Тема: Нестандартные формы занятий по русскому языку.
аннотация
Данная работа освещает нестандартные формы занятий по русскому языку в средней школе с узбекским языком обучения. Даны рекомендации по проведению нестандартных уроков.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
содержание
1. Введение.
2. Основная часть.
2. 1. Роль и место нестандартных занятий в активизации учебного процесса.
2. 2. Виды нестандартных занятий. .
3. Заключение и рекомендации.
4. Список использованной литературы.
5. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Нестандартные формы проведения уроков являются актуальной темой в настоящее время и не могут быть ограниченны рамками совершенных исследований.
Целью моей работы является: выявление роли нестандартных форм проведения уроков в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
изучение психолого-педагогической литературы по проблеме форм проведения нестандартных уроков;
определение основных особенностей нестандартных уроков;
разработка и проведение нестандартных уроков.
Десять тысяч уроков – вот, сколько приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для учителя, и для ученика. А значит, урок будет результативен. Не принуждать к учению, а побуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот, на мой взгляд, задача учителя.
С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различным способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала, так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Начало нового столетия ознаменовалось и новым подъемом педагогической мысли. Самым ярким достижением которого, стали книги «Совсем необычный урок» С. В. Кульневича и Г. П. Лакоцентиной, «Анализ урока» Ю. А. Конржевского, «Организационные формы обучения» В. В. Гузеева.
Нестандартный урок – это импровизационное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Многие творчески работающие учителя, стали применять необычные разновидности урока, новые формы учебных занятий, в корне отличающихся от так называемых стандартных уроков классического образца. Они не заменяют этих уроков, они их дополняют, вносят оживление, разнообразие, повышает интерес, а значит. Способствуют совершенствованию учебного процесса.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильных шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических признаков, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Я же придерживаюсь мнению первых, и в течение нескольких лет ищу доказательства выдвинутой гипотезы.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные формы нестандартных уроков.
уроки «погружения»
уроки деловой игры
уроки пресс-конференции
уроки соревнования
уроки типа КВН
театрализованные уроки
уроки консультации
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы
уроки взаимообучения учащихся
уроки творчества
уроки аукционы
уроки, которые ведут учащиеся
уроки зачеты
уроки творческие отчеты
уроки формулы
уроки сомнения
уроки конкурсы
бинарные уроки
уроки обобщения
уроки фантазии
уроки игры
уроки суды
уроки поиска истины
уроки лекции «Парадокса»
уроки концерты
уроки диалоги
уроки «Следствие ведут знатоки»
уроки ролевые игры
уроки конференции
уроки семинары
интегральные уроки
урок «Круговая тренировка»
межпредметные уроки
уроки экскурсии
урок игра «Поле чудес»
урок сказка
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков вошли те уроки, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Нужно сказать, что хотя это авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применяться всеми учителями по любому школьному предмету, в зависимости от темы, места данного урока в данной теме и личностных качеств конкретного учителя. Копировать нельзя, использовать, внося свои изменения, можно и полезно.
Основная часть
2. 1. Роль и место нестандартных занятий в активизации учебного процесса.
Как же сделать урок русского языка интересным? Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков.
Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию, развитие интереса, побуждение их к приобретению знаний, а для этого учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая нетрадиционные уроки. Нетрадиционный урок – это импровизация во время учебного занятия, имеющая нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения.
Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала. Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного- это общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности
Успешность проведения оригинальных уроков зависит от ряда действий учителей и учащихся.
Проводиться тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока. Роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия: карты, дидактический материал.
Придумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и в отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций и т.д.
Особое внимание уделяется активизации всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в актуальную работу.
ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Вместе с тем нужно заметить, в выборе формы нестандартных уроков нужна мера и мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятной, ученики привыкнут к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается.
Место нестандартных уроков определяется учителем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
В свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности.
В чем состоит нестандартность уроков? В отступлении от традиционной структуры?
Нестандартность урока – это, прежде всего нестандартность его формы. Я тоже привыкла считать, что главное в любом деле содержание. В уроке – тоже. Этим и руководствуюсь в своей работе. Поиск путей обновления традиционного урока, модернизация его развития, в основном в области формы.
Одни утверждают: лучше работать без фокусов, не заниматься поиском нестандартности, а совершенствовать традиционный урок. Конечно, педагогические возможности урока далеко не исчерпаны. Отказаться от дальнейшего совершенствования этой классической формы занятий, имеющих трехсотлетнюю историю, было бы неразумно. Но нельзя и абсолютизировать урок.
За фейерверком приемов не редко скрывается убогое, примитивное содержание. Такое происходит, когда человек пытается творить, выразить себя, а внутренней культуры, подготовки для этого нет.
