СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немного информации об образовательной среде МБОУ СОШ № 71

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша школа расположена на окраине города, в спальном районе, что подразумевает удаленность от крупных культурных и иных образовательных центров. Большинство детей из семей со средним достатком. Учащиеся получают возможность для занятий в школе в различных кружках, секциях, клубах по интересам. Наряду со стандартным набором хорошо оборудованных помещений имеются дополнительные образовательные структуры (школьный музей, организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям Интернет и др.). Все это позволяет школе занять важное место в системе формирования личности учащихся, в их творческом развитии.

Просмотр содержимого документа
«Немного информации об образовательной среде МБОУ СОШ № 71»

Антропова Галина Анатольевна,

МБОУ СОШ № 71

Немного информации об образовательной среде МБОУ СОШ № 71

Образовательная среда  совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания ).



Основные характеристики образовательной среды

Важно отметить, что образовательная среда формируется осознанно и целенаправленно. На это указывает С.В. Тарасов, отмечая, что психолого-педагогические условия, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, специально организуются [14, с.4].

Данная специально организованная специфическая деятельность проектируется, формируется для самореализации личности, тогда, как считает И.Г. Шендрик, образование правомерно рассматривать как процесс освоения субъектом образовательной среды, представляющей собой совокупность прообразов культуры.

Именно непосредственное образовательное окружение, прежде всего содержание и практика образования (как процесса и результата освоения культуры, осмысливания культурных фактов), оказывает формирующее воздействие на человека.

При этом ученый отмечает, что «самореализация возможна при условии, если человек: осознанно верит в жизненную цель, в свое предназначение; осознает свои способности, интересы, способен к взаимодействию с другими людьми; обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему себя полно реализовать в профессиональной деятельности; способен к волевым усилиям» [17, с.40].

Еще одной характеристикой данного феномена, по мнению В.И. Слободчикова, является взаимодействие различных субъектов, компонентов образовательного процесса: обучающего и обучаемого отдельных институтов, программ, образовательных деятельностей, в результате чего начинают выстраиваться определенные связи и между ними [10. с.183].

Выделяя требования к образовательной среде, В.С. Кукушин считает, что она должна быть: обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, эстетичной, диалоговой, гуманной, одухотворяющей [4, с.94].

Обобщая результаты анализа различных точек зрения по вопросу характеристик образовательной среды и признавая правомерность высказанных положений, мы считаем необходимым добавить еще несколько моментов. На наш взгляд, важными характеристиками образовательной среды являются интегративность и вариативность.

Интегративность отражает взаимосвязь субъектов образовательного процесса (педагогов, обучаемых, социальных партнеров и других лиц), различных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурых, дидактических и пр.). Взаимосвязь данных составляющих обеспечит целостность и эффективность процесса развития личности.

Вариативность образовательной среды означает возможность изменений в ее составе, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучаемых и реализации их способностей и возможностей.

Заканчивая анализ сущности понятия «образовательная среда», отметим, что, присоединяясь к мнению В.А. Ясвина, Т.А. Осиповой, В.И. Панова и др., мы рассматриваем образовательную среду как совокупность условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивающих активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие.

В качестве основных характеристик образовательной среды как педагогического феномена выступают: целенаправленность, специальная организация специфической педагогической деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, интегративность и вариативность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. – М., 2000. – 157 с.

  2. Богозов, Н.З., Психологический словарь / Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров; под ред. Н.Ф. Добрынина, С.Е. Советова. – Магадан, 1965. –292 с.

  3. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.

  4. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов /В.С. Кукушин. – М.: Ростов н/Д : МарТ, 2006. –224 с.

  5. Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник. В 2 ч. Ч. 2 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. –352 с.

  6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс: Мир и образование, 2007. –640 с.

  7. Осипова, Т.А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды: дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Осипова. – Тюмень, 2006. –188 с

  8. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие / В.И. Панов // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 30-44.

  9. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учебное пособие для учебных заведений профтехобразования / К.К. Платонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984. – 174 с.

  10. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры/ В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. –М., 1997. – Вып. 7. – С. 183.

  11. Социологический энциклопедический словарь. – М.: М-Норма, 1998. – 480 с.

  12. Социология: энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2003. – 1311 с.

  13. Спичко, Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам / Н.А. Спичко // Иностранные языки в школе. – 2004. – No 5. – С. 44- 48.

  14. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. – СПб.: ЛОИРО, 2003. –139 с.

  15. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. – М. : Гардарики, 2004. –1072 с.

  16. Философский словарь / под ред. М.М.Розенталь. – Изд. 3 -е. – М. : Политиздат, 1975. – 519 с.

  17. Шендрик, И.Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования / И.Г. Шендрик //