СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научный проект "Современная лексика в русском языке"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Научный проект "Современная лексика в русском языке"»

Муниципальное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Nº4»















НаУчный Проект

на тему:

«Современная лексика в русском языке»








выполнила : Говорова Анжелика

ученица 10 класса «А»

Научный руководитель – Альбаева Юлия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы.






















Оренбург, 2025 г.

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Актуальность исследования современного языка 6

Глава 1 Неологизмы. 8

1.1. Современные неологизмы: примеры и категории 8

1.2. Методы исследования неологизмов 11

Глава 2 Употребление неологизмов в повседневной речи 13

2.1. Анкетирование «Неологизмы в повседневной речи»…………......... ...13

2.2 Результаты анкетирования «Использование неологизмов в повседневной речи» среди учеников и студентов. ………………………..14

Глава 3 Жаргон как разновидность современной лексики 15

3.1. Виды жаргона 15

3.2 Влияние на развитие жаргона………………………………………….17

3.3Анкетирование среди учащихся "Молодежный жаргон"………………………………………………………………………..19

Заключение 23

Список литературы 25



















Введение

Современный русский язык представляет собой динамичную и многогранную систему, которая постоянно изменяется под воздействием различных факторов. В последние десятилетия наблюдается активное появление новых слов и выражений, которые, в свою очередь, становятся неотъемлемой частью повседневной речи. Эти неологизмы отражают новые реалии и тенденции, с которыми сталкиваются носители языка. Важной частью данного процесса является влияние интернет-коммуникации, которая не только ускоряет распространение новых слов, но и формирует новые языковые нормы и практики.

Актуальность исследования современной лексики русского языка обусловлена тем, что многие новые термины и выражения уже начинают оказывать значительное влияние на языковую практику и кодифицироваться в словарях. Например, такие слова, как "краудфандинг", "блогер", "инфлюенсер" и "геймификация" становятся привычными для обыденной речи, однако их значение и употребление могут быть не всегда понятны широкой аудитории. Это создает определенные трудности в коммуникации, особенно для тех, кто не следит за языковыми изменениями или не имеет доступа к актуальной информации о новых терминах. Таким образом, существует явная нехватка информации о новых словах и их значении, что затрудняет понимание и адаптацию языка к современной жизни.

В рамках данной работы будет рассмотрено несколько ключевых параметров, связанных с современными неологизмами.

Цель работы:

1. Провести анализ существующих исследований по данной теме.

2. Исследовать и сравнить речь двух разных поколений.

3. Выявить причины изменения разговорной речи

Задачи:
  1. Выявить связь языка с процессами, происходящими в обществе.

  2. Изучить речь двух поколений.

  3. Сравнение новых терминов с устаревшими.

Определения объекта и предмета исследования:
Объект-речь двух разных поколений.
Предмет исследования-разговорная речь, сленгизмы, жаргонизмы. Методы исследования: Наблюдение, изучение литературы.

Практическая значимость:
-систематизация знаний
-повышений культурной речи
-актуализация слов
-обогащение языка

Таким образом, данное исследование направлено на комплексный анализ современной лексики русского языка, акцентируя внимание на новых словах и выражениях, возникающих в результате социокультурных изменений. Работа будет способствовать более глубокому пониманию языка и его адаптации к современным реалиям, а также поможет заполнить существующий пробел в информации о новых терминах, используемых в повседневной жизни.

Актуальность исследования современного языка

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена актуальности современного языка и лексики. Последние десятилетия изучение языка проявляется через множество факторов, коренящихся как в социально-культурной, так и в технологической сферах. С развитием информационных технологий и глобализацией, языковые изменения происходят быстрее, чем когда-либо. Новые слова и выражения появляются не только благодаря заимствованиям из других языков, но и в результате новых социальных явлений. Например, с развитием социальных сетей и мессенджеров появилась необходимость в кратких и лаконичных формах общения, что породило ряд аббревиатур, эмодзи и фраз, которые активно внедряются в повседневную речь.