Нестандартные формы обучения – не палочка – выручалочка, сами по себе, они ничего не стоят. Такие приемы срабатывают у тех педагогов, которые наделены высокой внутренней культурой, обладают глубокими прочными профессиональными знаниями, высокой эрудицией. Задача состоит в том, чтобы повышать уровень творчества учителя, совершенствовать его мастерство.
Ещё одна из бед современной школы – перегруженность программ. На ученика обрушивается лавина информации, и она все возрастает. Нестандартные формы урока в руках думающего, хорошо подготовленного учителя, как раз и помогают упорядочить эту информацию. Отобрать из изучаемого материала главное, расставить акценты, отказаться от излишних подробностей. Содержание при этом хорошо воспринимается учащимися, лучше усваивается ими.
Как показывает практика, на вопрос: «Какой урок вам нравится?», дети отвечают: «Рисование, пение, физкультура…», и очень редко : «Русский язык, математика, литература …». И это не только в старших классах, но в среднем, начальном звене.
Нестандартные уроки помогают преодолевать трудности обучения, отвечают возрастным особенностям детей, полезны для развития.
Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую.
Как было сказано выше, успех нестандартного урока зависит от его подготовки.
При подготовке к такому уроку необходимо установить порядок работы над ним. Приведу примеры работы по некоторым видам нестандартных уроков.
*Урок в форме игр и соревнований.
Детям заранее за 1-2 недели сообщается о том, в какой форме будет проведен урок по данной теме. КВН, викторина… .
Дети делятся на команды.
Учащиеся каждой команды выбирают капитана, название команды, приветствие. Желательно, чтобы название команды было связанно с темой урока.
Учитель подбирает материал, соответствующий теме урока.
Учитель должен представить подобранный материал в интересной, необычайной форме.
необходимо заранее выбрать жюри, приготовить награды.
На такие уроки можно пригласить гостей (родителей, учителей).
Уроки, основанные на не традиционной организации учебного материала.
Учитель готовит необходимый дидактический материал.
Дети готовят к уроку сообщения.
На таком уровне должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся.
Дети могут подготовить стихи, загадки, песни по теме урока.
Если необходимо, учитель подбирает музыкальное сопровождение.
2. 2. Виды нестандартных занятий.
Остановлюсь на некоторых уроках более подробно:
Уроки-путешествия.
Учитель тщательно продумывает маршрут путешествия.
Учитель готовит нужный раздаточный материал путешествия.
Учитель акцентирует внимание детей на особо важных этапах путешествия.
Ход путешествия фиксируется в тетрадях.
Желательно, чтобы каждый ученик работал не только на своём рабочем месте, но и работал у доски в роли ведущего.
Урок-сказка.
Учитель тщательно продумывает сюжет урока.
Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
Задания должны усложняться по ходу урока.
Ученики должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.
Урок-сюрприз...
Уже само название интригует. А если ты получаешь совершенно неожиданное задание: карточку-овощ или фрукт с просьбой: “Включи меня в рецепт”, письмо от Шерлока Холмса с предложением сотрудничества: “Найди ошибку”, то интерес ещё более возрастает.
Уроки ролевой игры очень актуальны в наше время, когда необходимо подготовить ученика к непростой современной жизни. Ребенок может представить себя кем угодно: продавцом, кулинаром, учителем и так далее. Можно обобщить все изученное о существительном на “Заседании ученого совета”, изобразив председателя, содокладчика, рецензента, а можно и побывать на суде, выяснив “Справедливо ли называют глагол непоседой?”
Урок-дискуссия
Основу таких уроков составляют рассмотрение и исследование опорных вопросов, проблем, различных подходов при решении заданий.
Различают дискуссии - диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.
Нужно учить учеников правилам дискуссии:
вступая в дискуссию, представьте предмет спора;
в споре не допускайте тон превосходства;
чётко ставьте вопросы;
пытайтесь формулировать выводы.
Завершая дискуссию, необходимо подвести её итоги: оценить правильность формулировки и употребление понятий, умение использовать примеры, культуру дискуссии. На этом этапе учащиеся получают отметки за участие в дискуссии.
На заключительном этапе урока следует поставить новые вопросы, дающие возможность для новых раздумий учащихся.
Урок - ролевая игра
Такие уроки ограничены набором структурных компонентов, их можно выделить в группы по мере возрастания их сложности:
имитационные, которые направлены на имитацию определённого профессионального действия;
ситуационные, которые связаны с решением какой-либо узкой конкретной проблемы, то есть применить баскет-метод - метод обучения на основе имитации ситуаций.
