СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - практическая работа "Дыхание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование процессов внешнего дыхания, влияние физических упражнений и занятием спортом на здоровье человека.

Просмотр содержимого документа
«Научно - практическая работа "Дыхание"»

Содержание стр

Введение……………………………………………………………………………………..2

  1. Дыхание………………………………………………………………………….......3

    1. Значение дыхания……………………………………………………………….3

    2. Строение и функции органов дыхания у человека………...............................4

    3. Гортань – орган голосообразования…………………………............................5

    4. Трахея и главные бронхи……………………………………..............................6

    5. Заболевания органов дыхания…………………………………………………..6

    6. Методы исследования…………………………………………………………...8

    7. Методы профилактики………………………………………………………….9

  2. Исследовательская работа ………………………………………………………….9

    1. Опыт № 1 Подсчет дыхательных движений…………………………………..9

    2. Опыт № 2 Расчет ЖЕЛ…………………………………………………….........9

    3. Опыт № 3 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе…………………………………………………………………………….11

    4. Опыт № 4 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе……………………………………………………………………………11

    5. Опыт № 5 Определение времени максимальной задержки дыхания

после искусственной гипервентиляции лёгких (учащённого дыхания)……11

    1. Опыт № 6 Проба Серкина……………………………………………………….11

    2. Анкетирование обучающихся по теме «Что знают о болезнях

дыхательных путей»……………………………………………………………..12

    1. Выявления заболеваний органов дыхания у жителей села Июс……………..12

Вывод:……………………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………………..13

Литература………………………………………………………………………………...15

Приложение………………………………………………………….................................16





Введение

Человек всегда стремился познать свое тело. С глубокой древности и до наших дней умнейшие представители человеческой расы интересовались строением и функционированием человеческого организма. Сведения о строении сердца, легких, почек и других органов содержатся в дошедших до нас древних книгах: китайской «Нейцзин» (11 -3 вв до н.э.), индусской «Аюр – Веда» (9-3 вв. до н.э.).

Среди наших соотечественников можно отметить работы А.П. Протаева, С.Г.Забелина, К.И. Щепинина, И.И.Пирогова, И.М. Сеченова, И.П.Павлова и других.

Дыхание - совокупность физиологических процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительными процессами в клетках, в результате которых выделяется энергия (клеточное дыхание). Дыхание человека постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечивается процессами нервной и гуморальной регуляции.

К 15 годам у подростка частота дыхания составляет 15 дыхательных движений в 1 минуту. При занятиях физической культурой частота дыхания уряжается и составляет 10 – 15. Нагрузку при занятиях физической культурой следует регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала у взрослых 30, у детей 40 дыхательных движений, а восстановление её исходной величины происходило за 7-9 минут. Частота вдохов в душном помещении увеличивается, потому что дыхание становится поверхностным. Поэтому в душном помещении резко снижается трудоспособность, т.к. больше тратится энергии на процессы в легких, в результате которых выделяется энергия (клеточное дыхание). Труднее становится дышать, и когда плотно поешь, т.к. желудок давит на диафрагму, которая поднимается вверх и затрудняет увеличение объёма легких. Интенсивность процессов дыхания зависит от ряда факторов. Она возрастает с увеличением теплопотерь. Больше кислорода нужно растущему организму. С увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, а частота дыхательных движений уменьшается. Потребность в кислороде при работе увеличивается, поэтому необходимо обеспечить непрерывный приток свежего воздуха.

В своей работе я хочу выяснить особенности частоты дыхания в покое и после физической нагрузки, с помощью формул у подростков будет определена жизненная емкость легких, установлю влияние задержки дыхания в покое и после физической нагрузки на частоту дыхания, сравню время максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе и глубоком выдохе. Мной будет исследовано, как влияет искусственная гипервентиляция легких на время максимальной задержки дыхания. Я надеюсь, что результаты, полученные в ходе работы, будут интересны для испытуемых. Также мною проведено анкетирование «Что обучающиеся школы знают о заболеваниях дыхательных путей».

Цель: исследование процессов внешнего дыхания, влияние физических упражнений и занятием спортом на здоровье человека.

Задачи:

а) исследовать жизненную ёмкость легких обучающихся 8 и 9 классов;

б) исследовать влияние дозированной нагрузки на задержку дыхания у обучающихся.

в) выяснить влияние физической подготовки на здоровье человека.