Одним из важных аспектов языка является его способность к адаптации. Это адаптационное качество проявляется в способах образования неологизмов. Например, термин "инфлюенсер", пришедший из англоязычной сферы, обрел популярность в связи с развитием маркетинга в социальных сетях и стал обозначать людей, оказывающих влияние на аудиторию через онлайн-платформы. Опыты коммуникации в новом цифровом окружении трансформируют лексический состав языка, создавая новые нормы и правила.

Не следует забывать и о роли массовой культуры в формировании языка. Кино, музыка и литература служат не только источником неологизмов, но и инициатором языковых изменений. Слова, появившиеся в песнях или фильмах, иногда стремительно проникают в повседневную речь, оказываясь в лексиконе молодежи, и на время утрачивают свой статус "новизны". Особую роль в распространении новых слов играют мемы и вирусные видео, которые также задают новые культурные тренды и вызовы для традиционного языка.

Изменения в языке тесно связаны с его социальным статусом. Например, в молодежной среде происходят глубинные трансформации лексики, по сравнению с более консервативной речью старших поколений. Язык становится оракулом социальных изменений, отражая эмоциональную палитру поколений, их интересы и предпочтения.

На фоне этих изменений возникает необходимость в систематизации и осмыслении новых лексических единиц. Исследования современного языка помогают не только зафиксировать появление новых слов, но и проанализировать их влияние на процесс коммуникации. Особенно актуальными становятся ряды опросов среди различных возрастных групп, что позволяет выявить различия в восприятии и использовании новых слов.

Учитывая вышеперечисленные факторы, видна необходимость в создании интерактивных систем, таких как словари, которые могли бы отражать актуальное состояние языка. Это особенно важно в условиях быстротекущих изменений, когда одно слово может обрести новый смысл в считанные дни.

Вопросы, связанные с осмыслением новой лексики, требуют научного подхода и глубокого анализа. Изучая его современное состояние языка, мы не только фиксируем новые явления, но и открываем горизонты для дальнейших исследований.

Глава 1 Неологизмы.
    1. Современные неологизмы: примеры и категории

Неологизмы, как активный элемент языка, представляют собой яркий график лексической динамики. Применяемые в обиходе, они отражают стремления общества, технологические изменения и различные аспекты культурной жизни. Неологизмы возникают через множество механизмов: заимствование, калькирование, словослияние, а также словообразование с использованием существующих основ. В современных условиях, когда информация распространяется с беспрецедентной скоростью, новые слова появляются ежедневно.

Классификация неологизмов может основываться на различных принципах. Один из распространенных подходов — это выделение категорий в зависимости от области применения. Например, возникают термины, связанные с интернетом, мобильными устройствами, социальной сетью. Слова типа “гаджет”, “мем”, “блог” и “хештег” заметно укрепили свои позиции в речи. Такие неологизмы формируют специальный лексикон для общения в соответствующей среде, и их использование способствует пониманию между участниками коммуникации, владеющими данной лексикой.

Не менее интересна категория коммунистических неологизмов, непосредственно связанных с изменениями в общественных нормах и отношениях. Например, новое понимание влечёт за собой такую лексику, как “глобализация”, “инклюзия”, “гендер” и “дискриминация”. Эти термины стали непросто обозначать новые социальные явления, но также влияют на восприятие старых. С их появлением формируются новые взгляды на привычные вещи, переводы старых понятий к современным условиям жизни.

Не стоит забывать и о неологизмах в области научной лексики. Слова типа “климатические изменения”, “искусственный интеллект”, “биотехнология” становятся частью современной дискуссии, определяя современные вызовы и проблемы. Научные неологизмы часто увязываются с развитием технологий и необходимостью объяснения новых концепций, а это требует от языка гибкости и способности усваивать новые терминологии.

