I.Организационный момент. Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | Словесный, Ф 1.Приветствие. 2.Эмоциональный настрой. | -Здравствуйте! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня, ……. -Я рада вас видеть, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок. | -приветствует, -проверяет подготовленность помещения к занятию; -организует внимание школьников; -раскрывает общие цели урока и плана его проведения | -приветствуют учителя; -готовятся к уроку. | Регулятивные: контролируют свои действия |
II.Словарная работа. познакомить детей с новыми словарными словами ЧУВСТВО, ЛЕСТНИЦА. 1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | Фронтальный. Индивидуальный. 1.Знакомство с новыми словарными словами. 2.Лексическое значение слов. 3.Запись словарных слов. 4.Составление и запись предложений. | -Сегодня вы познакомитесь с новыми словарными словами, а что это за слова вы отгадайте. -Посмотрите на слайд и прочитайте словечко, не читая букву А. (чувство). -Хорошо, соберите буквы чтобы получилось слово. (лестница). -Так какие новые словарные слова вы узнали? (чувство, лестница). -Прочитайте, что такое чувство. Чувство (чувства)- способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь. (на слайде). -Прочитайте, что такое лестница. Лестница- сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться, перемещаясь по ступенькам. -Откройте свои тетради и запишите число и классная работа. Затем запишите новые словарные слова ЧУВСТВО и ЛЕСТНИЦА с комментированием. -Придумайте предложения с этими словами. И запишите их в тетрадь. Одно предложение со словом чувство и одно со словом лестница. -Скажите, ребята, а как вы думаете почему в словах чувство и лестница выделены согласные. Что это за согласные, и в какой части слова находятся эти согласные? (на слайде слова);(непроизносимые согл. В корне слова). | -организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях | -правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; -самостоятельность учащихся в выполнении заданий; -углубление знаний и способов действий учащихся. | |
III.Сообщение темы и цели урока. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Словесный, фронтальный. | - Ребята, представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных. -Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? (Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка) -О чем заботилась вторая сестра-орфограмма? (Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна). - А чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? -А на эти вопросы мы ответим с вами на нашем сегодняшнем уроке. -Прочитайте слова и скажите как они называются? (однокоренные) -Скажите, что обозначает каждое слово? -Сравните произношение и написание этих слов. Какое различие вы заметили? (в словах вестник и известный не слышится звук [Т]). -Как вы думаете почему? Какой возникает вопрос? (почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?) -Посмотрите на эти однокоренные слова. Скажите, есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? (да, [т], [д]). -Запишите в тетрадь эти слова в два столбика, в первый столбик слова, в которых согласный звук произносится, а во второй, в которых не произносится. Затем проверим правильно ли вы записали. -Скажите, какие звуки не произносятся в словах второго столбика? -Как можно назвать эти согласные? (непроизносимые) -Как вы думаете почему звуки [т] и [д] не произносятся? -Скажите, вы догадались какая тема нашего сегодняшнего урока? -Тема нашего урока «Правописание слов с непроизносимым согласным в корне». | Сформировать у школьников понимания, что без четко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке | Сообщение учащимися темы и целей урока. | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу; контролируют и корректируют свою деятельность; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, структурируют знания. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; приобретают мотивацию к учебной деятельности |
V.Изучение нового материала. Обеспечить восприятие и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу. | Словесный, фронтальный, практический, наглядный. 1.Послушивание электронного приложения. 2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами. 3.Знакомство с правилом. 4.Работа в учебнике. Упр.№225 5.Знакомство с правилом. 6.Знакомство с алгоритмом действий при выполнении упражнений. 7.Работа по учебнику. Упр. №226. 8.Самостоятельная работа. | -Прослушайте правила о непроизносимых согласных, будьте внимательны, после прослушивания я задам вам вопросы. (1-4) -Скажите, какие согласные называют непроизносимыми? -Проверим как вы слушали. Я вам называю звуки, а вы говорите в каких словах они встречаются. Л – солнце Т – окрестность, лестница Д - сердце, праздник Ф - чувство, здравствуйте. -Хорошо, молодцы. -Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки. -А как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного? -Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом? (да, подобрать однокоренное слово) Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными? (один корень). -Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук? (дети высказывают свои предположения). -Прочитайте правило на слайде. (читают несколько раз). -Посмотрите на 225 упражнение. Прочитайте слова. Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук? (грустный, поздний, местность, честность, звёздный, свистнуть). -В какой значимой части слова он находится? (в корне). -Прочитайте ниже правило. Что такое орфограмма?(буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.) -Как правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук? (подобрать однокоренное слово). -Прежде, чем выполнить 226 упр. Скажите по какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове? Прочитаем алгоритм действий при правописании слов с непроизносимым согласным звуком. (читают со слайда) -А сейчас выполним 226 упр. Подберите к каждому слову однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком в корне. Запишите пары слов в тетрадь. Затем выделите в словах корень и подчеркните непроизносимый согл.звук в проверяемом слове и эту же букву в проверочном слове. -Определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему? Спишите, обозначьте орфограмму. Выполните самостоятельно это задание, затем поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. (правильные ответы на слайде показаны). | -организует внимание учащихся; -сообщает основную идею изучаемого материала (принципа, правила, закона и пр.); - обеспечивает методы исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; | -качество ответов учащихся; -усваивают знания и способы действия, осознанность ответов в процессе беседы и выполняют задания, а также участвуют в подведении итогов беседы. | Регулятивные: планируют, контролируют, корректируют, оценивают процесс и результат своей деятельности Познавательные: создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, делают выводы. |
VI.Итог урока. Рефлексия. 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. 2.Обеспечить усвоение учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний. 3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. | Словесный, фронтальный. | -С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились? (Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова) -Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы?(сердце, солнце) -Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм? (первой: кошка, мышка, подушка; второй- ванна) -Хорошо, молодцы! -На столах у вас смайлики, дорисуйте лучики тому смайлику, который показывает ваше настроение после нашего урока. | -организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений | -систематизация знаний учащихся; -выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей; -выделение мировоззренческих идей. | Регулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии; логически рассуждают, строят цепочку умозаключений |