Тема: Научный стиль. Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов:"Кейсы по работе с информацией". Урок освоения новых знаний и умений
Цели: актуализировать знания об особенностях научного стиля
Задачи: формировать умения анализировать особенности научной речи; развивать умения анализировать тексты НС; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся, работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).
Контролируемые элементы содержания
Стили и функционально-смысловые типы речи
Контролируемые умения
Выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи
Проверяемые элементы содержания
Научный стиль речи
Предметные умения
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); характеризовать особенности описания как типа речи; особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; называть требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ; заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение)
Личностные результаты
Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира
Функциональная грамотность
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
Ход урока.
1. Определение темы, задач урока.
А) Игра «Верные-неверные утверждения»
1. Функциональных разновидностей языка 5. (верно)
2. Официально-деловой стиль используется для создания документов в различных сферах (верно)
3.Официально-деловому стилю присущи шаблонные фразы. (верно)
4.В официально-деловом стиле часто используются жаргонизмы и диалектизмы. (нет)
5. Развернутое повествование (нет)
Б) Расшифруй фразу: 2 1 9 11 2 10 8 4 7 6 3 5
А - 1 С – 4 Ы - 10
И – 6 Т- 7 Ь - 5
Й – 8 У – 9 Н - 2
Л – 3 Ч - 11
Определите тему урока. Научный стиль.
В) Сформулируйте задачи урока, сопоставив цели с результатом деятельности
1. Расширить знания | план характеристики НС |
2. Изучить | причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы |
3. Узнать | слова-термины, необходимые для раскрытия идеи текста |
4. Уметь | анализировать особенности научной речи |
5. Учимся устанавливать | об особенностях НС |
6. Устанавливать | языковые средства НС |
(Правильный вариант)
1. Расширить знания | об особенностях НС |
2. Изучить | план характеристики НС |
3. Узнать | языковые средства НС |
4. Уметь | анализировать особенности научной речи |
5. Учимся устанавливать | причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы |
6. Устанавливать | слова-термины , необходимые для раскрытия идеи текста |
Слово учителя. — Научный стиль отличается логичностью, систематичностью изложения тех или иных сведений из определенной области знаний. Обобщенность изложения в соединении с точностью характеризуют его языковое своеобразие. Время появления научного стиля в разных странах отличается. Однако время издания первого научного журнала известно — 5 января 1655 г. во Франции. В России язык науки стал формироваться довольно поздно — в XVIII в. Именно тогда Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. Однако до начала ХХ в. язык науки не выделялся в отдельный функциональный стиль. Его яркой отличительной чертой в то время было лишь наличие терминов. На формирование научного стиля особенно повлияли внеязыковые факторы — в том числе научно-техническая революция, которая дала бурное развитие науки в исследовательских институтах, лабораториях и т. п. Сфера использования научного стиля — наука, техника, обучение. Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров: статья; монография; учебник; описание изобретения (патентное описание); реферат; аннотация; каталог; справочник; инструкция; реклама.
Существуя преимущественно в письменной форме, научный стиль может проявляться и в устной форме литературного языка: в вузовских лекциях, в докладах на научных конференциях, в выступлениях на научных диспутах.
НС – это стиль, обслуживающий сферу науки, производства, образование. Задачей НС является передача объективной информации, отражение научного способа мышления. Тексты НС построены по законам письменной формы речи, которым подчиняются и устные научные сообщения.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. П. 29 СТР.94-95. Оформите кластер «Научный стиль»
2. Работа с учебником: прочитайте статью учебника на стр. 236 и отметьте основные черты научного стиля, а также с материалом на парте
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Цель научного текста — представление научной информации.
Задачи:
-
ознакомление общества с обнаруженными фактами, результатами наблюдения, выводами исследования;
-
выдвижение новой теории;
-
сообщение о технических новинках и научных достижениях.
Внутри научного стиля в зависимости от задач, выделяют:
-
собственно научный (стиль исследовательских работ учёных);
-
научно-учебный (стиль, предназначенный для учебников);
-
научно-популярный (стиль изданий и публичных выступлений, популяризирующих науку).
Основные жанры, в которых используется научный стиль, — это научные монографии, статьи, тезисы, очерки, учебники, рефераты, курсовые и дипломные работы, диссертации, выступления, лекции, доклады.
Признаки научного текста
Основными признаками научного текста являются:
Отвлеченность - это использование абстрактных понятий, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением: пустота, скорость, время, сила, количество; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
-
Монологичность, тезисность речи.
-
Логичность структуры.
-
Точность изложенных сведений.
-
Обоснованность всех выводов.
-
Отсутствие риторики, средств художественной выразительности, эмоциональности.