Любовь к учению не воспитаешь на словах. Положительное отношение к учёбе - это положительное отношение, прежде всего в младших классах. Задача учителей сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям приходится решать такую задачу почти каждый день. Чтобы сделать почти ежедневные встречи с русским языком. не скучными и обыденными, а радостными и интересными, на помощь учителю приходят уроки - игры, уроки –путешествия .Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Нетрадиционные формы уроков помогут адаптироваться и закрепить интерес к сложным предметам.
На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Всем интересно. Дети играют, а играя непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания. Систематическая работа в этом направлении благотворно сказывается на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, активизации внимания, повышении познавательного интереса. Проведение нетрадиционных форм уроков помогает заинтересовать детей младшего школьного возраста, повысить их успеваемость. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Залогом успешной активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
В нашей практической работе мы представили конспекты уроков русского языка, где используются нетрадиционные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-аукцион, урок-игра и другие. Мы считаем, что такие уроки не только обеспечат новый уровень усвоения знаний, а ещё и приведет к существенным сдвигам в умственном развитии младших школьников. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Таким образом наше цель достигнута.
Заключение и рекомендации
В результате проделанной работы по данной теме были сделаны следующие выводы:
Во-первых. В ходе проведения нестандартных уроков перестраиваются все психологические процессы, происходит эффективное формирование умственных действий, урок такого типа признан возбудить живой интерес учащихся к процессу познания, активировать мысленную деятельность учащихся.
Во-вторых, нестандартные уроки не заменяют стандартных уроков, они их дополняют, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, а значит способствуют совершенствованию учебного процесса.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторые представления о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
В-третьих, нужно сказать, что хотя это авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы, могут успешно применяться учителями по любому школьному предмету в зависимости от темы места данного урок в данной теме и личных качеств конкретного учителя.
Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика. Значимости его личных вкладов в решение общих задач. Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:
у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.
Меняется характер взаимоотношения между учащимися.
Растет самокритичность.
Формируются навыки учебного делового общения.
Использование рассматриваемой мною новации определяет главное в нетрадиционном уроке:
отказ от шаблона, от рутины в проведении.
Различные формы групповой работы:
не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
развитие функций общения
скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям.
Список использованной литературы
Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей. – Литература в школе, № 7,2006.
Активные формы преподавания литературы. Составитель Р.И. Альбеткова –М., Просвещение, 1991.
Бондаревская Е.В. Личностно –ориентированный подход как технология модернизации образования. – Методист, 2003, № 2.
Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. – Литература в школе, 1996, № 5.
Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. – М., «Первое сентября», 2001.
Презентация,2012.nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/aktivnye_formy_priemy_metody.pptx
Разработка конспекта нестандартного урока по русскому языку
ТЕМА: «Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие»
ЦЕЛИ:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания по пройденной теме, определить уровень усвоения материала;
- способствовать закреплению полученных знаний;
- содействовать развитию умения работать с языковым материалом ;
- создать благоприятные условия для совершенствования полученных навыков при изучении данной темы.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию навыка правильного употребления деепричастий, выделения их знаками препинания, практического умения употреблять правило написания НЕ с деепричастиями;
- способствовать расширению словарного запаса обучающихся за счет включения в речь деепричастий.
Воспитательные:
- создать условия для привития навыков работы в группе;
- способствовать становлению чувства ответственности в ходе совместной работы.
ФОРМА УРОКА: урок-путешествие
ТИП УРОКА: комбинированный
ПРИЕМЫ: наблюдение, сопоставление, сравнение, слово учителя, работа с таблицами, развитие речи
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовка учащихся к работе по теме урока
Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Через минутку мы отправимся на поиски приключений. Наше путешествие будет происходить по сказочной стране, которая называется Морфология. В ней есть множество интересных мест, не во всех из них мы с вами успели побывать на уроках русского языка. Она хранит несчетное количество тайн и готовит нам миллионы сюрпризов. А ждет нас в Морфологии наш старый знакомый. Имя его вам сейчас и нужно будет назвать. Для этого послушайте и отгадайте загадку, придуманную П. Чесноковым:
ЗАГАДКУ ЭТУ ОТГАДАТЬ СОВСЕМ НЕСЛОЖНО !
МЕНЯ С НАРЕЧИЕМ ПОРОЮ СПУТАТЬ МОЖНО.
НО ПОМНИТЕ, ЧТОБЫ ВОПРОС ВАС НЕ ПОДВЁЛ,
Я ПО ЗНАЧЕНИЮ ПОХОЖЕ НА ГЛАГОЛ !
