СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научные достижения XX века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру разработан согласно требованиям ФГОС с учетом особенностей детей с ОВЗ (Тяжелые нарушения речи). Урок составлен на основе краеведческого материала республики Башкортостан и , в частности, города Салават.

Просмотр содержимого документа
«Научные достижения XX века.»

Тема: Достижения науки в 20 веке.

Тип урока: получение новых знаний.

Формы работы: самостоятельная, фронтальная, групповая, в парах

Цель: расширение знаний учащихся о научных открытиях XX века.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить с открытиями, сделанными в 20 веке советскими и российскими учеными;

Развивающая:

-развивать речь обучающихся;

- развивать произвольное внимание, память, воображение;

- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развивать интерес к предмету окружающий мир;

Воспитывающая:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде

Формируемые УУД:

Личностные:

  • учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

  • принятие ценности развития науки и техники.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

  • понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

Познавательные:

  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные:

  • адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате;

  • допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;

  • устойчиво владеть правилами вежливости в различных ситуациях;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Оборудование:

Учебник, презентация к уроку, атлас, карточки для групповой и парной работы, лазерная указка








Ход урока


  1. Организационный момент.

Сегодня нас ждет деловая игра

Собраться нам с мыслями

Всем уж пора.

Давайте, друзья,

Оглянемся назад.

В 20 век – век достижений и побед.

II Актуализация знаний

Постановка проблемы

Посмотрите на ленту времени. Какие года отмечены? Какой это век? (20) слайд

-На партах у вас лежат листочки, на которых записаны важнейшие события 19-20 веков. Отметьте галочкой только те события, которые произошли в 20 веке. Работаем в парах. Слайд

1) 1 мировая война;

2) Отечественная война 1812г

3) Образование СССР;

4) Великая Отечественная война;

5) Отмена крепостного права;

6) Гражданская война;

7) Революции 1917г.

8) Строительство железной дороги Москва-Петербург

9) Первый полет человека в космос/12 апреля 1961 г.

ПРОВЕРКА

-Что нового произошло в жизни нашей страны в 20 веке?

(Появились новые заводы, фабрики, построены города, открыты новые лекарства, в домах появилось электричество, электрические приборы.)

-Как вы думаете, благодаря чему стало возможным такое развитие промышленности, сельского хозяйства? (открытиям ученых, развитию науки и техники)

-Назовите тему урока

Достижения науки в 20 веке.

_Что вы хотите узнать о достижениях науки в 20 веке?(какие открытия произошли, что нового появилось, какую роль в развитии науки внесла наша страна)

-Сформулируйте цель урока

 расширение знаний о научных открытиях XX века.



- Что необходимо для достижения цели урока?

-добывать информацию из учебника., сообщений, Интернета

-уметь правильно излагать полученные знания

- опираться на свой жизненный опыт

III Открытие новых знаний.

1.Нефть

Загадки о автомобиле , самолете.

Он в воздушном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром.

(Самолет)

Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой,

На ногах его - резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль.

Что за зверь? ...

(Автомобиль)

- Что нужно, чтобы автомобили и самолеты двигались?

-Необходимо топливо, бензин, керосин. Из чего их получают? (из нефти)

Природа создала в незапамятные времена драгоценный продукт, который люди называют «черным золотом». В действительности же это «черное золото» во стократ ценнее и нужнее человечеству, чем «благородный» желтый металл. Без золота жить можно, ну а как прожить без нефти? Мы даже не представляем, насколько прочно вошла она в нашу жизнь, в повседневный быт. Сегодня мощь и авторитет страны во многом определяет именно нефтегазодобывающая отрасль

И какую роль в этом сыграла наша республика Башкортостан расскажет Алибаев Булат (Сообщение и презентация)



Промышленная башкирская нефтедобыча началась во времена Советского Союза.

Советский академик Иван Михайлович Губкин в конце 20-х годов обратил внимание на Волго-Уральский регион и научно обосновал необходимость проведения  масштабных поисковых и разведывательных работ. Более того, при его непосредственном участии такие работы и начались.

