Просмотр содержимого документа
«Некоторые методы читательской грамотности»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ:
«Методы и приемы читательской грамотности на различных уроках»
Подготовил:
Руководитель СП
Абрамова В.С.
2024 г
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - ЭТО НЕ СИНОНИМ НАЧИТАННОСТИ ИЛИ ХОРОШЕЙ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ, А СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОЧИТАННОЕ.
Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.
ПРИЕМ «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»
Кластер - это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его.
ПРИЕМ «ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ» ИЛИ «КОНКУРС ШПАРГАЛОК» ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ЭКСТРЕННОГО ПОВТОРЕНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ТЕМЫ
ПРИЁМ «МАРКИРОВКА» («ИНСЕРТ») - ЭТО ВЫДЕЛЕНИЕ ЦВЕТОМ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ, КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ.
ПРИЕМ «ТАБЛИЦА» - ОТЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ДЛЯ ГЛУБОКОЙ И ВДУМЧИВОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ, КОГДА УЧАЩИЕСЯ УЧАТСЯ ПОДБИРАТЬ ЦИТАТЫ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ.
«ВЕРНЫЕ - НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ», «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
Используя приём «верные-неверные утверждения», обучающимся предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
На стадии рефлексии необходимо вернуться к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Прогнозирование является одним из важнейших аспектов функциональной грамотности.
«ВЕРНЫЕ - НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ», «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
Кроме этого, данный прием можно использовать в качестве физминутки на уроках. Такой прием известен в Сингапуре под названием «Конерс» (углы).
Это прекрасная возможность не только использовать смену деятельности во время урока, но и провести опрос с целью выяснения степени усвоения и знания теории по изучаемой теме.
ПРИЁМ «ПИСЬМО С ПРОБЕЛАМИ»
Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить учащихся восстановить текст. Такой прием широко используется разработчиками рабочих тетрадей на печатной основе. Для слабого ученика работа с таким текстом – прекрасная возможность лишний раз повторить то или иное правило или вспомнить забытую формулировку
ПРИЕМ «ОБЛАКО ТЕГОВ»
Конечно, есть в интернете программы, позволяющие бесплатно составить облако тегов по любой теме. Но почему бы не предложить составить облако тегов во время урока, чтобы обучающиеся написали как можно больше ключевых слов по изучаемой теме. Этот прием можно использовать как при индивидуальной, так и при групповой форме работы.
Это далеко не все методы и приемы по формированию читательской грамотности. Но не стоит забывать, что продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.
СПАСИБО, ТО ВЫ СЕГОДНЯ БЫЛИ С НАМИ!
Надеемся, что подобранный материал поможет вам интересно проводить уроки и будет способствовать повышению качества образовательных результатов.
Пожалуйста пройдите по QR -коду. Ваше мнение важно для нас.