Значительное количество неологизмов появляется и в сфере бизнеса, где активное внедрение новых подходов или технологий порождает необходимость в точной и выразительной терминологии. Наличие таких слов, как “инновация”, “кибербезопасность” – это лишь небольшая часть новой лексики, которая стала привычной частью языка бизнеса и управления.

Кроме того, нельзя игнорировать влияние языка СМИ на запуск новых слов и фраз. Реклама и журналистика не только разрабатывают новые выражения, но и способствуют их распространению в обществе. Так, образовавшиеся в этой среде слова, такие как “инфлюенсер”, “бренд” и “селфи”, сразу же находят широкую аудиторию и становятся частью повседневной речи.

При анализе неологизмов также необходимо учитывать их текущее состояние. Некоторые из них могут быть кратковременными, периодически уступая место новым формулировкам, но другие, наоборот, имеют тенденцию к фиксации в языке. Тех, что становятся стандартом, особенно много среди терминов, которые описывают важные социальные реалии или глобальные изменения.

Примечание газет и журналов, а также о проживании активных интернет-платформ, привело к тому, что многие неологизмы кочуют из сферы в сферу и взаимодействуют друг с другом. В таких условиях особую ценность представляет метафоричность новых слов, дающая возможность по-новому взглянуть на старые смыслы и начала.

Во многом именно это разнообразие категорий и механизмов создания новых слов служит зеркалом изменений в жизни общества и отражает изменчивую ауру современности. Неология — это живая ветвь языка, развивающаяся в ответ на потребности диалога. А если учитывать, что язык не стоит на месте, а постоянно развивается под воздействием множества факторов, можно подвести итог, что каждая новая лексема — это не просто слово. Это окно в мир современности, отражающее реалии и меняющиеся акценты нашего времени.

    1. Методы исследования неологизмов

Методы исследования неологизмов в современном русском языке представляют собой многогранный подход, охватывающий как количественные, так и качественные аспекты. Сложность изучения новых слов, появляющихся в языке, требует применения различных методик, которые позволяют более глубоко понять динамику лексического изменения и выявить механизмы формирования неологизмов.

Исследование неологизмов начинается с анализа источников, в которых они появляются и распространены. Подход к их выявлению может включать поиск новых терминов в медиа, интернет-пространстве и социальных сетях, где новизна языка кажется особенно актуальной. Мониторинг специализированных площадок, форумов, блогов и социальных сетей как раз и позволяет отследить возникающие лексические образования, связанные с изменениями в обществе и технологическом прогрессе.

Для систематизации собранных данных существует необходимость создания корпусных исследований. Путем анализа больших объемов текстов, можно выявить неологизмы и проследить их частотность, контекст использования, а также влияние на существующую лексику. Крупные корпусы могут быть проанализированы с помощью программного обеспечения, что позволяет выделять закономерности в использовании и распространении новых слов, а также более точно оценить их место в лексиконе.

Не менее важным является анализ неологизмов с точки зрения их морфологических и семантических характеристик. Семантический анализ поможет определить, какие значения новые слова приобретают по сравнению с уже известными терминами, а морфологический позволяет фиксировать типы словообразования — например, заимствования, сокращения и другие. Так, изучение морфемного состава новых слов может выявить их происхождение, а также использование новых суффиксов и префиксов, которые могут стать трендами в будущем.

Сравнительный анализ также играет важную роль. Сравнение с уже существующими терминами позволяет не только выявить семантические их отличия, но и понять, как новые слова заимствуются, модифицируются и воскрешаются в языке. Например, музыкальные термины, заимствованные из английского языка, могут получать совершенно новые значения в контексте русскоязычной культуры. Это дает возможность увидеть не только процесс заимствования, но и адаптацию новых слов к уже существующему языковому контексту.

Методы опросов, интервью и фокус-групп также остаются актуальными. Они помогают не только выявить отношение носителей языка к неологизмам, но и дают возможность понять, какие из них становятся частью повседневной речи, а какие остаются в узком круге использования. Опросы позволяют фиксировать, как воспринимаются новые слова, понимаются ли их значения, какую эмоциональную реакцию они вызывают. Это важный аспект, позволяющий оценить степень интеграции неологизмов в язык.