(деепричастие)
Повторение и обобщение изученного материала
Все вы с удовольствием рассматриваете альбом с семейными фотографиями. Многие из вас с гордостью говорят друзьям: «Я очень похож на своего папу» или «Я — копия моей мамы». Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая её родня — Глагол и Наречие. Деепричастие унаследовало признаки Глагола и Наречия. Что же конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия? Покажите эти признаки, дополнив таблицу, помещенную на доске.
Признаки глагола | Признаки наречия |
| |
| |
| |
Ребята, сказочная страна Морфология находится на огромном острове. Чтобы на него попасть, нам придется достроить хрустальный мост. Сильный шторм разбросал его части по всему побережью. Соберите их. Итак, вы готовы?! Тогда вперед…
«Хрустальный мост»
Восстановите пословицы, назовите в них деепричастия, докажите свою точку зрения.
..., не суйся в воду. | ..., не евши, спать. |
..., не умоешься. | Спотыкаясь,... |
Что имеем, не храним,... | Не зная броду,... |
..., не всегда брани дорогу. | Не замочив рук,... |
Пирога ждать,... | ..., потерявши, плачем. |
Вот и добрались мы до ворот Морфологии. Но они закрыты на огромный замок. Да не простой, а орфографический. Чтобы добыть его, нам придется подняться по вот этой опасной скользкой лестнице. Одна ошибка и мы никогда не попадем в Морфологию. Ну что, вперед!
«Орфографический замок»
Запишите, объяснив на писание НЕ с глаголами, деепричастиями.
(Не) занимаясь гимнастикой, нельзя сделать тело уравновешенным. (Сократ)
Мы смотрим на красоту и изящество, (не) отделяя их друг от друга. (Цицерон)
(Не) встряхивая себя физически, нельзя быть здоровым нравственно.
(Толстой Л.Н.)
Находясь среди дзюдоистов, я (не) чувствую себя чужим, я как будто среди близких родственников. (Путин В.В.)
Молодцы! Отлично справились с заданием! Добро пожаловать в Морфологию! Но кто это так горько плачет у самых ворот? Да это же тетушка Словообразование. Она никак не может образовать от глаголов деепричастия. Давайте поможем несчастной!
« Словообразование»
Задание: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.
1. Оглядываться (несов. в.) | 7. Распечатать (сов. в.) |
2. Сверкать (несов. в.) | 8. Оторваться (сов. в.) |
3. Спешить (несов. в.) | 9. Остановить (сов. в.) |
4. Купить (сов. в.) | 10. Стучать (несов. в.) |
5. Прыгать (несов. в.) | 11. Играть (несов. в.) |
6. Увидеть (сов. в.) | 12. Шествовать (несов. в.) |
Я рада, что вы оказались очень отзывчивыми детьми и помогли Словообразованию справиться с работой. Но посмотрите, сколько улиц и площадей в Морфологии. Здесь легко можно и заблудиться. Давайте спросим у кого-нибудь, как добраться до замка Деепричастия. Смотрите, Вот кто укажет нам путь — Пунктуация. Но сначала мы должны справиться и с ее заданием.«Пунктуация»
Расставьте знаки препинания, выделяя графически деепричастные обороты.
Б Е Р Е Г И Т Е З Р Е Н И Е
Рассматривая предметы на близком расстоянии, глаза устают. Когда мы смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Очень вредно держать книги, тетради ближе тридцати сантиметров от глаз. Первое условие хорошего зрения – правильное освещение. Создавая условия для работы, вы должны помнить о том, что стол нужно ставить ближе к окну, чтобы свет падал слева. Настольная лампа устанавливается так, чтобы свет падал на стол, освещая лишь книгу. Для сохранения хорошего зрения важна правильная посадка. Читая лёжа, зрение тоже портится.
ФИЗМИНУТКА
(гимнастика для глаз)
Ну вот мы почти у цели, уже виден замок Деепричастия. Но в него не так-то просто попасть. Смотрите, какие суровые стражники его охраняют, и имена у них необычные:
Засучив рукава
Спустя рукава
Сломя голову
Скрепя сердцем
Назовите их по-другому, и они с радостью впустят вас в замок.
Слова для справки: бежать быстро, без особого на то желания, работать плохо, работать хорошо.
Составьте с этими фразеологизмами предложения и запишите их в тетрадь.
Как гостеприимный хозяин, Деепричастие приготовил пир в вашу честь. А вы поделитесь своим фирменным рецептом!
«Поделись рецептом»
Используя деепричастия, составьте рецепт «здорового салата».
Наше путешествие подошло к концу. Мы прощаемся с нашим другом Деепричастием, но обещаем никогда не забывать о нем.
1) Подведение итогов урока. Рефлексия.
2) Выставление оценок.
Домашнее задание (на усмотрение учителя).
20