-ОБРАТИТЕ внимание. В Салавате есть улица Губкина. Теперь вы знаете, что она названа в честь Ивана Михайловича Губкина- советского ученого и академика

Первооткрыватель башкирской нефти — Алексей Александрович Блохин. В 1929 году в республику его отправил знаменитый Иван Михайлович Губкин.

 В результате исследований Блохин делает вывод, что залежи нефти могут быть в районе деревни Ишимбай. 

Открытие поистине мирового значения произошло 16 мая 1932 года. На 702 скважине произошло семь нефтяных выбросов продолжительностью от 3 до 20 минут. 

 «Черное золото» во многом определило судьбу нашей республики. В результате комплексного освоения месторождений нефти и газа выросли новые города — Ишимбай, Октябрьский, Салават

ОАО "Газпром нефтехим Салават" - нефтехимическая компания, владеющая одним из крупнейших в России производственных комплексов нефтепереработки и нефтехимии. Предприятие расположено в городе Салават (Республика Башкортостан).

На сегодняшний день компания осуществляет полный цикл переработки углеводородного сырья и производство более 75 наименований продукции.

- Откройте атлас на стр. 5. Обратите внимание на значок (показываю значок). Здесь находятся месторождения нефти и газа в республике (слайд для демонстрации)



2. О космосе.

О каком событии вам напоминает дата 12 апреля 1961 года-Наша страна является первооткрывателем космических путешествий.

-О вкладе нашей страны в освоении космоса расскажут Давыдов Данил, Бикаева Софья и Полюхин Егор

(Сообщение и презентация)

Развитие космонавтики в России и за рубежом началось задолго до появления первых космических кораблей. Первые научные разработки в этом плане были лишь теоретическими и обосновывали саму возможность полетов в космос.



В нашей стране одним из пионеров космонавтики был

Константин Эдуардович Циолковский .

Он разработал проект строения ракеты, способной унести человека к звездам, отстаивал идею разнообразия жизни во Вселенной, говорил о необходимости конструирования искусственных спутников и орбитальных станций

Достижения нашей страны в космосе тесно связано с именем Серге́я Па́вловича Королёва — советским ученым, конструктором ракетно-космических систем. Сергей Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. Под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.



12 апреля 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей. Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Алексеевичем Гагариным. Он стал возможен только благодаря самоотверженной работе советских ученых и инженеров. Полет в космос Юрия Гагарина был совершен на корабле «Восток». Максимальное удаление орбиты корабля от поверхности Земли составило 327 км.

-На сколько важным является исследование космоса?

(Развитие освоения космоса привели к различным открытиям: например, появились новые материалы, сухая заморозка еды, навигационные системы ГЛОНАС, мобильные телефоны передают сигналы через космические спутники и тд)

ФИЗПАУЗА

3. Лазер

(Лазерная указка)

-Что это? Кто знает? Хотите узнать когда появился лазер?

Про крупнейшее открытие 20 века- открытие лазера- расскажет Бесов Константин

Сообщение и презентация

История изобретения лазера началась с предположения... А именно: в 1916 году Альберт Энштейн создал теорию взаимодействия излучения с веществом, из которой вытекала принципиальная возможность создания квантовых усилителей и генераторов электромагнитных волн, да и Алексей Толстой, в своем знаменитом романе "Гиперболоид инженера Гарина", писал примерно об этом же.

До 50-х годов были только предпосылки создания лазера, пока в 1955 году ученые Николай Басов и Александр Прохоров не разработали квантовый генератор - усилитель микроволн с помощью индуцированного излучения, активной средой которого является аммиак. За свое изобретение ученые получили Нобелевскую премию.

Лазеры нашли применение в самых различных областях — от коррекции зрения до управления транспортными средствами, от космических полётов до термоядерного синтеза. Лазер стал одним из самых значимых изобретений XX века.

-Спасибо.

Применение лазера сейчас довольно широко распространено. Например, в школьном медицинском центре используется лазеротерапия и в аппарате для коррекции зрения используется лазер.



Наука  не знает добра и зла
Наука лишь формулам верит
В двадцатом веке наука вошла
В природы запретные двери.

-Это конечно же не все достижения науки и открытия ученых 20 века.

Нельзя забывать и о том, что некоторые открытия ученых привели к большим человеческим жертвам.