Наблюдение за динамикой неологизмов также может быть осуществлено через сроки их использования. Многие новые слова могут пройти путь от случайного или редкого употребления до полного закрепления в языке, а затем могут утрачивать популярность или вовсе выходить из активного оборота. Изучение, как новые слова ведут себя во времени, дает возможность получить более полное представление о жизненном цикле лексических единиц.

Кросс-культурные исследования помогают понять, как неологизмы, возникающие в одном языке, могут перекликаться с другими языками и культурами. Это позволяет подойти к изучению неологизмов с точки зрения деколонизации языка.

Методы визуализации данных также могут быть применены в исследовании неологизмов. Графики, карты и модели могут показать, как используется новое слово в различных контекстах и его связь с другими терминами, подчеркивая их семантические и стилистические особенности. Это дает исследователям новый слой анализа, позволяющий связывать количественные данные с качественными интерпретациями.

На заключительном этапе исследования необходимо обобщить полученные результаты и сделать выводы по каждому из аспектов. Сравнительный анализ и интерпретация данных позволяют вывести обобщенные закономерности и тенденции, прокладывая путь для дальнейших исследований и наблюдений в области неологизмов. Важно, чтобы результаты таких исследований были доступны и поняты широким кругом исследователей и практиков, что подчеркнет актуальность и необходимость изучения живого языка в контексте его изменений.

Глава 2 Употребление неологизмов в повседневной речи



2.1 Анкетирование «Неологизмы в повседневной речи»

Для того чтобы выяснить осведомлено ли современное общество о новых словах, я разработала ряд заданий. Анкетирование, проведенное, мной должно показать заинтересованы ли и используют ли люди в обыденной речи неологизмы. В тестировании принимали участие как школьники от 15 до 17 лет, так и студенты средних специальных учебных заведений и высших профессиональных заведений от 18 до 25 лет. Анкетирование делится на две части.

В первой части дан перечень новых слов, которым нужно дать определение:

Модификация

Ремейк

Байтить

Мониторинг

Мерчендайзер

Во второй части представлены стихотворения русских писателей, в которых нужно найти неологизмы:

Мимо грязных кликуш
И холёных селебрити,
Что галдят ни о чём –
Каблучищами гордыми
Льдом, песком, кирпичом…

«Тринадцать строф», Вера Полозкова.

Гол и наг лежит строй трупов,
Песни смертные прочли.
Полк стоит, глаза потупив,
Тень от лётчиков в пыли.
И когда легла дубрава
На конце глухом села,
Мы сказали: «Небу слава!» –
И сожгли своих тела.

«Тризна», Велимир Хлебников.

2.2 Результаты анкетирования «Использование неологизмов в повседневной речи» среди учеников и студентов.

Слова

Модификация

Ремейк

Байтить

Мониторинг

Мерчендайзер

Справились

4

3

4

5

3

Не справились

2

3

2

1

3

Результаты школьников:


 

Стихотворения

«Тринадцать строф»

«Тризна»

 

Справились

5

2

 

Не справились

1

4

Слова

Модификация

Ремейк

Байтить

Мониторинг

Мерчендайзер

Справились

6

7

5

8

9

Не справились

4

3

5

2

1

Результаты студентов:


 

Стихотворения

«Тринадцать строф»

«Тризна»

 

Справились

8

7

 

Не справились

2

3

На основании проведённого исследования, сделаем вывод. Большая часть пройденных, может найти в тексте неологизмы, а также дать определение новым словам. Неологизмы – обогащают словарный запас людей и готовят их к современной жизни, безусловно, развивают состав языка.

Глава 3 Жаргон как разновидность современной лексики.