Лексика
Общеупотребительная и общенаучная лексика, термины, специальные сокращения, понятные знакомым с темой людям (Например: ССП — сложносочинённое предложение, ПГС — простое глагольное сказуемое). Преобладание слов с конкретным, а не отвлечённым значением. Отсутствие слов и выражений в переносном значении.
Грамматика
Существительных, прилагательных и наречий больше, чем глаголов.
КЛАСТЕР НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
II. Практические умения и навыки.
3. Сравните два текста:
ТЕКСТ 1. Жила–была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила.
ТЕКСТ 2. Белка обыкновенная – типично древесное животное. Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжке.
Сходство и различие этих двух текстов.
| Текст 1 | Текст 2 |
Тема | О белке | О белке |
Основная мысль | Показать, как жила белка до рождения бельчат | Рассказать о белке |
Лексика | Слова с эмоциональной окрашенностью | Конкретные слова, книжные и нейтральные |
Стиль | Художественный | научный |
Тип речи | Повествование с элементами описания | описание |
4. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Укажите особенности стиля речи. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
А..томобиль это сам...ходное средство, предназначенное для перево…ки грузов людей и выполнения специальных операций. По назначению разл...чают грузовые па..ажирские и специальные а..томобили. По типу ша(с)(сс)и а..томобили подразделяют на рамные и безрамные. Рамные а..томобили имеют в качестве основы раму, к которой крепят сост…вные части и м..ханизмы. Безрамные а..томобили (не)имеют рамы а составные части и м..ханизмы монтируют к кузову. В этом случае кузов а..томобиля называют н..сущим.
-Какие Вы знаете жанры научного стиля? (отзыв,научное сообщение, доклад, реферат, словарная статья, рецензия
4. Работа с научной статьёй, словарями. Словарная работа
Задание. Записать слова с толкованием в тетрадь, запомнить их написание и произношение.
Аннотация — (спец.) краткое изложение содержания книги, статьи. Аннотация к художественному произведению. Может также давать краткую характеристику книги: основные разделы, вопросы; критическая оценка; основные сведения об авторе; возраст читателей.
Инструкция — указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь. Инструкция по использованию миксера.
Каталог — составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов, товаров и т. п.). Каталог журналов за 1934 год.
Монография — научное исследование, посвященное одному вопросу, теме. Монография по творчеству Л. Н. Толстого.
Реклама — 1. Оповещение различными способами для создания широкой известности кому-чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п. Торговая реклама. 2. Объявление с таким оповещением. Световая реклама.
-Я предлагаю ознакомиться Вам с текстом
5. Жанры НС. Работа с текстом. Доказать принадлежность к НС.
6. Творческая работа в группах. Задания
1 группа — составьте инструкцию по завязыванию шнурков в рамках научного стиля, учитывая точность, логичность, простоту
2 группа — напишите аннотацию к учебнику.
3 группа — составьте текст рекламной статьи о дневнике школьника в рамках НС
4 группа – составьте описание цветка розы в НС
5 группа – составьте аннотацию прочитанной книги
Или: СПИСЫВАНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ: ПЛОХО ИЛИ ХОРОШО?
III. Тестовый контроль
1. Укажите цель НС
А) информация
Б) сообщение о результатах исследований
В) непосредственное общение, обмен мыслями
Г) словесно-художественное творчество
2. Укажите слово, которое относится к научному стилю:
А) озеро
Б) ветер
В) градиент
Г) охлажденный
3. Укажите жанр научного стиля:
А) роман
Б) доклад
В) очерк
Г) сказка
4. В научном стиле используется лексика:
А) специальная , книжная, нейтральная
Б) книжная, разговорная, специальная
5. Какие языковые средства относятся к НС:
А) термины, в том числе интернациональные
Б) риторические вопросы
В) эмоционально окрашенные слова
Посчитайте «+» за следующие задания и оцените работу группы
Задания № 1 , 2,4, 5, 6 по одному 1 баллу за правильный ответ
«5» - 25- 24 баллов
«4» – 23- 22 баллов
«3» – 21 – 18 баллов
IV. Рефлексия Интерактивный прием «микрофон»
Продолжите фразу: «На уроке меня заинтересовало…»; «Очень важным для данной темы я считаю…».
-
Сегодня я узнал…
-
Было трудно…
-
Я понял, что…
-
У меня получилось…
V. Домашнее задание п. 29, упражнение 181.
Рабочий лист
ФИ__________________________________________________
Инструкция: за каждый правильный ответ ставь себе 1 б, а в конце урока все сосчитай и получи отметку!
