Нетрадиционные формы и методы работы на занятиях по литературе.
Цель литературного образования - изучение художественных произведений, постижение литературы как художественной реальности, становление на этой духовного мира человека, его мировоззрения, воспитание потребности в систематическом чтении как необходимой части непрерывного духовно – нравственного совершенствования личности. Новое время диктует новые подходы как к процессу преподавания, так и к процессу усвоения знаний.
«Методика преподавательской литературы (языка) должна быть признана одной из научных педагогических дисциплин, поскольку она, базируясь на элементах литературоведения, языкознания, педагогики и возрастной психологии, создает в результате свою систему доказательных и обдуманных мероприятий». М.А. Рыбникова
Я изучила и применяю в процессе преподавания литературы такие нетрадиционные формы и методы:
проблемно-поисковые;
игровые занятия;
лекции и семинары;
уроки-проекты;
уроки-квесты;
творческие домашние работы.
Практикую привлечение обучающихся не только к участию непосредственно в уроке, но и к подготовке к нему.
Стараюсь привлечь обучающихся к планированию предстоящего урока через предварительную работу: опережающие задания, индивидуальные сообщения, рефераты, подготовка наглядности к уроку.
Используя лекцию как один из активных методов работы, стремлюсь правильно реализовывать все три формы деятельности обучающихся, оптимально сочетая их на уроке:
Восприятие материала, при котором работают мышление, воображение, память, речь.
Участие ребят в сообщении учебного материала (реферат, краткое сообщение, выразительное чтение).
Самостоятельная работа во время слушания лекции и после прослушивания ее.
Стараюсь вести ученика к открытию истины, которое совершает он сам, и в этой деятельности развиваются не только его мышление, самостоятельность, память, чувства, речь, но и происходит целостное развитие личности.
Учу ребят высказывать самостоятельные суждения, уметь отстаивать, утверждать свою точку зрения.
Современное прочтение классики на уроках – это проникновение в ее глубины, это работа над текстом, это слово учителя, это выразительное чтение и чтение с комментариями, беседы, диспуты – весь арсенал нетрадиционных методов.
Применение современных образовательных технологий создаёт условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала. Использование современных технологий на уроках литературы способствует формированию у учащихся таких универсальных учебных действий, как - коммуникативные, когнитивные, логические, личностные, регулятивные. Доказано, что от выбранной педагогической технологии во многом зависит качество обучения.
Применение современных образовательных технологий позволяет педагогу научить ученика грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно находить её, а также добиться глубокого усвоения материала, закрепить умения и навыки, уже имеющиеся у обучающихся.
Проблемное обучение
В.П. Кудрявцев пишет: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций».
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по разрешению проблемных ситуаций, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Приемы создания проблемных ситуаций:
- преподаватель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучающих делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи.
Эта технология может быть применена при изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Перед учащимися могут быть поставлены вопросы:
1.Кто из героев претерпел эволюцию в процессе произосшедшего?
2. Можно ли сказать, что жизнь Желткова была бессмысленна, прошла бесцельно?
Педагогу важно подвести учащихся к выводу, что Желтков своим примером показал Вере Николаевне Шеиной и Василию Львовичу Шеину, какой должна быть настоящая любовь: страстной и нежной, жертвенной. Находясь вместе, люди должны быть бережны друг другу, они должны слышать и слушать друг друга. Близкие друг другу люди должны всегда быть в диалоге (даже, когда они не рядом). Такой диалог произошел между Желтковым и Верой уже после его смерти, она слышала его голос в звуках музыки и шелесте деревьев. Вера «проснулась» для новых чувств, Желтков «расколдовал» «Снегурочку». Василий Львович, видимо, забросит свой альбом, некоторые шутки в котором были неудачны, а иногда бестактны. Теперь он будет слышать даже шепотом произнесенное: «Лучше не нужно». Семья Шеиных станет крепче и, возможно, теперь, когда они готовы, Бог даст им ребенка. Но это остается за пределами текста.
Групповые проблемные дискуссии
Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия. Учебная дискуссия являет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями. Важно, что организуется поиск нового знания - оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы.
