СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непроизносимая согласная в корне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Непроизносимая согласная в корне.»

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе.

Учитель: Литвинова Наталия Михайловна

Тема

Правописание слов с непроизносимым согласным в корне.

Педагогическая цель

Формировать представления о непроизносимых согласных в корне слова, развивать умение наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Закрепляют знания о словарных словах; закрепляют правописание слов с непроизносимым согласным в корне.

Личностные результаты

Проявляют интерес к русскому языку, к познанию нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Оборудование

Учебник, презентация, рабочая тетрадь.











Этап урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности.

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Словесный, Ф

1.Приветствие.


2.Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня, …….

-Я рада вас видеть, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

-приветствует,

-проверяет подготовленность помещения к занятию;

-организует внимание школьников;

-раскрывает общие цели урока и плана его проведения

-приветствуют учителя;

-готовятся к уроку.

Регулятивные: контролируют свои действия

II.Словарная работа.

познакомить детей с новыми словарными словами ЧУВСТВО, ЛЕСТНИЦА.

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.


Фронтальный. Индивидуальный.

1.Знакомство с новыми словарными словами.





2.Лексическое значение слов.









3.Запись словарных слов.




4.Составление и запись предложений.



-Сегодня вы познакомитесь с новыми словарными словами, а что это за слова вы отгадайте.

-Посмотрите на слайд и прочитайте словечко, не читая букву А. (чувство).

-Хорошо, соберите буквы чтобы получилось слово. (лестница).

-Так какие новые словарные слова вы узнали? (чувство, лестница).

-Прочитайте, что такое чувство. Чувство (чувства)- способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь. (на слайде).

-Прочитайте, что такое лестница. Лестница- сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться, перемещаясь по ступенькам.

-Откройте свои тетради и запишите число и классная работа. Затем запишите новые словарные слова ЧУВСТВО и ЛЕСТНИЦА с комментированием.


-Придумайте предложения с этими словами. И запишите их в тетрадь. Одно предложение со словом чувство и одно со словом лестница.


-Скажите, ребята, а как вы думаете почему в словах чувство и лестница выделены согласные. Что это за согласные, и в какой части слова находятся эти согласные? (на слайде слова);(непроизносимые согл. В корне слова).


-организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся;

-самостоятельность учащихся в выполнении заданий;

-углубление знаний и способов действий учащихся.


III.Сообщение темы и цели урока.

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Словесный, фронтальный.


- Ребята, представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных.

-Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? (Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка)

-О чем заботилась вторая сестра-орфограмма? (Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна).

- А чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные?

-А на эти вопросы мы ответим с вами на нашем сегодняшнем уроке.

-Прочитайте слова и скажите как они называются? (однокоренные)

-Скажите, что обозначает каждое слово?

-Сравните произношение и написание этих слов. Какое различие вы заметили? (в словах вестник и известный не слышится звук [Т]).

-Как вы думаете почему? Какой возникает вопрос? (почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?)

-Посмотрите на эти однокоренные слова. Скажите, есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? (да, [т], [д]).

-Запишите в тетрадь эти слова в два столбика, в первый столбик слова, в которых согласный звук произносится, а во второй, в которых не произносится. Затем проверим правильно ли вы записали.

-Скажите, какие звуки не произносятся в словах второго столбика?

-Как можно назвать эти согласные? (непроизносимые)

-Как вы думаете почему звуки [т] и [д] не произносятся?

-Скажите, вы догадались какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока «Правописание слов с непроизносимым согласным в корне».


Сформировать у школьников понимания, что без четко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке

Сообщение учащимися темы и целей урока.

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу; контролируют

и корректируют свою деятельность; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить.

Познавательные: выделяют

и формулируют познавательную цель, структурируют знания.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают
и осваивают социальную роль обучающегося; приобретают мотивацию к учебной деятельности

V.Изучение нового материала.

Обеспечить восприятие и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу.


Словесный, фронтальный, практический, наглядный.

1.Послушивание электронного приложения.








2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.










3.Знакомство с правилом.



4.Работа в учебнике. Упр.№225






5.Знакомство с правилом.





6.Знакомство с алгоритмом действий при выполнении упражнений.




7.Работа по учебнику. Упр. №226.





8.Самостоятельная работа.





-Прослушайте правила о непроизносимых согласных, будьте внимательны, после прослушивания я задам вам вопросы. (1-4)

-Скажите, какие согласные называют непроизносимыми?

-Проверим как вы слушали. Я вам называю звуки, а вы говорите в каких словах они встречаются.

Л – солнце

Т – окрестность, лестница

Д - сердце, праздник

Ф - чувство, здравствуйте.

-Хорошо, молодцы.

-Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки.

-А как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного?

-Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом? (да, подобрать однокоренное слово)

Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными? (один корень).

-Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук? (дети высказывают свои предположения).

-Прочитайте правило на слайде. (читают несколько раз).


-Посмотрите на 225 упражнение. Прочитайте слова. Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук? (грустный, поздний, местность, честность, звёздный, свистнуть).

-В какой значимой части слова он находится? (в корне).

-Прочитайте ниже правило. Что такое орфограмма?(буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.)

-Как правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук? (подобрать однокоренное слово).

-Прежде, чем выполнить 226 упр. Скажите по какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове? Прочитаем алгоритм действий при правописании слов с непроизносимым согласным звуком. (читают со слайда)


-А сейчас выполним 226 упр. Подберите к каждому слову однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком в корне. Запишите пары слов в тетрадь. Затем выделите в словах корень и подчеркните непроизносимый согл.звук в проверяемом слове и эту же букву в проверочном слове.

-Определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему?

Спишите, обозначьте орфограмму.

Выполните самостоятельно это задание, затем поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. (правильные ответы на слайде показаны).

-организует внимание учащихся;

-сообщает основную идею изучаемого материала (принципа, правила, закона и пр.);

- обеспечивает методы исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;


-качество ответов учащихся;

-усваивают знания и способы действия, осознанность ответов в процессе беседы и выполняют задания, а также участвуют в подведении итогов беседы.

Регулятивные: планируют, контролируют, корректируют, оценивают процесс и результат своей деятельности Познавательные: создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, делают выводы.


VI.Итог урока. Рефлексия.

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Словесный, фронтальный.

-С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились? (Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова)

-Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы?(сердце, солнце)

-Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм? (первой: кошка, мышка, подушка; второй- ванна)

-Хорошо, молодцы!

-На столах у вас смайлики, дорисуйте лучики тому смайлику, который показывает ваше настроение после нашего урока.


-организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений


-систематизация знаний учащихся;

-выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей.


Регулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии; логически рассуждают, строят цепочку умозаключений