СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научные методы изучения биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научные методы изучения биологии»

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ

Тема урока«Научные методы изучения, применяемые в биологии»

I. Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с методами изучения биологии.

  • раскрыть роль биологии в жизни человека.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать полученную информации.

  • научить учащихся выводить тему предстоящей работы и формулировать выводы о проделанной работе.

  • развивать мышление, монологическую и диалогическую речь.

  • оценивать свои знания и умения.

Воспитательные:

  • Формировать умения работать самостоятельно.

  • Воспитывать ответственного отношения к учебному труду.

Коррекционные:

  • четко, кратко излагать свои мысли, активизировать словарный запас, корригировать звукопроизношение.

II. Задачи урока:

Образовательные:

  • создать условия для усвоения основных знаний о научных методах исследования биологии.

  • раскрыть роль в жизни современного общества науки «Биология»

Развивающие:

  • формировать у учащихся умений делать выводы и обобщения.

  • расширение кругозора учащихся, способности анализировать.

  • уметь организовывать совместную деятельность на конечный результат.

  • уметь выражать свои мысли.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

  • развитие экологической грамотности учащихся.

III. Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

  • формировать умение отличать одни методы исследования от других.

  • формировать умения объяснять значение биологии для социума

Личностные результаты:

  • формирование ценностного отношения к природе и научной картины мира

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к познанию нового

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе общения и сотрудничества со сверстниками и учителем в учебной деятельности

Метапредметные результаты:

  • сформировать умение анализироватьи обобщать.

  • сформировать умение строить логическое рассуждение.

  • выяснить особенности различных научных методов исследования.

  • формировать умение вести диалог.

  • совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • формировать умениесверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

  • формулирование темы урока

  • поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями наглядного маретиала)

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков

  • синтез как составление целого из частей

  • построение логической цепи рассуждений

  • выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Личностные УУД:

  • смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

  • оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей



IV. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология оценки учебных успехов

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Информационно-коммуникативные технологии

V.Методы обучения:

  • Словесные – рассказ, беседа, объяснение

  • Наглядные – демонстрация презентации «Научные методы изучения, применяемые в биологии»

VI.Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа

VII. Оборудование:

  • Для учителя – интерактивная доска, проектор

  • Для учащихся

VIII. Литература:

  • Для учителя

1. Учебник: Учебник: Биология, 9 класс, Пономарёва И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М./ под ред. Пономарёвой И.Н., издательство ВЕНТАНА-ГРАФ

2. Электронные ресурсы (дата обращения 03.09.20):
https://infourok.ru/konspekt-i-tehnologicheskaya-karta-uroka-na-temu-vvedenie-biologiya-nauka-o-zhivom-mire-klass-3610004.html

  • Для учащихся – Учебник: Биология, 9 класс, Пономарёва И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М./ под ред. Пономарёвой И.Н., издательство ВЕНТАНА-ГРАФ

IX.Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

X. Структура урока (этапы) / урок 35 минут:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Мотивация к учебной деятельности (4 мин.)

  3. Реализация построенного проекта. Часть 1 (12 мин.)

  4. Физминутка (1 мин.)

  5. Реализация построенного проекта. Часть 2 (12 мин.)

  6. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)

  7. Домашнее задание (1 мин.)

  8. Организованный конец урока (1 мин.)

XI. Оформление классной доски:

Дата

04.03.2020

Тема урока

«Научные методы изучения, применяемые в биологии»

Домашнее задание

§1, вопр.1, стр. 6 письменно. Подготовиться к проверочной работе «биологические науки»



ХОД УРОКА

1. Орг. момент

(1 мин.)

Добрый день, рада всех вас сегодня видеть, садитесь.

2. Мотивация к учебной деятельности

(4 мин.)

На прошлой теме урока мы с вами изучили историю возникновения биологии и некоторые биологические науки. Сегодня мы с вами продолжим говорить о биологии как науке, а вернее, комплексе наук. Чтобы узнать, что же именно мы с вами обсудим, я предлагаю вам решить 2 ребуса. Ребусы (методы, значение):

Верно. Беря во внимание первый ребус и урок, на котором мы с вами находимся, подумайте и скажите, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Научные методы изучения, применяемые в биологии).

Да, поэтому открывайте тетради, записывайте число и тему: «Научные методы изучения, применяемые в биологии». С ними и значением биологии для человека мы с вами сейчас познакомимся.

3. Реализация построенного проекта. Часть 1.

(12 мин.)

На прошлом уроке вы перечислили с различные научные дисциплины. И все эти науки для поиска необходимой информации используют определенные методы научного познания. Скажите, какие методы исследования вы знаете? (Сравнение, описание, мониторинг, наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, анализ, исторический метод исследования).

Давайте выясним, что из себя представляет каждый метод и запишем его в тетрадь. Названия методов на слайде:

Сравнение – через сопоставление изучается сходство, выявляется отличие;

Описание – сбор и описание фактов и явлений;

Мониторинг – определение состояния живых систем на всех уровнях организации и отклика их на загрязнение среды;

Наблюдение – непосредственное наблюдение за биологическими явлениями или объектами;

Измерение –определение количественных характеристик изучаемого объекта, фиксирование полученных данных и свойств с помощью измерительных приборов;

Эксперимент – проведение исследований, опытов;

Моделирование – искусственное создание процессов жизнедеятельности, биологических систем;

Анализ – выделение и изучение отдельных частей объекта исследования;

Исторический метод исследования – выявление закономерностей появления и развития организмов, становления их строения и функций;

4. Физминутка

(1 мин)

Мы с вами уже послушали и записали достаточно много информации, поэтому предлагаю сделать перерыв на зарядку:

1. Крутим кистями рук
2. Подвигаем плечами попеременно вверх-вниз
3. Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад

4. Ходьба на месте с высоким подниманием колена

Очень хорошо, молодцы, садитесь на свои места.

5. Реализация построенного проекта. Часть 2

(12 мин.)

Теперь, когда мы отдохнули, давайте разберемся с оставшимися «белыми пятнами» в теме. Подумайте и скажите, какое значение имеет биология.(Охрана окружающей среды, разработка и внедрение методов рационального природопользования. Разработка новых средств и методов лечения болезней. Биосинтез лекарств, гормонов, витаминов, вакцин, сывороток. Производство продуктов питания. Выведение новых сортов культурных растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Производство кормовых добавок для животных. Производство биологических средств защиты растений от вредителей болезней).

6.Рефлексия учебной деятельности

(3 мин)


Наш урок скоро подойдет к концу. Мне было приятно и интересно с вами работать. Подводя итог, я прошу вас составить синквейн к слову «Биология», правила составления будут указаны на слайде. Слайд:

Первая строка. Кто? Что? Одно существительное, отражающее тему.

Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.

Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.

Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.

Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

Кто хочет прочитать, что получилось? (Ученики читают, учитель слушает)
Вы все молодцы, хорошо сегодня поработали.

7. Домашнее задание

(1 мин.)


В качестве домашнего задания у вас будет §1, вопрос 1 на стр. 6, на который вы должны ответить письменно. Также вам нужно будет подготовиться к проверочной работе «биологические науки». Посмотрите на ваше письменное задание, есть вопросы по нему?

8.

Организованный конец урока

(1 мин.)

Урок окончен, всем спасибо за работу, можете убирать свои рабочие места и сдавать тетради на проверку. Не забудьте записать домашнее задание в дневник!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!