Решение: Для того, чтобы решить проблемы здоровья у людей, необходимо проводить профилактические беседы о мерах предосторожности при проявлениях заболеваний дыхательных путей. Для этого необходимо привлекать медицинских работников, учителей физической культуры, биологии для проведения консультаций, проведения различных спортивных, интеллектуальных мероприятий.

Методы исследования: подсчет количества дыхательных движений в покое и дозированной нагрузкой, измерение жизненной емкости легких с помощью расчетов, анкетирование обучающихся.

Планы и сроки реализации: Проект долгосрочный, так как необходимо постоянно проводить занятия спортом, организовывать прогулки на свежем воздухе, туристические походы в лес, на реку, озеро, делать пешие прогулки, проводить профилактические беседы с обучающимися школы, родителями, жителями села, делать буклеты о лекарственных травах, вреде курения.

Объект исследования: обучающиеся 8, 9 классов.

1.Дыхание

Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой.

У человека газообмен состоит из четырех этапов:

1)обмен газов воздушной средой и легкими;

2)обмен газов между легкими и кровью;

3)транспортировка газов кровью;

4)газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.

Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важных функции: участвуют в теплорегуляции и голосообразовании. При дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебания голосовые связки гортани.

Значение дыхания: Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды – несколько суток, без воздуха-всего несколько минут. Питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объёмом легких. Вот почему необходимо непрерывное его обновление. Благодаря вентиляции легких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды.

1.2.Строения и функция органов дыхания у человека

Органы, которые подводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.

Бронхи многократно ветвятся, образуя бронхиальное дерево. По ним воздух достигает альвеол, где и происходит газообмен. Каждое из легких занимает герметически замкнутую часть грудной полости. Между ними расположено сердце. Легкие покрыты оболочкой, которая называется легочной плеврой.

Носовая полость состоит из нескольких извилистых ходов, разделенных сплошной перегородкой на левую и правую части. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, увлажняющую поступающий воздух и задерживающую пыль. Слизь содержит вещества, губительно действующие на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная кровь движется в них навстречу вдыхаемому холодному воздуху и согревает его.

На верхней стенке носовой полости много фагоцитов и лимфоцитов, а также антител.

В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи. Появление резкого запаха ведет к рефлекторной задержке дыхания. Таким образом, верхние дыхательные пути выполняют важные функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому человек может дышать и носом и ртом. При дыхании носом воздух в носовой полости прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом. Но через рот дышать легче, и потому уставшие люди инстинктивно дышат через рот. Из глотки воздух попадает в гортань.

1.3.Гортань - орган голосообразования

Вход в трахею начинается через гортань. Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине и напоминающую песочные часы. Гортань состоит из хрящей. Спереди и с боков её прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык.

В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся ещё дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а потому их голос более высокий.

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются резонаторами - околоносовыми пазухами-полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, ещё не речь. Членораздельные звуки формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до 5 лет, когда ребенок овладевает родным языком, при общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.

1.4.Трахея и главные бронхи

Из гортани воздух попадает в трахею. Это довольно широкая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец с мягкой стороной, обращенной к пищеводу, который примыкает к трахее сзади.

Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Колебания его ресничек выводят пылевые частицы из легких в глотку. Это называется процессом самоочищения легких. Внизу трахея ветвится на два главных бронха - правый и левый. Бронхи имеют хрящевые кольца, которые защищают их от спадения во время вдоха. У мелких бронхов вместо колец остаются небольшие хрящевые пластинки, а в мельчайших бронхах-бронхиолах отсутствует и они.

1.5. Заболевания органов дыхания

Различным заболеваниям органов дыхания свойственны общие характерные симптомы, на которые должен обращать внимания персонал, ухаживающий за больным. К таким симптомам относится, прежде всего, кашель – сухой или сопровождающий выделением мокроты. Сухой раздражающий кашель утомляет больного и требует применения успокаивающих средств. Как в домашних, так и в стационарных условиях целесообразны тёплое питьё (горячее молоко пополам с подогретым боржомом или с содой – до половины чайной ложки на стакан), ингаляции паром (например, над отварным картофелем, чему сестра должна обучить больного или его родственников), горчичники, банки.

