СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неопределенная форма глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в рамках программы. Интересный подход к изучению нового материала

Просмотр содержимого документа
«Неопределенная форма глагола»

Урок русского языка в 4 классе

« Неопределенная форма глагола»

Составила Кисель О. В.

МБОУ СОШ №77

Тип урока: урок-исследование

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Материалы и оборудование: проектор, ПК, презентация, тест по теме «неопределенная форма глагола», карточки для исследовательской работы, наборы фразеологизмов, карточки для кластера « глагол », картинка « Прокоп Перезимний Догорушитель»

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД:

-формирование представления о неопределеннй форме глагола

-развитие умение правильно ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме

-познакомить с формообразующими суффиксами глагола в неопределенной форме

- формировать умение употреблять глаголы в речи

Метапредметные УУД:

Познавательные :

-умение ориентироваться в своей системе знаний

отличать новое от уже известного

-добывать знания путем исследования

-находить ответы на вопросы используя литературу и свой жизненный опыт

Регулятивные:

-умение работать по образцу

-умение планировать свои действия с поставленной задачей (в сотрудничестве с учителем)

-умение удерживать цель деятельности до получения результата

- умение планировать решение учебной задачи

- умение составлять монологическое высказывание

-умение оказывать помощь-осуществлять взаимоконтроль

- умение проявлять доброжелательность

Ход урока

  1. Организационный момент

Уж по ночам не те морозы,

И вот уже летит скворец

В свой домик на стволе березы...

Пришла Весна. Зиме конец ! С. Михалков

Я рада приветствовать Вас, дорогие ребята, и наших гостей на уроке русского языка. Меня зовут Ольга Владимировна. Надеюсь, что на уроке мы хорошо поработаем и узнаем новые секреты русского языка.

- Неслучайно я начала урок с отрывка из стихотворения С. Михалкова « Круглый год».

Наступила весна, и мы рады этому. И вместе с этим, в народном календаре, праздники, которые отмечает наш народ.

-Какие народные праздники вы знаете? ( Масленица, Пасха, Рождество, Троица…) ( слайд1)

- И сегодня у нас 12 марта День Прокопа Перезимнего Дорогорушителя и по народному календарю в этот день православные христиане чтят память преподобного исповедника Прокопия Декаполита, который жил в 8 веке.

- Почему его так называют? Дорогорушитель?

Как правило, в этот день 12.03. на Прокопа снег таял, исчезали зимние дороги и наступала настоящая весна.( слайд2)


2. Минутка чистописания.

-Девизом нашего урока будет эта пословица. Прочитайте ее.

Учить - ум точить.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Откроем тетради, запишем дату -12 марта.

И эту пословицу (каллиграфически правильно, соблюдая правила написания).

  1. Постановка учебной задачи.

Суффикс окончание основа глагол приставка


-Найдите лишнее слово, докажите, почему оно лишнее.( глагол, т.к. это часть речи, а все остальное это части слова)( На доске выкладываются две карточки: глагол, часть речи)

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?( о глаголе)

- Да. Это и будет тема нашего сегодняшнего разговора.

- Какие задачи для себя мы поставим? (повторить уже известное и узнать что-то новое о глаголе)(добавляется к таблице карточка пустая с ?)

4. Создание проблемной ситуации.

-Объединитесь в группы. Соберем известную информацию о глаголе.

-У вас на столах карточки. Выберите нужную информацию

( 1 группа - Что делает? Что делал? Что сделал? Какой?

2 группа – предмет, признак предмета, действие предмета

3 группа – по числам, по временам, по падежам )

( учащиеся обсуждают, по очереди выходят и создают Кластер)

ГЛАГОЛ




Это…

изменяется



Отвечает на вопросы

обозначает

Часть речи


Что делает? действие предмета по числам

Что сделал? по временам

Что делал?



Продолжаем работу.

- Вспомним вопросы настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени (учитель прикрепляет вопросы)

Распределите глаголы по группам. Выделите их .