Жаргон – речь какой-нибудь социальной группы, объединённой общими интересами, отличающаяся от общенародного языка словами, выражениями преимущественно искусственного образования.1

Это слово возникло во французском языке в XII веке и первоначально означало «чириканье». Затем оно стало означать «непонятный язык», а ещё позже – «испорченный язык».

В России жаргоны также существовали издавна. Они возникли ещё в феодальной Руси на основе русского языка в особых исторических и социальных условиях. Ярким примером этому явлению будет жаргон офеней – мелких торговцев, который состоял из исковерканных до неузнаваемости форм и слов литературного русского языка. Таким способом офени обменивались информацией, не предназначенной для чужих ушей. Другая причина появления жаргона – скрыть, замаскировать преступный характер своих замыслов и действий (такова речь преступников).2

От обычной речи всех говорящих по-русски жаргон отличается, главным образом, своим словарным составом – лексикой.

3.1 Виды жаргона.

Школьный жаргон

В школе часто используются слова и выражения, которые ясны товарищам, но не всегда понятны окружающим. Они и составляют школьный жаргон. Носителями его являются исключительно школьники.

1.Жаргон школьников и сфера школы.

Данная группа очень обширна, но некоторые ее значения (прозвища учителей), например, учителей разных предметов носят ярко-выраженный индивидуальный характер и реализуются в речи учеников лишь той школы, где были выработаны.

2.Жаргон школьников и сфера досуга.

К сфере досуга в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как дискач, пара, тачка, попса, кореша, тусовка, замочить, махаться. Для слов этой группы характерно преобладание значений, заимствованных из других жаргонов, например, музыкального.

3.Жаргон школьников и сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп: называющие части тела, одежду, обувь, называющие различную бытовую технику

4.Сфера оценки в жаргоне школьника.

Слова сферы оценки можно разделить на две группы:

-взаимодействие школьников друг с другом: чувак, браток, братиша, чувачок, Кент, мелочь (ученики младших классов). Эти обращения употребляются наиболее часто.

-лексика оценки: шик, отпадно, круто, супер, потрясно, зашибись - положительная оценка; фигово, облом, фигня, пипец – отрицательная оценка.

Студенческий жаргон

Студенты - это люди, которые еще тесно связаны с бывшей школой, со школьными привычками, с домом, поэтому жаргонные слова встречаются в их языке.

Жаргон абонентов сотовой связи

Появление и распространение сотовых телефонов также не могло не отразиться на языке. Когда сотовые телефоны получили широкое распространение, соответствующие термины и жаргонизмы были перенесены из сферы вычислительной техники в сферу сотовой связи.

В дальнейшем наиболее частые жаргонные слова, называющие объекты, явления и действия, которые относятся к сфере сотовой связи, вероятно, найдут свое отражение в словарях и окончательно закрепятся в языке, как это произошло после того, как в нашу жизнь прочно вошло телевидение.

3.2 Влияние на развитие жаргона

1.Развитие компьютерных технологий

Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. (клава, инет, комп, мышь и т.д.)

2. Современная музыкальная культура

Одно из увлечений молодёжи – музыка. Она является частью жизни молодых людей. Современная музыка – смесь различных культур, музыкальных направлений, результат композиторских экспериментов. (попса, сбацать, плэйлист и т.д.). Часто молодые люди придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям.

3.Иностранные языки.

Английский язык в молодёжных кругах считается самым «модным» и самым перспективным для изучения. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому многие молодёжные жаргонизмы – это слова, которые заимствованы с английского языка. Фифти-фифти (fifty-fifty) – 50 на 50, респект - уважение, чейндж – обмен, лузер – неудачник, дринк - напиток, пипл – люди, ноу проблемз (No problems) - Без проблем3

5.Компьютерные игры, видео, мультфильмы.

Очень много жаргонных слов приходит в речь молодёжи из компьютерных игр, но чаще всего эти слова специфичны (прошел третий уровень, гильда - объединение игроков, нуб - начинающий игрок, чар - персонаж, моб – монстр).