Если кашель сопровождается выделением мокроты, надо ежедневно измерять её суточноё количество, записывая данные в историю болезни, а дома - на отдельном листе. Важно отмечать изменения количества, цвета и консистенции мокроты, появление запаха, примеси пищи, прожилок или сгустков крови. Следует объяснить больному вред заглатывания мокроты: это может привести к инфицированию желудочно – кишечного тракта. При гнойных заболевания легких откашливание мокроты ведёт к опорожнению полостей, уменьшает интоксикацию организма, поэтому медицинский уход должен способствовать максимальному отхождению мокроты. Нужно помочь больному найти положение, при котором мокрота отходит наиболее полно и свободно, и проводить этот дренаж положением 2 – 3 раза в день по 20 – 30 минут. В стационаре сестра следит за регулярностью проведения этой процедуры самим больным; на дому помогает больному найти положение в первый раз и инструктирует больного родственников о порядке дальнейшего проведения дренажа положением.

К числу самых характерных жалоб больных с заболеваниями органов дыхания относится одышка: частота дыхания обычно больше 20 в минуту. Одышка может иметь экспираторный (усилен выдох) или смешанный характер. Больному надо придать возвышенное (полусидячее) положение, освободить его от стесняющей одежды, обеспечить максимальный приток свежего воздуха. При наблюдении за больным на дому нужно объяснить родственникам важность и необходимость регулярного проветривания комнаты. Боли в грудной клетке при заболеваниях органов дыхания обычно связаны с дыханием и кашлем: они обусловлены раздражением плевральных листков. Положение больного на стороне поражения ограничивает движение плевральных листков и тем самым уменьшает боль. В некоторой степени обезболивания достигается применением горчичников, банок, тёплых компрессов. При хроническом гнойном заболевании легких внезапная боль в груди, сочетающаяся с резким ухудшением состояния, может быт симптомом прорыва абсцесса в плевральную полость: в этих случаях требуется немедленная врачебная помощь.

Крупозное воспаление лёгких отличается от других форм пневмоний вовлечением в воспалительный процесс целой доли лёгкого и покрывающей её висцеральной плевры.

Мероприятия в очагах туберкулеза. Очагом туберкулёза принято называть жилище больного открытой формой туберкулёза. Члены его семьи, а также посторонние лица, проживающие вместе с бацилловыделителем, именуются контактами. Профилактическую работу в очаге в основном проводит медицинская сестра под руководством врача.

1. Собирание, обеззараживание и уничтожение мокроты. Больной, которому разрешено ходить, всегда должен иметь при себе карманную плевательницу с завинчивающейся крышкой, носить которую следует в съёмном кармане. Около больных, находящихся на постельном режиме, на стул ставят плевательницу или эмалированную посуду с крышкой (на пол ставить не следует). Все мероприятия по уничтожению мокроты должен производить сам больной или лица, ухаживающие за ним (не дети!). 2. Обучение больного так называемой дисциплине кашля и другим гигиеническим навыкам. Больной при кашле должен прикрывать рот тыльной поверхностью левой руки или платком, часто мыть руки; одежду его следует часто чистить (не в комнате);

3. Предупреждение передачи инфекции через пыль. Нужно заботиться, чтобы в помещении больного не было пыли. Перед входом в квартиру должен быть половичок для вытирания ног; в комнате нельзя чистить обувь, выбивать мягкую мебель. Уборку помещения производят влажным способом. Форточку следует держать прикрытой; если это нельзя сделать, комнату необходимо проветривать 3 раза в день, каждый раз не менее часа.

4. Больной должен спать на отдельной кровати, которую следует ставить ближе к окну на расстоянии не менее 2 м от других кроватей, целесообразно отгородить её ширмой. На постель больного запрещается класть вещи других членов семьи, особенно детские вещи и игрушки.

5. Для больного должны быть выделены отдельная посуда, полотенца, которые хранят, стирают (моют) отдельно и обеззараживают.

6. Необходимо добиваться изоляции детей от бацилловыделителя путём помещения их в санаторные ясли, детские сады, школы – интернаты. Если туберкулёзом болен ребёнок, его необходимо госпитализировать, так как больного ребёнка трудно изолировать от других членов семьи, Если бацилловыделителем является кормящая мать, она должна на время кормления ребёнка надевать халат и маску, чаще мыть руки, не вытирать нос и рот ребёнка своим платком.

7. Необходимо всегда стремиться госпитализировать больных в больницу или в санаторий, после чего произвести заключительную дезинфекцию в помещении.