Карточка с заданием

Летел, летит, летят, вылетела, лететь, пролететь, взлетает , будет лететь, взлетит, цвести, лечь




1гр. наст времени

2 гр. прошедшего времени

3 гр. будущего времени



По временам

н. в. п.в. б.в.

Что делает? Что делал? Что будет делать?

Что делают? Что сделал? Что сделает?

-( после обсуждения в группах, учащиеся выходят по 1 человеку и распределяют слова по группам с объяснением. ( окончание, суффикс, вопросы)

- Какие глаголы остались?( лететь, пролететь, цвести, лечь)

-Почему?( они не подходят ни к одному времени)

-Задайте вопросы к этим словам.( Что делать? Что сделать?)

Эти глаголы стоят в Неопределенной форме

- Кто догадался почему ее так назвали?( не можем определить ни время, ни число глагола)

- понаблюдайте, как оканчиваются эти глаголы?(- ть-,- ти-это суффиксы( инфинитив),-чь-( часть корня слова)

( добавляется Кластер по ходу обсуждения)

- С вопросами какого времени мы можем спутать?





Сделайте вывод( используя таблицу).

-Что нового мы открыли на уроке, какой новый секрет русского языка?

?

Неопределенная форма глагола

Что делать?

Что сделать? -ть-, -ти-, - чь-











глагол




  1. Физминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

Ножками потопали

Ручками похлопали

Покружились, повертелись

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем,

И работать начинаем.



  1. Закрепление

1.-Кто запомнил, какой сегодня день по народному календарю?

( Прокопа Перезимнего. Дорогорушителя)

-У вас на столах задание.

- Прочитайте приметы на Прокопа Перезимнего. Найдите глаголы в н\ф.

1.

Крестьяне слушали дорогу, на сколько она надежна, прежде чем выехать со двора. Если капель обильная - лучше не выезжать в долгий путь .Можно охотиться на зайцев.


2.

12 марта крестьяне определяли время посева по вербе. Считалось, если почки вербы распускаются с макушки. То нужно начинать сеять пораньше. Если же верба на макушке не распушилась, то будет хорошим второй посев.




3. У охотников, кстати, были свои приметы: если заяц перебежит дорогу — это к неудаче, а если то же самое сделает собака — беды не будет, но и большого успеха тоже.

В этот день крестьяне ждали появление первых подснежников, потому что считалось. Что пахоту надо начинать с появления этих цветов.


( зачитывают приметы, называют глаголы в н/ф)



2.Запишите глаголы, поставьте их в н/ф.

Любили- верил-

Играет- везла-

Сделаешь- берегли-


( записывают в тетрадь все кроме 3)



3.Игра «ловушка»( по 1 человеку у доски по карточке)



-Я думаю, что все это глаголы в н/ф



1

2

3

жечь

достичь

мечь

лечь

беречь

зажечь

стричь

горечь

увлечь

речь

выжечь

сберечь






4. Спишите фразеологизмы. Вставьте пропущенные буквы.

Устно объясните орфограммы.

В скобках замените фразеологизм глаголом в н/ф близким по смыслу.

Спишите фразеологизмы. Вставьте пропущенные буквы.

Устно объясните орфограммы.

В скобках замените фразеологизм глаголом в н/ф близким по смыслу.


Д.ржать .зык за зубами.( )

Дать слово. ( )

Вставить палки в к.леса. ( )

Кл.вать нос.м. ( )

Витать в .блаках. ( )




  1. Самостоятельная работа

-выполнение теста на отметку.

( после выполнения проанализировать результаты )

  1. Итог урока.

-Какие секреты русского языка вы узнали на уроке?

8. Рефлексия ( слайд №5)

1На уроке мне было ………… интересно, скучно, не интересно



2 Тему урока « н \ф глагола» ……… понял хорошо

Понял недостаточно

не понял





































б ыло интересно и все понятно







было интересно, но не все понятно











б ыло не интересно и не понятно