Тема Научные исследования и наша жизнь
Цель уточнение и корректировка представления школьников об исследовании и исследователях
Задачи
- познакомить с основными изобретениями XIX века,
- систематизировать знания об исследовании и исследователе
Основное содержание темы
Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Термины и понятия
исследование, исследователь
Планируемый результат
Предметные
УУД
-знать, что такое исследование,
-кто такой «Исследователь»
Личностные: развитие познавательных мотивов
Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи
Познавательные: выделение и структурирование необходимой информации
Межпредметные связи
Окружающий мир
Формы работы
фронтальная
Ресурсы
-мультфильм «Кто я такой»
-медиа-система
- компьютер
- презентация «Изобретения XIX века»
Структура учебного занятия
Мотивационный этап
Цель
Содержание Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее
с помощью проблемной ситуации
- заставка мультфильма «Кто я такой?»
- О ком этот мультфильм?
- Мы не знаем о ком этот мультфильм, но можем ли мы определить, что будет делать главный герой?
(он будет выяснять)
- Зачем ему это необходимо? (чтобы выяснить, кто же он?)
Этап учебно – познавательной деятельности
Цель
Содержание
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
- Герой мультфильма будет производить исследование. А что такое исследование?
Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует написание исследовательской работы. Исследование предполагает работу с несколькими источниками информации и проведение собственных экспериментов.
- А кто такой исследователь?
Исследователь – человек, который занимается научным исследованием.
- Какие науки вам известны? (математика, биология, …)
- Какие области исследования вам известны? (космос, ….)
- Какими качествами обладает настоящий исследователь? (Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопрос, выделять главное…)
- Где и как человеку необходимы эти умения?
- Когда человек может проводить исследование?
- Какие могут быть исследования?
- Кто проводит научные исследования? (ученый)
- Где и как мы сможем использовать знания, полученные в результате исследования?
3. - О каких научных открытиях вам известно? (Телефон, компьютер, кино, медицина, транспорт).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Изобретения XIX века»
- А для чего необходимы научные исследования?
- Как помогли человечеству научные открытия XIX века?
- Как же были сделаны эти открытия? (наблюдение, эксперимент, анализ)
- На наших занятиях в этом году мы продолжим учиться наблюдать, анализировать, видеть проблемы. Это необходимо для того, чтобы написать исследовательскую работу Вы будете работать группами и самостоятельно.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель
Содержание Стимулировать учащихся применять знания в нестандартной ситуации
Просмотр мультфильма «Кто я такой?»
- Какое же исследование произвел головастик?
- Какими способами он получал информацию?
- Каким способом он рассказал нам о результатах свое исследования? (песня)
Рефлексия Цель Содержание Оценка результатов деятельности
Самоанализ
- Закончите предложение.
Исследование – это… (поиск информации)
Исследователь – это … (человек, который занимается научным исследованием)
Самооценка
Я … (очень/не очень) довольна (доволен) тем, что самостоятельно, без помощи учителя могу объяснить:
- что такое «исследование».
- и кто такой «исследователь».