3.3 Анкетирование среди учащихся «Молодёжный жаргон».

 Молодёжный жаргон – это особый язык молодых людей, с помощью которого они общаются.

Мы провели анкетирование среди учащихся 9, 10 и 11 классов и выяснили, что употребляется молодёжный жаргон как в неформальной обстановке: в клубе, на дискотеке, на улице, в компании друзей, среди молодёжи, так и в официальной, например, в школе. Причём 28% школьников считают, что пользоваться молодёжным сленгом можно везде.

Из 50 человек только семь (7,8%) не употребляют в своей речи жаргонизмы, объясняя это тем, что хотят быть культурными людьми. Остальные 92,2% находят причины для употребления молодёжного жаргона, включая успешных учеников.

Девятиклассники основными причинами употребления жаргона называют следующие:

  • все так говорят – 47%

  • так проще и удобнее – 43%

  • так интереснее – 5%

  • нравится – 5%

Десятиклассники:

  • все так говорят – 23%

  • так проще и удобнее – 38%

  • в зависимости от круга общения–14 %

  • модно – 25%

У одиннадцатиклассников более широкий спектр причин:

  • привычка – 51%

  • такая компания – 13%

  • такое время – 6%

  • модно – 6%

  • нравится – 6%

  • без них трудно – 6%

  • вынуждает круг общения – 6%

  • это слова-паразиты – 6%

Из этого перечня причин можно сделать следующие выводы: 15-16-летние подростки воспринимают молодёжный жаргон как нечто само собой разумеющееся и позитивное, подростки 16-17 лет оценивают это явление не столь однозначно и не столь позитивно: только 6% подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным и приносящим радость. Другие – 51% - пользуются им по инерции (привыкли – и не хочется ничего менять), а третьи – 43% - вынуждены так говорить, потому что этого требует время, молодёжная компания, потому что жаргонизмы – это слова-паразиты.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится подросток, тем меньше у него желание употреблять жаргоны. Ведь старшеклассники не только называют причины, по которым они употребляют жаргонизмы, но и вместе с тем объясняют, почему они не могут не употреблять их.

Молодёжный жаргон так же, как литературный или разговорный языки, используется для передачи информации. В его лексике широко используются глаголы, имеющие значение понимания, усвоения информации:

  • «вкурил» - понял;

  • «допёр» - понял;

  • глаголы, несущие в себе значение общения:

  • «базарить» - разговаривать;

  • «балаболить» - разговаривать;

Среди наречий можно выделить всего одну группу по значению: это наречия образа действия:

  • «без поняток» (непонятно)

  • «до лампочки», «по барабану», «фиолетово» (всё равно),

Все они не просто обозначают признак какого-то действия, но и несут определённую эмоциональную нагрузку.

Среди слов состояния мы также выделим одну смысловую группу: слова, обозначающие одновременно и физическое, и душевное состояние человека: «колбасит», «плющит», «таращит», «колошматит» – состояние, при котором человек испытывает недомогание.

Наибольший интерес представляют собой устойчивые выражения, использующиеся в молодёжном жаргоне. Их довольно много. И оценки, которые они несут в себе, более разнообразны.

Небольшая группа устойчивых выражений содержит в себе критическую оценку определённой ситуации (поступка): «щас, лыжи смажу» – в ситуации, когда отказываешься выполнять просьбу (приказ); «началось в деревне утро» – о ситуации, которая неоправданно начинается сначала.

Популярность именно этих языковых средств, на мой взгляд, объясняется тем, что с их помощью можно эмоционально, кратко и точно обрисовать не только состояние человека, но и целую ситуацию. А такое многообразие выражений можно объяснить желанием подростков разнообразить свой язык, сделать его более выразительным и, наконец, проявить свою индивидуальность. Напомним, что при опросе подростков 90% объяснили причину употребления ими молодёжного жаргона тем, что все так говорят и что так проще и удобнее общаться.

