СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартный урок "Птицы наши друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру. Этому уроку предшествовала огромная работа. Мы побывали с экскурсией на местной птицеферме. 

Просмотр содержимого документа
«Нестандартный урок "Птицы наши друзья"»

Нестандартный урок на тему:

«Птицы - наши друзья».




Цель: Продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах;

Задачи:

  1. Развивать интерес к жизни птиц, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, связную речь детей.

  2. Учить различать птиц на картинках и иллюстрациях.

  3. Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие.



Ход занятия:

1.Организационный момент:

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!




2.Актуализация знаний:

- Дети, сегодня мы с вами продолжим работу по изучению птиц.

Мы с вами побывали на птицеферме, познакомились с необычной породой гусей. Как они назывались?

Вопросы по экскурсии.

Видеоролик «Экскурсия на птицеферму»

3. «Мозговой штурм»

- Что вы уже знаете о птицах? Где вы встречали птиц?

- Как вы отличите птиц от других животных?

- Давайте разберемся, кто же на самом деле птицы?



Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, и в горах и даже в ледяных

просторах. Одни птицы большие, другие крошечные. Но у всех есть нечто общее.
- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у насекомых и рыб? (перья)

- Значит, каких животных мы назовем птицами? (животные – тело, которых покрыто перьями).

( показать детям перья) - Не случайно всех птиц называют «пернатые».





4.Проверка домашнего задания.

Домашнее задание было, подготовить информацию о птицах. Можно было приготовить песню, стихотворение и т.д.

5. Исследовательская работа.

- Теперь мы не ученики, а ученые-орнитологи, которые изучают птиц.

- Посмотрите на рисунок. Узнали ли вы эту птицу? (голубь)

- Давайте на примере голубя изучим строение тела птицы. Слайд №1



Учитель объясняет, а ученики показывают на рисунке.

У птиц есть голова, шея, туловище, хвост.

У птиц есть клюв – это и рот и нос. С помощью клюва они добывают пищу

У птиц всего две ноги – лапки. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку.

Хвост у птиц выполняет несколько функций: нужен как руль и балансир во время полёта.

 Крылья поднимают птицу в воздух, по своему строению напоминает руку.

Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро – быстро

машет крыльями.

6. Освоение новых знаний

Напишите число. Тема: «Птицы наши друзья»

Ребята, вы знаете, что такое Красная Книга? Из 350 видов птиц, постоянно или временно обитающих на территории Дагестана, 62 вида занесены в Красную книгу Республики Дагестан, что говорит о крайне неблагополучном положении охраны животных в республике. В списке редких и исчезающих птиц находятся: 

белый аист, малый лебедь, белоглазый нырок, скопа, европейский тювик, курганник, змееяд, степной орел, могильник, беркут, стервятник, черный гриф, балобан, кавказский тетерев, султанка, дрофа, ходулочник, филин, тугайный соловей, короткопалый воробей и др.

Исчезновение птиц происходит по вине браконьеров, плохой работы особо охраняемые природные территории (заповедники «Самурский», «Тляратинский» и др.) и ненадлежащими биотехническими мероприятиями (подкормка, организация гнезд и т. д.)

Ребята, давайте более конкретно я расскажу вам о наиболее необычных птичках..

  1. Страус. Слайд №2 Сегодняшняя самая большая птица в мире не имеет огромного размаха крыльев. Она даже и летать то не умеет. Речь идет об африканском страусе. Эти птицы относятся к семейству страусообразных. Считается, что животные имеют самые большие глаза из всех наземных существ. 

  2. Кубинская колибри-пчeлка (Mellisuga helenae)Слайд № 3 – не только самая маленькая на свете птица, это ещё и самое маленькое теплокровное животное на Земле. Самец длиной всего 5 см от клюва до хвоста весит примерно столько же, сколько две канцелярские скрепки. Самки немного крупнее, но они кажутся крохотными по сравнению с некоторыми жуками и бабочками. И, кроме того, как следует из названия птицы, эта колибри едва ли больше, чем пчела. Самая маленькая в мире птица, как и все колибри, очень сильное и быстрое существо. Она машет крыльями со скоростью 80 раз в секунду. 