1.6. Методы исследования

БРОНХОГРАФИЯ – рентгенологическое исследование бронхо – легочной системы с использованием контрастного вещества (при опухолях, сужениях, расширениях бронхов).

БРОНХОСКОПИЯ – осмотр внутренней поверхности трахеи и крупных бронхов с помощью бронхоэзофагоскопа. С диагностической целью бронхоскопию выполняют при подозрении на опухоль, сужение, туберкулёз трахеи бронхов; с лечебной целью – для удаления инородного тела, дренажа абсцесса лёгкого, прижигания язв и свищей в бронхах.

Бронхоэзофагоскоп – состоит из набора металлических трубок с осветительной и оптической системами к ним. Смотровые трубки бывают одинарными и двойными, последние состоят из наружной трубки (с нанесенной на неё сантиметровой шкалой) и внутренней – удлиняющей трубки, на наружном конце которой имеется пружина с продолжением шкалы наружной трубки. Трубки для бронхоскопии в отличии от трубок эзофагоскопии имеют в своих стенках много отверстий для прохождения воздуха. Система освещения может быть помещена снаружи на рукоятке, и тогда освещение производится светом, отраженным специальным зеркальцем или зеркальными внутренними стенками трубки. В других системах электрическая лампочка на стержне помещена у внутреннего конца трубки.

1.7. Методы профилактики

ЗАКАЛИВАНИЕ организма – повышение его устойчивости к действию метеорологических условий (холоду, высоким температурам, ветру, понижению атмосферного давлении) с помощью водных процедур, воздушных, солнечных ванн. Занятия спортом, физические упражнения по утрам. ИНГАЛЯЦИЯ – вдыхание аэрозолей с лечебной и профилактической целью. Аэрозолем называется аэродисперсная система, в которой жидкие или сухие частицы (дисперсная фаза) взвешены в воздухе или газе (дисперсионной среде). Аэрозоли широко распространены в природе: туман, дождь, пыль, дым, морской прибой. Естественные аэрозоли используются для лечения в курортных местностях. Химическая активность лекарственных веществ повышается прямо пропорционально степени их дисперсности: мелкие аэрозоли, применяемые для ингаляции, свободно проходят дыхательные пути, всасываются и оказывают свое действие на весь организм.

С лечебной целью ингаляции аэрозолей применяют для улучшения бронхиальной проходимости, разжижения мокроты, для борьбы с инфекцией. С профилактической целью ингаляции аэрозолей используют для защиты слизистой оболочки дыхательных путей от вредного воздействия химических веществ и для улучшения функции мерцательного эпителия.

ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ, ПОХОДЫ В ЛЕС.

2.Исследовательская работа

2.1. Опыт №1 Подсчёт дыхательных движений в покое

Работа проводится в парах. Экспериментатор кладѐт на верхнюю часть груди испытуемого, широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту (в положении стоя).

Оборудование: часы с секундной стрелкой

В процессе проведения опыта отработаны умения определения частоты дыхательных движений. Полученные результаты представлены.

Таблица 1(Приложение)

Среднее

арифметическое=(21+25+24+19+22+20+25+22+17+18+20+20+19+20+18+19+16+19+20+30+24):21=20.85

2.2.Опыт №2 Расчёт жизненной ёмкости лёгких

Для подростков она рассчитывается по следующим формулам:

Мальчики 13-16 лет

ЖЕЛ = {(рост (см) . 0,052)} - {(возраст (лет) .0,022)} - 4,2.

Девочки 8-16 лет

ЖЕЛ = {(рост (см) . 0,041)} - {(возраст (лет) . 0,018)} -3,7.

Жизненная ёмкость лёгких рассчитана по формулам, указанным в методике проведения исследований.