Дискуссия уступает по эффективности изложению, передаче информации, но продуктивна при этом для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентации. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии выделяются следующие:
- обмен информацией;
- стимулирование разных подходов к одному и тому же предмету, явлению;
- сосуществование несовпадающих мнений и предложений;
- возможность отвергать любое из высказываемых мнений;
- побуждение участников к поиску группового соглашения.
Ход дискуссии:
В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. При этом преподаватель должен воздерживаться от какого бы то ни было - скрытого или тем более открытого - одобрения или неодобрения. Возможны только уточняющие и проясняющие реплики.
Важным условием руководства обсуждением является фокусирование внимания и мыслей участников на обсуждаемых вопросах.
При продолжительном обсуждении проводится промежуточное подведение итогов дискуссии. В этом случае необходимо подвести итоги обсуждения на текущий момент, чтобы ребята лучше сориентировались в ходе дальнейшего обсуждения.
Дебаты не обязательно должны продолжаться весь урок.
Дебаты и дискуссии помогают обучающимся:
-отрабатывать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
-учиться анализировать художественное произведение, анализируя прочитанное с разных точек зрения.
Правила дебатов:
Проявление уважения к другим участникам;
Честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах на вопросы;
Проигравших нет.
Я провела бинарное занятие-дискуссию по литературе совместно с преподавателем истории «Роль личности в истории. Патриотизм… знак вопроса». В ходе занятия обучающимися были высказаны неожиданные суждения, интересные мысли по теме занятия, сделаны правильные выводы. Этому, конечно же, способствовала большая предварительная подготовка.
Игровые технологии
Классификация и роль игровых занятий на уроках литературы.
Ценность игровой формы занятия в том, что создаются предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учеником учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся.
На уроках с применением игровых технологий создаётся ситуация психологической раскованности, они способствуют повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.
Игры различают по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Существует множество классификаций дидактических игр. К примеру, выделяют такие типы игр, как имитационные, символические и исследовательские:
1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на обучающегося (ребусы, кроссворды);
2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на обучающегося (сюжетно-ролевые игры);
3) неинтерактивные игры (индивидуальные игровые задания).
выделяются игры сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации.
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению интереса чтения художественной литературы и тем самым к урокам литературы в целом. На данном этапе важной задачей преподавателей литературы является повышение интереса к урокам. Для того, чтобы учебный процесс стал наиболее интересным и занимательным, преподаватель литературы может применять на своих занятиях различные игровые технологии.
В своей педагогической практике я чаще всего использую следующие игровые технологии:
ролевая игра;
диспут;
урок – концерт.
Таким образом, игра на занятии по литературы отражает всё многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.
Так, на занятии, посвященном творчеству Ф.И.Тютчева, обучающиеся не только декламировали произведения поэта, но и исполняли романсы на его стихи. Была создана соответствующая обстановка: горели свечи, на столах – томики стихотворений Ф. Тютчева.
Технология организации проектной деятельности
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый юбучащиюмися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность ученикам проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века.
В настоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из таких классификаций различают три вида проектов:
1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.
2. Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.
3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной работы.
Необходимо создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление» (Гуляева).
Существуют разные классификации проектов по литературе:
- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;
- по предметно - содержательной деятельности;
- по характеру координации проекта;
- по количеству участников проекта.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:
1) цель проекта,
2) предмет информационного поиска,
3) источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),
4) способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
5) результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
6) презентация.
Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.
Предложим следующую классификацию проектов.
1. Творческие проекты. В своей работе я практикую постановку спектакле по произведениям художественной литературы. Поставил и показали 3 спектакл: «Сказка о Федоте-стрельце, удалом молодце», по мотивам произведения Л. Филатова; «Пролетный гусь», по мотивам произведения В. Астафьева; «Рассказы Шукшина», по мотивам произведений В. Шукшина. В настоящее время готовлю спектакль «Василий Теркин», посвященный 75-летию Победы, по мотивам поэмы А. Твардовского, который планирую показать в мае месяце.
2. Практико-ориентированные проекты.
