Нетрадиционные техники рисования на занятиях изобразительного искусства и их роль в развитии творческих способностей у детей
Устюжанина Наталья Сергеевна
Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска»
Современный мир развивается с огромной скоростью. И современный человек должен уметь быстро адаптироваться ко всем изменениям, усваивать новую информацию, смело приниматься за что-то новое и незнакомое, воплощать в жизнь свои грандиозные идеи и планы, пробовать совершенно новое, не боясь экспериментировать, познавать мир во всей его красе и со всеми его возможностями. В этом преимущество детей перед взрослыми – они не знают слов «не могу», «нельзя», «невозможно». Вот почему, на мой взгляд, уже с раннего детства нужно развивать способности ребенка реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь приспосабливаться в различных жизненных ситуациях.
Творчество – это тот мир, где возможно все. Мир, где дети и взрослые могут сколько угодно выходить за рамки без всяких ограничений, забывая о своих страхах, создавая каждый раз что-то новое и получая при этом огромное удовольствие. И при этом, восхищаясь полученному результату.
Рисование – одно из важнейших видов творчества. Многие из нас думают, что рисовать можно только карандашами, мелками, фломастерами, кисточками и красками. То есть даже в творчестве мы ставим самим себе и детям ограничения, закрывая при этом многие пути для воображения и фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно! Коктейльные трубочки, зубные щетки, губки, ватные палочки, соль, пластилин, салфетки, крупа, даже собственные пальцы – вот далеко не полный набор для юного художника. При этом дети чувствуют не только положительные эмоции, но и ощущение, что все возможно и что из ничего можно создать нечто. У детей развивается пространственное мышление, они начинают понимать, что к любой задаче можно подойти творчески, найти множество способов ее решения.
Поработав с детьми разных возрастных категорий я столкнулась со следующей проблемой – дети боятся рисовать, потому что считают, что они не умеют. На самом деле они просто не умеют это делать как взрослые. И, к сожалению, это служит огромным толчком к пропаданию интереса к творчеству. Уже давно отметила для себя, что чем старше ребенок, тем больше в нем уверенности, что у него ничего не получится еще до того как он начал что-то делать. Мне хочется показать им, что создавать что-то чудесное и прекрасное вовсе не трудно. А что если упростить навыки рисования, объяснить детям, что есть много разных простых способов рисовать, творить, то у детей вполне вероятно повысится и интерес к творчеству. Потому что «невозможное» для них вдруг станет «возможным».
Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Детям важно ощущать чувства увлеченности своей работой, уверенности в своих силах, а также удовольствия от полученного результата. Также немаловажным является чувство единения, общности во время групповых работ. Поэтому свои занятия я стараюсь формировать как творческие мастерские, чтобы каждый учащийся заразился духом творчества и вдохновением друг от друга.
Для того чтобы развивать воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Ни для кого не секрет, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как преподаватель дает не готовый образец работы, а показывает лишь способ выполнения нетрадиционным способом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Познавая разные способы изображения, учащиеся учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Также отметила для себя, что именно техники с нетрадиционным рисованием вызывают у учеников желание повторить данную технику еще раз дома, чтобы результат получился еще лучше. Замечаю и то, что опробованные на занятиях техники активно используются учениками для выполнения традиционных творческих заданий.
На занятиях по изобразительному искусству мы попробовали такие техники, как монотипия предметная и монотипия пейзажная, цветной и черно-белый граттаж, рисование восковыми карандашами, парафиновой свечой, рисование по сырому, технику набрызг, трафарет, отпечатки листьев и многое другое. Каждый раз на таких занятиях с удовольствием отмечала, какой восторг вызывает у детей рисование в этих техниках. У детей загораются глаза сначала от удивления, а потом от желания повторить. Исходя из своего опыта и опыта своих старших коллег, пришла к заключению, что занятия с использованием нетрадиционных техник помогают юному художнику:
одолеть свои страхи перед неудачей;
придают уверенности в своих силах;
развивают пространственное мышление;
развивают фантазию;
учит детей творчески мыслить и решать новые задачи;
помогают осознать, что можно работать с разнообразным материалом, при этом расширяя границы воображения ребенка;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
развивает мелкую моторику рук;
учит получать удовольствия от проделанной работы, почувствовать себя творцом.
Многие из нетрадиционных техник рисования мы опробовали со своими юными художниками, а со многими из них нам еще предстоит познакомиться. Но из того опыта, который у нас есть, можно сделать вывод, что чем больше возможностей и способов узнает ребенок в раннем детстве для решения поставленной перед ним задачи, тем легче ему будет их решать во взрослой жизни. Ребенок не будет бояться экспериментировать, начинать что-то новое и неизведанное, будет чувствовать уверенность в своих силах. Ведь как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Литература:
Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие младших школьников: Учебное пособие [Текст] /В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448с.
Ванник,М.Э. Творческое воображение на уроках [Текст]/ М.Э.Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. – 2005. - № 5-6. – С.14-15.
ВетлугинаН.А. Развитие художественного творчества детей [Текст]/ Н.А.Ветлугина// Художественное творчество и ребенок: Монография /- М.: Педагогика, 2002. - С.37-50.
Ильенков,Э.В. Личность и творчество./Э.В. Ильенков.-М.:Языки русской культуры, 2002. – 272 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.