-Вспомните эти печальные событиях ( бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, взрыв на Чернобыльской электростанции, загрязнение окружающей среды)

- Сегодня, 26 апреля, годовщина аварии на Чернобыльской АЭС.

( Презентация)


_Ученые должны быть ответственны за свои изобретения и открытия, которые не должны вредить людям, а наоборот, нести пользу и процветание.

IV Cамостоятельная работа в группах


Телевизор

Научно-технические изобретения преобразили жизнь двадцатого века. Одним из ключевых событий стало появление нового способа распространения информации – телевидение.

-Сейчас мы разделимся на группы. Вспомните правила работы в группах (табличка)

-Прочитайте текст на стр 122 о телевидении

Первая группа работает по 1абзацу и отвечает на вопросы

Вторая группа работает по 2 абзацу и отвечает на свои вопросы.

1группа: Абазова, Полюхин, Ишкулов, Фархутдинов, Бесов

-Что обозначает слово «ТЕЛЕВИДЕНИЕ»? ( видение на расстоянии)

- В каком году было Впервые передано изображение? (1911)

-Кто изобрел передающую телевизионную трубку?(Владимир Зворыкин)

2 группа: Киселева, Бикаева. Асабин, Давыдов, Алибаев

-Кто был автором проекта Останкинской телебашни? (Николай Васильевич Никитин)

- Сколько метров высота башни? (540м)

-В каком году Останкинский телецентр начал свою работу? (осенью 1967г.)

V. Проверка работы в группах. Выступают по одному человеку от группы

VI Итог урока.

Назовите тему урока.

Достигли ли мы цели урока? (мы узнали о новых научных открытиях и достижениях 20 века)

VII  Оценивание работающих детей. С комментированием отметки


VIII. РЕФЛЕКСИЯ

-Продолжите фразы: (на слайде)

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.



2. Домашнее задание.

1) Прочитать текст на стр.120-123. Ответить на вопросы 1-2

2) Подготовить сообщение по вопросы 3,4 об открытиях в медицине или о использовании лазера в разных областях.





















Самоанализ урока окружающего мира по теме:

«Достижения науки 20 века»

Урок окружающего мира разработан по теме «Достижения науки и техники 20 века.». Урок разработан для детей 4 класса, обучающихся в коррекционном классе для детей с ТНР с учетом их физиологических и возрастных особенностей.

Урок построен на основе применения личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Целью урока является: формирование научных представлений о развитии науки и техники 20 века.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с развитием науки и техники 20 века и причинами развития мира, выяснить их значение для современного человека.

- учить анализировать, сравнивать, сопоставлять положительные и отрицательные стороны развития науки и техники;

- исследовать связи между деятельностью человека и состоянием природы;

- познакомить с понятиями социальная безопасность, техногенная безопасность, безопасность природного характера, информационная безопасность, безопасность дорожного движения, антитеррористическая безопасность;

- учить предвидеть опасные ситуации и избегать их.

Для достижения поставленной цели на уроке применяются здоровьесберегающие технологии, технология коллективной мыслительной деятельности, технология рефлексии.

Здоровьесберегающие технологии применяются на протяжении всего урока:

- смена видов учебной деятельности –;

- продолжительность и частота чередования видов деятельности – 5-10 минут;

- применение ТСО;

- чередование поз во время урока в соответствии с деятельностью (групповая работа, работа в парах, доклад);

- физминутки;

- доброжелательный психологический климат на уроке.


Применение технологии коллективной мыслительной деятельности можно проследить:

- в выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и т.д.);

- обмене мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса;

- смене и разнообразии видов, форм мыслительной, познавательной деятельности;

- сочетании индивидуальных и групповых форм работы;

- рефлексии.



На заключительном этапе урока применена технология рефлексии:

«Заверши фразу».

Используя частично-поисковый (информационно-эвристический), метод проблемного изложения и исследовательский методы обучения на уроке, обучающиеся познакомятся с научно-техническими изобретениями 20 века, с понятиями: нефтедобывающая отрасль, лазеры, технологический пргресс

Оборудование: мультимедиа проектор, конверты с заданиями, атласы.

Тип урока: урок-открытия новых знаний.

Форма проведения урока: урок- диалог.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!