СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные методы обучения и учебная практика

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлены нетрадиционные методы обучения на уроках учебной практики.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные методы обучения и учебная практика»

Нетрадиционные методы обучения и учебная практика


Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности обучающегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Особенно это важно при профессиональном обучении взрослых людей, находящихся в исправительном учреждении для отбывания наказания за определенные проступки в своей жизни.

Свои уроки учебной практики я выстраиваю с учетом разновозрастных особенностей обучающихся, включая разнообразное содержание учебного материала по теме, использование необходимых методов и приемов обучения, организацию самостоятельной работы обучающихся. Стараюсь как можно чаще использовать нетрадиционные формы обучения.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают обучающихся к жизни, к реальной действительности. Обучающиеся охотно включаются в такие занятия, так как нужно проявить не только свои знания, смекалку, творчество, но и жизненный опыт. Например, изучая тему «Машинные работы», я использую не только инструкционные карты и образцы выполнения машинных швов, но и делюсь «секретами ровной строчки», показывая трудовые приемы за машинкой и объясняя, на что нужно обращать внимание при выполнении машинных швов. Это приводит к лучшему усвоению обучающимися учебного материала, и помогает лучше освоить приемы обработки машинных швов. Качественное выполнение машинных швов, требования, предъявляемые к их выполнению, умение различать виды швов и знать их область применения – это одно из важных требований в дальнейшем обучении по профессии «Швея».

Различный уровень учебной мотивации и интеллектуального потенциала взрослых обучающихся предполагает применение разноуровневых заданий в процессе обучения. С помощью нетрадиционных уроков я решаю проблему дифференцированного обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Для изучения отдельных сложных тем программы мною разработаны инструкционно-технологические карты, благодаря которым слабоуспевающие обучающиеся, переходя от простых операций к более сложным, постепенно овладевают необходимыми профессиональными умениями.

Снижение уровня мотивации обучения в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Я ищу разные способы «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. На таких уроках обучающиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Например, изучая тему «Последовательность обработки мужских классических брюк», я использую дополнительный учебный материал о мужских брюках. Материал содержит интересные факты о мужских брюках: происхождение стрелок на брюках, виды и модели мужских брюк. Это дает возможность заинтересовать обучающихся в необходимости изучения данной темы.

Для улучшения условий адаптации и социальной реабилитации обучающихся вовлекаю их в коллективную деятельность. Приведу несколько примеров: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры - соревнования, конкурса профессионального мастерства. Игру-соревнование я провожу при изучении темы «Обработка прорезных карманов», а конкурсы профессионального мастерства по темам « Обработка воротника и соединение его с горловиной». И хотя эти темы довольно сложные для понимания обучающимися, учебный материал усваивают все, даже очень слабые учащиеся.

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций, - деловая игра, ролевая игра я провожу при изучении тем «Изготовление рабочих брюк», обучающимся самостоятельно предлагается покроить часть изделия: бочок, подкладку кармана, обтачку кармана, и выполнить все работы по изготовлению узла изделия.

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство особенно эффективны при изучении тем «Обработка застежки брюк тесьмой – молния». Предлагаемая работа состоит из следующих этапов:
обучающимся дается возможность вспомнить основные узлы брюк, которые они обрабатывали ранее, в результате выделяют новый узел, тем самым определяют новую тему урока (обработка застежки, которая может быть обработана двумя способами: с отрезным откоском и цельнокроеным).

Практика показывает, что нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.

Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Место нетрадиционных уроков в учебной программе определяю в зависимости от уровня усвоения учебного материала всей группы и индивидуальных особенностей отдельных обучающихся, чтобы привлекать их к выполнению соответствующих заданий.

Преимущества такого подхода заключаются в следующем:

- у обучающихся формируется умение работать в коллективе;

- каждый обучающийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

- повышается ответственность каждого за результат коллективной работы;

- совершенствуются навыки последовательного освоения учебного материала и выполнения отдельных операций, формируется логическое мышление.

При этом я не отказываюсь от традиционного урока, как основной формы обучения, но постоянно применяю в ходе урока нестандартные, оригинальные приемы, необходимые для активизации мыслительной деятельности обучающихся: рассказы на заданную тему, составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, решение кроссвордов, ответы на вопросы викторин и т.д. Естественно, эта работа проводится или на вводных инструктажах при изучении и закреплении новой темы, и на заключительных инструктажах, при подведении итогов и результатов работы за определенный промежуток времени.

Гомзикова Н.Н., мастер производственного обучения












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!