1. Игра «Верные-неверные утверждения»
1. Функциональных разновидностей языка 5______________________
2. Официально-деловой стиль используется для создания документов в различных сферах ________
3.Официально-деловому стилю присущи шаблонные фразы___________________
4.В официально-деловом стиле часто используются жаргонизмы и диалектизмы________________
5. Развернутое повествование ____________________
Оцени себя!!!_______
2. Расшифруй фразу: 2 1 9 11 2 10 8 4 7 6 3 5
А - 1 С – 4 Ы - 10
И – 6 Т- 7 Ь - 5
Й – 8 У – 9 Н - 2
Л – 3 Ч - 11
ТЕМА УРОКА:__________________________________________________
Сформулируйте задачи урока, сопоставив цели с результатом деятельности
1. Расширить знания | план характеристики НС |
2. Изучить | причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы |
3. Узнать | слова-термины, необходимые для раскрытия идеи текста |
4. Уметь | анализировать особенности научной речи |
5. Учимся устанавливать | об особенностях НС |
6. Устанавливать | языковые средства НС |
3
.Кластер
Н
аучный стиль
4.Сравните два текста:
ТЕКСТ 1. Жила–была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила.
ТЕКСТ 2. Белка обыкновенная – типично древесное животное. Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжке.
| Текст 1 | Текст 2 |
Тема | | |
Основная мысль | | |
Лексика | | |
Стиль | | |
Тип речи | | |
Оцени себя!!!_______
5. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Укажите особенности стиля речи. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
А..томобиль это сам...ходное средство предназначенное для перевозки грузов людей и выполнения специальных операций. По назначению разл...чают грузовые па..ажирские и специальные а..томобили. По типу ша(с)(сс)и а..томобили подразделяют на рамные и безрамные. Рамные а..томобили имеют в качестве основы раму, к которой крепят составные части и м..ханизмы. Безрамные а..томобили (не)имеют рамы а составные части и м..ханизмы м..нтируют к кузову. В этом случае кузов а..томобиля называют н..сущим.
Оцени себя!!!_______
6.Тестовый контроль
1. Укажите цель НС
А) информация
Б) сообщение о результатах исследований
В) непосредственное общение, обмен мыслями
Г) словесно-художественное творчество
2. Укажите слово, которое относится к научному стилю:
А) озеро
Б) ветер
В) градиент
Г) охлажденный
3. Укажите жанр научного стиля:
А) роман
Б) доклад
В) очерк
Г) сказка
4. В научном стиле используется лексика:
А) специальная , книжная, нейтральная
Б) книжная, разговорная, специальная
5. Какие языковые средства относятся к НС:
А) термины
Б) риторические вопросы
В) эмоционально окрашенные слова
Оцени себя!!!_______
ПОСЧИТАЙ ВСЕ БАЛЛЫ ЗА УРОК________________ И ОЦЕНИ СЕБЯ!_____________
40-35 баллов – отметка «5»
34-28 баллов – отметка «4»
27-20 баллов – отметка «3»
Кейс
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Цель научного текста — представление научной информации.
Задачи:
-
ознакомление общества с обнаруженными фактами, результатами наблюдения, выводами исследования;
-
выдвижение новой теории;
-
сообщение о технических новинках и научных достижениях.
Внутри научного стиля в зависимости от задач, выделяют:
-
собственно научный (стиль исследовательских работ учёных);
-
научно-учебный (стиль, предназначенный для учебников);
-
научно-популярный (стиль изданий и публичных выступлений, популяризирующих науку).
Основные жанры, в которых используется научный стиль, — это научные монографии, статьи, тезисы, очерки, учебники, рефераты, курсовые и дипломные работы, диссертации, выступления, лекции, доклады.
Признаки научного текста
Основными признаками научного текста являются:
-
Отвлеченность - это использование абстрактных понятий, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением: пустота, скорость, время, сила, количество; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
-
Монологичность, тезисность речи.
-
Логичность структуры.
-
Точность изложенных сведений.
-
Обоснованность всех выводов.
-
Отсутствие риторики, средств художественной выразительности, эмоциональности.
Лексика
Общеупотребительная и общенаучная лексика, термины, специальные сокращения, понятные знакомым с темой людям (Например: ССП — сложносочинённое предложение, ПГС — простое глагольное сказуемое). Преобладание слов с конкретным, а не отвлечённым значением. Отсутствие слов и выражений в переносном значении.
Грамматика
Существительных, прилагательных и наречий больше, чем глаголов.
Аннотация — (спец.) краткое изложение содержания книги, статьи. Аннотация к художественному произведению. Может также давать краткую характеристику книги: основные разделы, вопросы; критическая оценка; основные сведения об авторе; возраст читателей.
Инструкция — указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь. Инструкция по использованию миксера.
Каталог — составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов, товаров и т. п.). Каталог журналов за 1934 год.
Монография — научное исследование, посвященное одному вопросу, теме. Монография по творчеству Л. Н. Толстого.
Реклама — 1. Оповещение различными способами для создания широкой известности кому-чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п. Торговая реклама. 2. Объявление с таким оповещением. Световая реклама.