1.Вайгандт Максим = 178* 0.052-15 *0.022-4.2=4.726

2.Соколов Виктор = 166* 0.052-15* 0.022-4.2=4.102

3.Меркель Федор = 169 *0.052-14* 0.022=4.28

4.Денк Александр = 168* 0.052-14* 0.022-4.2=4.228

5.Аскараков Максим = 162* 0.052-14* 0.022=3.916

6.Ярковский Виктор = 166* 0.052-15* 0.022-4.2=4.102

7.Штайнгер Максим = 167* 0.052-14* 0.022-4.2=4.176

8.Бальев Владимир = 165* 0.052-15 *0.022-4.2=4.05

9.Соколов Артём = 173* 0.052-16* 0.022-4.2=4.444

10.Бугаев Виктор = 180 *0.052-18* 0.022-4.2=4.764

11.Меркель Анна = 165* 0.041-15* 0.018-3.7=2.795

12.Маржина Марина = 172 *0.041-15 *0.018-3.7=3.082

13.Орлова Юля = 162 *0.041-15 *0.018-3.7=2.672

14.Хоменко Юля = 159* 0.041-15 *0.018-3.7=2.549

15.Гордиенко Арина = 167 *0.041-15* 0.018-3.7=2.877

16.Мандрицина Людмила = 160* 0.041-14* 0.018-3.7=2.608

17.Шевцова Ольга = 164* 0.041-15* 0.018-3.7=2.754

18.Федорова Ксения = 160* 0.041-15* 0.018-3.7=2.59

19.Симченко Алина = 148 *0.041-15 *0.018-3.7=2.098

20.Гроздева Маргарита = 157 *0.041-15*0.018-3.7=2.467

21.Штайнбрехер Наталья = 166* 0.041-16*0.018-3.7=2.818

Среднее арифметическое:

Мальчиков(14лет) = (4.28+4.228+3.916+4.176):4=4.14

Мальчиков(15лет) = (4.726+4.102+4.102+4.05):4=4.245

Мальчиков (16 лет) = (4.44+4.764):2=4.602

Девочек(14 лет) = 2.608

Девочек(15 лет) = (2.467+2.795+3.082+2.672+2.549+2.877+2.754+2.59+2.098):9=2,65

Девочек (16 лет) = 2.818

Все данные представлены.

Таблица 2. (Приложение)

2.3.Опыт №3 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе

Работа проводится в парах. Испытуемый в течение 3 – 4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде, после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание, на сколько сможет, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Вывод делается по трѐм попыткам.

Оборудование: часы с секундной стрелкой. Опыт проведен в соответствии с методикой. Данные представлены.

Среднее арифметическое=(75+56+50+65+56+36+43+50+86+27+33+61+34+72+27+17+68+47+31+44)=51.1 секунд. Таблица 3 (Приложение)

2.4. Опыт № 4 Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе

Испытуемый в течение 3 – 4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание, насколько сможет, зажав при этом нос. Испытатель, пользуясь секундомером, определяет время от задержки дыхания до момента его возобновления.

Опыт проведен по методике, представленной выше. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания использованы данные трёх попыток и взято среднее значение. Оценка полученных результатов: для здорового ребёнка(6-18 лет) время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет от 16 до55 секунд, для взрослого от 40 до 60 секунд.

Среднее арифметическое=41+35+61+71+75+42+60+35+60+61+41+42+73+36+62+42+24+82+54+34+31):20=53.1 Таблица 4 (Приложение)

Опыт №5. Определение времени максимальной задержки дыхания после искусственной гипервентиляции лёгких (учащённого дыхания)

Испытуемый в течение 1-2 мин дышит с наибольшей глубиной, а затем по команде задерживает дыхание на максимальном вдохе. Результат фиксируется.

Среднее арифметическое(75+82+93+74+88+74+101+153+64+63+113+104+96+46+31+120+

+76+80+90):20=81.15 Таблица 5. (Приложение)

2.6 Опыт №6 Проба Серкина

Определение максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки.

В положении сидя испытуемый задерживает дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе. После 5 мин отдыха делает 20 приседаний за 30 сек. По окончании работы садится на стул и задерживает дыхание. После отдыха 1 мин снова делает приседания с задержкой дыхания на спокойном вдохе.

I фаза - определение задержки дыхания на вдохе сидя

II фаза – 20 приседаний за 30 сек, затем задержка дыхания

III фаза – отдых 1 мин и повторение I фазы.

Таблица 6 (Приложение)

    1. Анкетирование обучающихся по теме: «Что знают о болезнях дыхательных путей»

Было опрошено 35 обучающихся. Все дети знают о болезнях дыхательных путей. В основном называли астма легких, бронхит, насморк и т.д. 100% детей знают, как лечить эти заболевания. 100 % детей считают, что надо обязательно заниматься спортом, закаляться, обливаться холодной водой, принимать воздушные ванны, ежедневно выполнять физические упражнения, больше бывать на свежем воздухе. (Приложение. Фотографии.)

