Урок русского языка в 4 классе
« Неопределенная форма глагола»
Составила Кисель О. В.
МБОУ СОШ №77
Тип урока: урок-исследование
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Материалы и оборудование: проектор, ПК, презентация, тест по теме «неопределенная форма глагола», карточки для исследовательской работы, наборы фразеологизмов, карточки для кластера « глагол », картинка « Прокоп Перезимний Догорушитель»
Планируемые образовательные результаты
Предметные УУД:
-формирование представления о неопределеннй форме глагола
-развитие умение правильно ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме
-познакомить с формообразующими суффиксами глагола в неопределенной форме
- формировать умение употреблять глаголы в речи
Метапредметные УУД:
Познавательные :
-умение ориентироваться в своей системе знаний
отличать новое от уже известного
-добывать знания путем исследования
-находить ответы на вопросы используя литературу и свой жизненный опыт
Регулятивные:
-умение работать по образцу
-умение планировать свои действия с поставленной задачей (в сотрудничестве с учителем)
-умение удерживать цель деятельности до получения результата
- умение планировать решение учебной задачи
- умение составлять монологическое высказывание
-умение оказывать помощь-осуществлять взаимоконтроль
- умение проявлять доброжелательность
Ход урока
Организационный момент
Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы...
Пришла Весна. Зиме конец ! С. Михалков
Я рада приветствовать Вас, дорогие ребята, и наших гостей на уроке русского языка. Меня зовут Ольга Владимировна. Надеюсь, что на уроке мы хорошо поработаем и узнаем новые секреты русского языка.
- Неслучайно я начала урок с отрывка из стихотворения С. Михалкова « Круглый год».
Наступила весна, и мы рады этому. И вместе с этим, в народном календаре, праздники, которые отмечает наш народ.
-Какие народные праздники вы знаете? ( Масленица, Пасха, Рождество, Троица…) ( слайд1)
- И сегодня у нас 12 марта День Прокопа Перезимнего Дорогорушителя и по народному календарю в этот день православные христиане чтят память преподобного исповедника Прокопия Декаполита, который жил в 8 веке.
- Почему его так называют? Дорогорушитель?
Как правило, в этот день 12.03. на Прокопа снег таял, исчезали зимние дороги и наступала настоящая весна.( слайд2)
2. Минутка чистописания.
-Девизом нашего урока будет эта пословица. Прочитайте ее.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Откроем тетради, запишем дату -12 марта.
И эту пословицу (каллиграфически правильно, соблюдая правила написания).
Постановка учебной задачи.
Суффикс окончание основа глагол приставка |
-Найдите лишнее слово, докажите, почему оно лишнее.( глагол, т.к. это часть речи, а все остальное это части слова)( На доске выкладываются две карточки: глагол, часть речи)
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?( о глаголе)
- Да. Это и будет тема нашего сегодняшнего разговора.
- Какие задачи для себя мы поставим? (повторить уже известное и узнать что-то новое о глаголе)(добавляется к таблице карточка пустая с ?)
4. Создание проблемной ситуации.
-Объединитесь в группы. Соберем известную информацию о глаголе.
-У вас на столах карточки. Выберите нужную информацию
( 1 группа - Что делает? Что делал? Что сделал? Какой?
2 группа – предмет, признак предмета, действие предмета
3 группа – по числам, по временам, по падежам )
( учащиеся обсуждают, по очереди выходят и создают Кластер)
Часть речи
Что делает? действие предмета по числам
Что сделал? по временам
Что делал?
Продолжаем работу.
- Вспомним вопросы настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени (учитель прикрепляет вопросы)
Распределите глаголы по группам. Выделите их .
Карточка с заданием Летел, летит, летят, вылетела, лететь, пролететь, взлетает , будет лететь, взлетит, цвести, лечь |
1гр. наст времени
2 гр. прошедшего времени
3 гр. будущего времени
По временам
н. в. п.в. б.в.
Что делает? Что делал? Что будет делать?
Что делают? Что сделал? Что сделает?
-( после обсуждения в группах, учащиеся выходят по 1 человеку и распределяют слова по группам с объяснением. ( окончание, суффикс, вопросы)
- Какие глаголы остались?( лететь, пролететь, цвести, лечь)
-Почему?( они не подходят ни к одному времени)
-Задайте вопросы к этим словам.( Что делать? Что сделать?)
Эти глаголы стоят в Неопределенной форме
- Кто догадался почему ее так назвали?( не можем определить ни время, ни число глагола)
- понаблюдайте, как оканчиваются эти глаголы?(- ть-,- ти-это суффиксы( инфинитив),-чь-( часть корня слова)
( добавляется Кластер по ходу обсуждения)
- С вопросами какого времени мы можем спутать?
Сделайте вывод( используя таблицу).
-Что нового мы открыли на уроке, какой новый секрет русского языка?
? Неопределенная форма глагола Что делать? Что сделать? -ть-, -ти-, - чь- |
Физминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ножками потопали
Ручками похлопали
Покружились, повертелись
И за парту все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем,
И работать начинаем.
Закрепление
1.-Кто запомнил, какой сегодня день по народному календарю?
( Прокопа Перезимнего. Дорогорушителя)
-У вас на столах задание.
- Прочитайте приметы на Прокопа Перезимнего. Найдите глаголы в н\ф.
1. Крестьяне слушали дорогу, на сколько она надежна, прежде чем выехать со двора. Если капель обильная - лучше не выезжать в долгий путь .Можно охотиться на зайцев. |
2. 12 марта крестьяне определяли время посева по вербе. Считалось, если почки вербы распускаются с макушки. То нужно начинать сеять пораньше. Если же верба на макушке не распушилась, то будет хорошим второй посев. |
3. У охотников, кстати, были свои приметы: если заяц перебежит дорогу — это к неудаче, а если то же самое сделает собака — беды не будет, но и большого успеха тоже. В этот день крестьяне ждали появление первых подснежников, потому что считалось. Что пахоту надо начинать с появления этих цветов. |
( зачитывают приметы, называют глаголы в н/ф)
2.Запишите глаголы, поставьте их в н/ф.
Любили- верил- Играет- везла- Сделаешь- берегли- |
( записывают в тетрадь все кроме 3)
3.Игра «ловушка»( по 1 человеку у доски по карточке)
-Я думаю, что все это глаголы в н/ф
1 | 2 | 3 |
жечь | достичь | мечь |
лечь | беречь | зажечь |
стричь | горечь | увлечь |
речь | выжечь | сберечь |
| | |
4. Спишите фразеологизмы. Вставьте пропущенные буквы.
Устно объясните орфограммы.
В скобках замените фразеологизм глаголом в н/ф близким по смыслу.
Спишите фразеологизмы. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы. В скобках замените фразеологизм глаголом в н/ф близким по смыслу. Д.ржать .зык за зубами.( ) Дать слово. ( ) Вставить палки в к.леса. ( ) Кл.вать нос.м. ( ) Витать в .блаках. ( ) |
Самостоятельная работа
-выполнение теста на отметку.
( после выполнения проанализировать результаты )
Итог урока.
-Какие секреты русского языка вы узнали на уроке?
8. Рефлексия ( слайд №5)
1На уроке мне было ………… интересно, скучно, не интересно
2 Тему урока « н \ф глагола» ……… понял хорошо
Понял недостаточно
не понял
б
ыло интересно и все понятно
было интересно, но не все понятно
б
ыло не интересно и не понятно