптимальной, так как она определяет скорость его движений и речи, скорость его памяти и «ловкость ума». Однако высокая реактивность (или степень, в которой человек бессознательно реагирует на внешние или внутренние воздействия) может стать препятствием для успешного обучения, поскольку критическое слово или внезапный резкий звук могут привести к неконтролируемым действиям.

Важным качеством для педагогов является степень активности или энергичности, с которой человек влияет на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность, в свою очередь, обеспечивает целеустремленность и упорство в достижении целей, а также концентрацию внимания в течение долгих часов работы. Однако следует помнить, что чрезмерная активность, как и пассивность, нежелательна для учителей, поскольку может привести к подавлению активности учеников.

К психофизиологическим качествам также относятся те личностные характеристики, которые влияют на познавательную деятельность учителей. Это различные атрибуты психических процессов, таких как память, внимание, мышление и воображение. Например, учителя должны обладать хорошо развитой эмоциональной, зрительной и вербальной памятью, уметь мыслить логически, образно и концептуально, характеризоваться устойчивым вниманием и активным воображением.

Особые требования предъявляются к речи учителя. Она должна быть информативной, четкой и выразительной. Речь учителя должна оказывать влияние на мысли, чувства и волю учеников, на их убеждения и поведение, то есть она должна быть эффективной. Значительные недостатки речи и плохая выразительность могут считаться табу в профессии, где работающим является другой человек [2].

Социальные условия или личностные качества возникают и развиваются в ходе позитивной деятельности человека во взаимодействии с другими людьми. В этой группе важных профессиональных качеств следует различать общие качества, присущие всем профессиям типа «человек-человек», и специфические качества, обеспечивающие успех самой образовательной деятельности.

Общие черты личности педагога включают следующие:

  • отзывчивость, доброта и готовность бескорыстно помогать другим.

  • терпимость и снисходительность к различным нестандартным формам поведения и мышления.

  • оптимистическая вера в человечность человека, уверенность в нем и желание помочь ему [2].

Кроме того, общие качества включают в себя личностные качества учителя, которые делают его представителем общества и исполнителем социального порядка. Это человечность, чувство долга и ответственности, трудолюбие, дисциплинированность, справедливость, любовь к детям и желание систематически повышать свой профессионализм.

Перечень конкретных специальных личностных качеств, обеспечивающих успех профессиональной деятельности учителя, достаточно разнообразен. Эти качества развиваются в рамках преподавательской деятельности. Психолог А.К. Маркова выделила следующие личностные качества учителей [3].

  • педагогическая эрудиция;

  • педагогическое целеполагание;

  • педагогическая интуиция;

  • педагогическая импровизация;

  • педагогическая наблюдательность, проницательность, педагогическое слушание;

  • педагогический оптимизм;

  • педагогическая изобретательность;

  • педагогическое предвидение;

  • педагогическая рефлексия.

Помимо профессионально важных качеств, психологические исследования выделяют качества, которые оказывают негативное влияние на выполнение любой профессиональной деятельности. К таким качествам относятся: высокомерие, ворчливость, нетерпение, безразличие, неорганизованность, невнимательность, грубость, ограниченность, чрезмерная требовательность и строгость, предрассудки, высокомерие и самомнение, нервозность и хитрость [4].

Итак, педагогическая деятельность охватывает все сферы человеческой деятельности и может рассматриваться как непрофессиональная и профессиональная.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специально подготовленным персоналом, выполняющим функции обучения, воспитания и развития учащихся.

Для того чтобы профессионально осуществлять образовательную деятельность, учитель должен иметь педагогическое образование и обладать соответствующей квалификацией, основные характеристики которой изложены в профессиональных стандартах. В этом случае он/она может занимать определенную должность в образовательной организации.

Педагогическая деятельность имеет определенные характеристики, которые отличают ее от других видов профессиональной деятельности. Она основана на интеграции преподавания и воспитательной работы, которые неразрывно связаны друг с другом. Педагогическая деятельность носит совместный характер и занимает активную позицию по отношению к своему объекту – ученику или воспитаннику, который играет ключевую роль в достижении результата. С другой стороны, результаты преподавательской и учебной деятельности отдалены во времени, и поэтому их трудно объективно оценить [4].

Помимо субъекта и объекта педагогической деятельности, существуют три основных компонента: определение учителем целей и задач; выбор и применение ресурсов для воздействия на учащихся; педагогическая саморефлексия.

Для успешной педагогической деятельности педагоги должны обладать профессионально важными качествами, которые являются не только предпосылками для педагогической деятельности, но и развиваются в процессе педагогической деятельности.

Таким образом, педагогические и личностные качества учителей играют решающую роль в успешности их профессиональной деятельности и являются ключом к их профессиональному развитию.


Литература


  1. Вавилов, Ю.П. О психологической структуре педагогической деятельности / Ю.П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. – 2012 – № 1. – Том II. С. 270-273.

  2. Ключко, О.И. Педагогическая психология / О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 234 с.

  3. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.

  4. Пырьев, Е.А. Психология труда: учебное пособие / Е.А. Пырьев. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 455 с.