Почему тинэйджеры куда проще находят общий язык со своими сверстниками, нежели чем взрослые? Потому, что говорят на своём языке, языке, понятном только им и, как следствие, объединяющим их. К тому же молодёжный жаргон, как и литературный язык, имеет свои фразы-клише, устанавливающие контакт.

Итак, мы установили функции молодёжного жаргона, объяснив тем самым и причины его употребления.





Заключение

В заключение нашего исследования можно с уверенностью утверждать, что современная лексика русского языка представляет собой динамичную и многогранную систему, которая активно изменяется под воздействием различных социокультурных факторов. В ходе работы мы проанализировали актуальность изучения неологизмов, выявили их примеры и категории, а также рассмотрели методы, используемые для их исследования. Это позволило нам глубже понять, как новые слова и выражения формируются и внедряются в повседневную речь, а также как они отражают изменения в обществе.

Современные неологизмы, такие как 'краудфандинг', 'инфлюенсер', и многие другие, не только обогащают язык, но и служат индикаторами новых реалий, с которыми сталкивается общество. Эти термины часто возникают в результате технологических изменений, социальных трансформаций и культурных сдвигов, что подчеркивает важность их изучения. Мы также отметили, что многие из этих слов уже начинают кодифицироваться в словарях, что свидетельствует о их признании и интеграции в языковую практику.

Методы исследования, примененные в нашей работе, включали как теоретический анализ существующих научных трудов, так и практические опросы среди молодежи. Результаты опросов показали, что молодое поколение активно использует новые слова, однако не всегда осознает их значение и контекст. Это подчеркивает проблему нехватки информации о новых терминах, что может затруднять их понимание и адаптацию в повседневной жизни. Важно отметить, что молодежь, как основная аудитория, воспринимает новые слова с интересом, но также испытывает трудности в их правильном употреблении.

Сравнение новых терминов с устаревшими показало, что многие из последних теряют свою актуальность и постепенно выходят из употребления. Это свидетельствует о том, что язык не стоит на месте, а постоянно эволюционирует, адаптируясь к новым условиям и требованиям времени. Устаревшие термины, которые когда-то были неотъемлемой частью лексикона, теперь могут восприниматься как архаизмы, что также подчеркивает важность постоянного мониторинга языковых изменений.

Кроме того, мы проанализировали речь современных школьников с точки зрения использования ими жаргона. Как и любой жаргон, школьный служит для коммуникации, оценки. Его лексический состав неоднороден, от общеупотребительного отличается специфической лексикой и фразеологией.

Исследуя полученные в результате анкетирования материалы, мною было установлено, что молодежный жаргон пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствований; выявлены ключевые

слова, отличающиеся частотой употребления и богатством словообразовательных связей.

В работе исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и

отмечено, что учащиеся используют жаргон как средство выразительности, считая его модным, и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.

Также было установлено, что многие школьники относятся к

жаргону как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных или считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи.


Таким образом, наше исследование подчеркивает важность изучения современной лексики русского языка в контексте социокультурных изменений. Мы надеемся, что результаты нашей работы послужат основой для дальнейших исследований в этой области и помогут в создании более полного и актуального представления о современном языке. Важно продолжать исследовать, анализировать и документировать изменения в языке, чтобы не только сохранить его богатство, но и обеспечить его развитие в соответствии с требованиями времени.

Список литературы

1.Алексеенко, М.А. Словарь отфразеологической лексики современного русского языка.

2.Белунова, Н.П Практический курс современного русского языка.

3. Л.В. Бондаренко Звуковой строй современного русского языка.

4.Бутакова, Л.О Морфемика и словообразование современного русского языка.

5. Т.Ф. Ефремова Современный толковый словарь русского языка.

6. Касаткин, Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку.

7. Крысин, Л.П. Иноязычные слова в современном русском языке.

8. Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке.


1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г.

2 Винокурова Т.Г. Заповеди культуры речевого этикета. М: Русский язык 2015г.


3