    1. Выявление заболеваний органов дыхания у жителей села Июс

В ходе работы, я решила выяснить, какое количество жителей имеют заболевания дыхательной системы. В амбулатории села Июс дали информацию о 9 жителях, которые имеют заболевания дыхательной системы, 3 из которых – школьники нашей школы. У взрослых (4 человека) имеют заболевания – астма легких (эти люди постоянно проходят курс лечения в районной больнице). 1 взрослый имеет заболевание - бронхит. Это заболевание проявляется тогда, когда человек простывает. Из троих детей, у одного – астма, у двух – хронический бронхит.

Вывод:

После проведенного опыта можно сделать следующие выводы: максимальное время задержки дыхания после физической нагрузки уменьшается в среднем на 40%-70% у здоровых и более 70% у людей с нарушением здоровья, после непродолжительного отдыха(1 минуты), время дыхания увеличилось по сравнению с задержкой дыхания

В покое у здоровых, тренированных людей, составляет 70-100%, и составляет не менее 70% у больных людей.

На территории села выявлено 9 случаев заболевания дыхательной системы. Если судить о том, что количество жителей на селе около 2 тысяч человек, то это немного. Но хочется, чтобы это количество уменьшилось. Ведь здоровье человека – это самая большая ценность в его жизни.

В результате исследований, которые были проведены с обучающимися школы из 8-9 классов, легочных заболеваний не выявлено. Зато обучающиеся 1-4 классов такие заболевания имеют. Всем детям необходимо заниматься спортом, принимать прохладный душ. Необходимо проводить профилактическую работу по борьбе с курением. Так как школьники старших классов имеют вредные привычки.

Выпускать буклеты для профилактики заболеваний. Чтобы люди не занимались самолечением, а применяли травы, таблетки в соответствии с правилами применения. Я, считаю, что для науки эта работа может иметь определенное значение. Например, какие упражнения помогают при определенных заболеваниях. Как влияет дыхательная гимнастика на состояние легких и т.д. В этой области возможно продолжение, так как с каждым годом развивается наука, применяются новые методы исследования, лечения.

Таблица 7, 8 (Приложение)

Оценка полученных результатов

Состояние здоровья

Фаза 1

Фаза 2

Фаза 3

Здоров, тренирован

50-70 секунд


Более 50% от 1 фазы


Более 100% от 1 фазы

Здоров, нетренирован

45-50 секунд


30-50% от 1 фазы


70-100% от 1 фазы


Скрытая недостаточность кровообращения

30-45 секунд


Менее 30% от 1 фазы


Менее 70% от 1 фазы


Заключение

  1. В ходе эксперимента установлено, что среднее количество вдохов за одну минуту, составило 20.85( колебалось от 16 до30), это величина выше средней(15 вдохов), что можно объяснить , проведением эксперимента в душном помещении.

  2. Рассмотрев испытуемых, и составив таблицу по возрастам, мы видим, что величина ЖЕЛ равна (1 случай) или выше (11 случаев) среднестатистического. Это связано с увеличением среднего роста детей в каждой возрастной группе.

  3. В результате проведённых опытов задержки дыхания на вдохе установлено, что результат, который показали испытуемые (от 17 до 86, в среднем 51 секунда) удовлетворяет требования, предъявляемые к детям.

  4. В результате проведенных опытов по задержке дыхания на выдохе у подростков (14 – 16 лет) зафиксирован результат от 31 секунды до 82, в среднем 53,1. он превышает среднестатистический показатель (15 – 20 секунд).

  5. В результате эксперимента установлено, что после гипервентиляции легких задержание дыхания у испытуемых на вдохе составило 81.15, что в 1.6 раза больше, чем задержка дыхания на вдохе без гипервентиляции.

Состояние испытуемых

Здоров, тренирован


Здоров, нетренирован


Скрытая недостаточность кровообращения


Вайгандт Максим, Соколов Виктор, Аскараков Максим, Бугаев Виктор


Меркель Федор, Денк Александр, Ярковский Виктор, Штайнгер Максим, Бальев Владимир, Соколов Артем,

Орлова Юлия, Гордиенко Арина, Мандрицина Людмила, Шевцова Ольга, Федорова Ксения, Симченко Алина, Гроздева Маргарита, Штайнбрехер Наталья

Меркель Анна, Маржина Марина, Хоменко Юлия




















Литература

  1. И.Э. Алькамо. Биология. Учебное пособие. Москва. Изд-во «астрель»,

2002 г.