Создание календаря «Времена года», иллюстрированного рисунками учащихся и стихотворениями или отрывками из поэм или прозаических произведений писателей «серебряного века». Могут быть использованы такие произведения, как стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь» (январь), «Февраль. Достать чернил и плакать!» (февраль), «Зимняя ночь» (1946) (февраль), «Разве только грязь видна вам…» (февраль), «Март» (март), «Земля» (апрель), «После грозы» (май), «Июльская гроза» (июль), «Июль» (июль), «Август» (август), «Сон» (сентябрь), «Бабье лето» (сентябрь), «Осень» (сентябрь), «Золотая осень» (сентябрь), «Двор» (октябрь), «Зимние праздники» (декабрь), «Единственные дни» (декабрь), стихотворения И. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая…» (июль), «Октябрьский рассвет» (октябрь), «Один встречаю я дни радостной недели…» (апрель), «В стороне далекой от родного края…» (апрель), «Раскрылось небо голубое…» (апрель), «Нагая степь пустыней веет…» (ноябрь), «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет…» (май), «На монастырском кладбище» (май), «Еще и холоден и сыр» (февраль), стихотворения С. Есенина «Троицыно утро, утренний канон…» (июнь), «Нощь и поле, и крик петухов…» (сентябрь).
3. Исследовательские проекты. В зависимости от объекта исследования можно выделить работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, характеристики героя, тематики и проблематики.
Технология Веб-квест
Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания занятия, ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс и поощряющего их критическое мышление.
Веб-квест способствует: формированию навыков поиска информации, способствует развитию мышления обучающихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию их словарного запаса, поощрению самостоятельности учеников.
В основе веб-квеста лежит групповая работа учащихся ( с распределением ролей) по решению заданной проблемы.
Веб-квест – это формат занятия с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности обучающихся.
Начальный план работы, который может быть предложен преподавателем:
1.Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб-квест, по этому принципу объединитесь в группы.
2 . Внимательно изучите задание своей группы (роли).
3. Распределите роли в вашей группе
Я провела урок-квест по теме «Творчество Н.В.Гоголя». Квест назывался «Мистический Гоголь». Были использованы и инсценированы такие произведения, как «Вий», «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или утопленница». Прежде, чем попасть в одну из комнат, где ожидали персонажи произведений, участника квеста должны были добыть ключ от этой комнаты, для чего – правильно ответить на вопросы из биографии Н.В.Гоголя.
Творческие домашние работы
Традиционно домашнее задание заключается в поиске и запоминании информации. Оба компонента можно перевести на новый уровень, вызвав необходимость в творческой деятельности. Например, не просто найти ответ на вопрос и записать или запомнить его, а провести анализ, составить таблицу, выделить компоненты объекта (положительные и отрицательные черты литературного героя), предположить альтернативные варианты развития событий (что было бы, если бы произошло так, а не иначе?). Такую ординарную работу, как поиск и запоминание информации, всегда должна сопровождать интересная цель.
Нетрадиционные уроки помогают преподавателю вовлечь в процесс обучения как можно больше обучающихся – равнодушных на таких уроках, как правило, не бывает.
Урок литературы должен заставить обучающихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе в преподавании литературы.
Список использованной литературы
1.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
2.Добротина И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий // Русский язык в школе. – 2013. – № 10. - С. 18-26.
3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Речь, 2003.
4.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
5.Капрусова М.Н. История русской литературы рубежа XIX – XX веков: Учебное пособие. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2014.
6.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
8.Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.
Интернет - источники
1. Александрова З.В. Что такое веб-квест? // http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/chto_takoe_veb_kvest/3-1-0-86
2.Брусенцева Т. Н. Игровые технологии на уроках литературы в старших классах // http://festival.1september.ru/articles/571959/
3.Гудаева Н. Г. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы // http://www.pandia.ru/439226/
4.Гуляева О.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы // http://literature.area7.ru/?m=2968
5.Мазур И.И. Управление проектами // http://www.running-projeckt.com/knigaUP.html
5.Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся // http://festival.1september.ru/articles/513088/