  1. Киви Слайд№4 - птица без крыльев. Встретить киви в природе не так просто – птицы предпочитают ночной образ жизни. Днем они отсиживаются в различных норах и дуплах, под корнями деревьев. Надо отметить, что они весьма осторожны и ведут себя как настоящие партизаны. Так, свежевырытую нору для укрытия они не используют, а терпеливо выжидают несколько недель, пока та зарастет травой и мхом, либо сами маскируют вход ветками и листьями. Вначале птенцы кормятся только днем, постепенно переходя к ночному образу жизни. Все это делает маленьких птичек уязвимыми и легкой добычей для животных-хищников. Около 90% молодых особей не доживают до возраста полугода. До размеров взрослой особи птенцы дорастают только к 4-5 годам. Зато и живут мохнатые птицы долго, в дикой природе до 50-60 лет — такому показателю могут позавидовать многие другие пернатые.

  2. Китоглав.Слайд№4 Странной, необычной и даже доисторической птицей кажется китоглав. Он чрезвычайно мало изучен. Это одна из самых крупных птиц, являющаяся близким родственником аистов, пеликанов, марабу.
    На массивной голове птицы находится огромный клюв с крючком на конце. Голова широкая, даже немного шире тела китоглава. Эта странная птица обитает на берегах Нила в Африке, предпочитая болотистые места. Её главный корм - двоякодышащие рыбы протоптеры. 



Физминутка «Танец маленьких утят».







7. Закрепление материала:

Давайте теперь рассмотрим птиц, которых мы знаем.

Слайды № 7,8,9,10,11,12,13. Непросто назовем их, а переведем названия птиц на чеченский язык.

ВОРОБЕЙ – ХЬОЗА, ВОРОНА СЕРАЯ – КЪИГ, СОРОКА – Ч1ЕГ1АГ, ГОЛУБЬ – КХОКХА, СИНИЦА – Ц1ИРЦ1ИРХЬОЗА, ЖУРАВЛЬ – Г1АРГ1УЛИ, КУКУШКА - ОТТЙОКХ и другие

- Ребята вы уже знаете, что птицы делятся на: зимующих и перелетных.

Слайд №14

- Почему их так разделяют? (зимующие – зимуют с нами, перелетные – улетают в теплые края).

- Ребята, а почему от нас улетают перелетные птицы (нет корма, насекомых)

Правильно, осенью исчезают насекомые, те птицы, которые едят насекомых, называются насекомоядные, поэтому они первые в теплые края (дрозды, скворцы). Позднее замерзают озера и реки, к югу направляются водоплавающие, те, которые плавают в воде (гуси, утки и лебеди).

Птицы - часть природы. В мире очень много птиц. Без птиц вся природа

была бы очень некрасива.

- Ребята давайте подумаем, что произойдет, если у нас не будет птиц?

(Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут

кору деревьев и тогда деревья могут засохнуть).

Видеоролик «Истребление птиц в Китае»



Составление правил

Ребята, давайте все вместе составим правила обращения с нашими братьями меньшими. Не просто составим, а нарисуем знаки на ватмане.

9. Итог урока:

Птицам, зимой, чтобы не замерзнуть нужно пищи гораздо больше, чем

летом. Голодная птица сильнее страдает от холода. И чтобы, выжить и

не замерзнуть им приходиться целый день прыгать с ветки на ветку и

искать в трещинках коры насекомых, которые там прячутся от морозов.

А если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели, то поиски

птиц бесполезны. Мы должны помогать птицам. Слайд №15

- Как мы можем помочь птицам? (ответы детей)



8. Домашняя работа. Чтобы нам осталось побольше времени на изучение новой темы, мы ничего не написали в тетрадях. Я вам раздам листочки, на которых напечатана вся информация о птицах. Дома спишите эту информацию на тетради и выучите конспект.



Вывод:

Птицы нужны всегда.

Птицы - часть природы.



Птицы - защитники от вредных насекомых.



Птицы - наши крылатые друзья!



9. Рефлексия:



Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

− Скажите, вам было интересно на уроке?