  1. Биология. Справочник абитуриента / Власова З.А. – М.: Справочник абитуриента, ООО «Фирма «Издательство АСТ», Центр гуманитарных наук им. М.В.Ломоносова, 1998г.

  2. Биология. Человек: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений /

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 4 – е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2003. Стр.132 -154

  1. О.В.Иванова, М.; ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. –с.128-129,ил


























Приложение

Таблица 1.

Подсчет дыхательных движений в покое

ИСПЫТУЕМЫЙ

КОЛИЧЕСТВО ВДОХОВ ЗА ОДНУ МИНУТУ

1.Вайгандт Максим

21

2.Соколов Виктор

25

3.Меркель Федор

24

4.Денк Александр

19

5.Аскараков Максим

22

6.Ярковский Виктор

20

7.Штайнгер Максим

25

8.Бальев Владимир

22

9.Соколов Артём

17

10.Бугаев Виктор

18

11.Меркель Анна

20

12.Маржина Марина

20

13.Орлова Юля

19

14.Хоменко Юля

20

15.Гордиенко Арина

18

16.Мандрицина Людмила

19

17.Шевцова Ольга

16

18.Федорова Ксения

19

19.Симченко Алина

20

20.Гроздева Маргарита

30

21.Штайнбрехер Наталья

24

Таблица 2.

Расчет жизненной емкости легких

ИСПЫТУЕМЫЙ

Жизненная ёмкость легких

1.Вайгандт Максим

4.726

2.Соколов Виктор

4.102

3.Меркель Федор

4.28

4.Денк Александр

4.228

5.Аскараков Максим

3.916

6.Ярковский Виктор

4.102

7.Штайнгер Максим

4.176

8.Бальев Владимир

4.05

9.Соколов Артём

4.44

10.Бугаев Виктор

4.764

11.Меркель Анна

2.795

12.Маржина Марина

3.082

13.Орлова Юля

2.672

14.Хоменко Юля

2.549

15.Гордиенко Арина

2.877

16.Мандрицина Людмила

2.608

17.Шевцова Ольга

2.754

18.Федорова Ксения

2.59

19.Симченко Алина

2.098

20.Гроздева Маргарита

2.467

21.Штайнбрехер Наталья

2.818

Таблица 3.

Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе

ИСПЫТУЕМЫЙ

МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ
НА ГЛУБОКОМ ВДОХЕ (СЕКУНДЫ)

1.Вайгандт Максим

75

2.Соколов Виктор

56

3.Меркель Федор

50

4.Денк Александр

65

5.Аскараков Максим

56

6.Ярковский Виктор

36

7.Штайнгер Максим

44

8.Бальев Владимир

43

9.Соколов Артём

50

10.Бугаев Виктор

86

11.Меркель Анна

27

12.Маржина Марина

33

13.Орлова Юля

61

14.Хоменко Юля

34

15.Гордиенко Арина

72

16.Мандрицина Людмила

27

17.Шевцова Ольга

17

18.Федорова Ксения

68

19.Симченко Алина

47

20.Гроздева Маргарита

31

21.Штайнбрехер Наталья

44

Таблица 4

Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе

ИСПЫТУЕМЫЙ

МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАДЕРКИ ДЫХАНИЯ НА ГЛУБОКОМ ВЫДОХЕ (СЕКУНДЫ)

1.Вайгандт Максим

41

2.Соколов Виктор

35

3.Меркель Федор

61

4.Денк Александр

71

5.Аскараков Максим

75

6.Ярковский Виктор

42

7.Штайнгер Максим

60

8.Бальев Владимир

35

9.Соколов Артём

60

10.Бугаев Виктор

61

11.Меркель Анна

41

12.Маржина Марина

42

13.Орлова Юля

73

14.Хоменко Юля

36

15.Гордиенко Арина

62

16.Мандрицина Людмила

42

17.Шевцова Ольга

24

18.Федорова Ксения

82

19.Симченко Алина

54

20.Гроздева Маргарита

34

21.Штайнбрехер Наталья

31

Таблица 5.

Определение времени максимальной задержки дыхания после

искусственной гипервентиляции легких

ИСПЫТУЕМЫЙ

МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ С НАИБОЛЬШЕЙ ГЛУБИНОЙ НА МАКСИМАЛЬНОМ ВДОХЕ (СЕКУНДЫ)

1.Вайгандт Максим

103

2.Соколов Виктор

125

3.Меркель Федор

75

4.Денк Александр

82

5.Аскараков Максим

93

6.Ярковский Виктор

74

7.Штайнгер Максим

88

8.Бальев Владимир

74

9.Соколов Артём

101

10.Бугаев Виктор

153

11.Меркель Анна

64

12.Маржина Марина

63

13.Орлова Юля

113

14.Хоменко Юля

104

15.Гордиенко Арина

96

16.Мандрицина Людмила

46

17.Шевцова Ольга

31

18.Федорова Ксения

120

19.Симченко Алина

76

20.Гроздева Маргарита

80

21.Штайнбрехер Наталья

90

Таблица 6.

Трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина

Испытуемый

Максимальное время задержки дыхания в покое (1 фаза)

Максимальное время задержки дыхания, после 20 приседаний и в % от 1 фазы

Максимальное время задержки дыхания, после отдыха 1 мин и в % от 1 фазы

1.Вайгандт Максим

75

17 (23)

30 (40%)

2.Соколов Виктор

56

28 (50%)

50 (89%)

3.Меркель Федор

50

33 (66%)

40 (80%)

4.Денк Александр

65

18 (27%)

26 (40%)

5.Аскараков Максим

56

35 (62%)

44 (78%)

6.Ярковский Виктор

36

29 (80%)

38 (105%)

7.Штайнгер Максим

44

28 (63%)

40 (90%)

8.Бальев Владимир

43

18 (41%)

27 (63%)

9.Соколов Артём

50

20 (40%)

41 (82%)

10.Бугаев Виктор

86

35 (41%)

65 (78%)

11.Меркель Анна

27

10 (37%)

20 (74%)

12.Маржина Марина

33

10 (31%)

22 (66%)

13.Орлова Юля

61

26 (42%)

37 (60%)

14.Хоменко Юля

34

20 (58%)

35 (102%)

15.Гордиенко Арина

72

40 (55%)

55 (76%)

16.Мандрицина Людмила

27

16 (59%)

25 (92%)

17.Шевцова Ольга

17

10 (58%)

18 (105%)

18.Федорова Ксения

68

20 (29%)

30 (44%)

19.Симченко Алина

47

16 (34%)

28 (60%)

20.Гроздева Маргарита

31

25 (80%)

37 (119%)

21.Штайнбрехер Наталья

44

10 (23%)

21 (48%)

Таблица 7.

Оценка полученных результатов

Состояние здоровья

Фаза 1

Фаза 2

Фаза 3

Здоров, тренирован

50-70 секунд


Более 50% от 1 фазы


Более 100% от 1 фазы

Здоров, нетренирован

45-50 секунд


30-50% от 1 фазы


70-100% от 1 фазы


Скрытая недостаточность кровообращения

30-45 секунд


Менее 30% от 1 фазы


Менее 70% от 1 фазы




Таблица 8.

Жизненная емкость легких


Возраст,

лет

ЖЕЛ

мальчиков

ЖЕЛ

Мальчиков

(испытуемых)

ЖЕЛ

девочек

ЖЕЛ

Девочек

(испытуемых)

14

2.8

4.14

2.5

2.608

15

3.3

4.245

2.7

2.65

16

3.8

4.602

2.9

2.818

Таблица 9.

Состояние испытуемых

Здоров, тренирован


Здоров, нетренирован


Скрытая недостаточность кровообращения


Вайгандт Максим, Соколов Виктор, Аскараков Максим, Бугаев Виктор


Меркель Федор, Денк Александр, Ярковский Виктор, Штайнгер Максим, Бальев Владимир, Соколов Артем, Орлова Юлия, Гордиенко Арина, Мандрицина Людмила, Шевцова Ольга, Федорова Ксения, Симченко Алина, Гроздева Маргарита, Штайнбрехер Наталья


Меркель Анна, Маржина Марина, Хоменко Юлия


Фотографии

Прогулки на свежем воздухе





Закаливание



Занятия спортом




















Министерство образования и науки Республики Хакасия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Июсская средняя общеобразовательная школа»








Секция медицины








Автор:

Шлейнинг Татьяна Петровна, 10 класс

Руководитель:

Симон Марина Равельевна, учитель биологии






с. Июс, 2013