Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центра развития ребенка детский сад №13 г. Россоши
Материалы по самообразованию
Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»
Коструб Светланы Николаевны, воспитателя первой квалификационной категории г.Россошь, 2021
Работа начата: 01.09.2021г.
Окончание работы: 31.05.2022г.
Форма самообразования: индивидуальная
«Истоки способностей и дарования детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Актуальность темы:
Немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, одному ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, а другому ребёнку будет интересно рисовать мятой бумагой или расчёской…
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
Творческих способностей и воображения
Познавательного интереса.
Нестандартного мышления.
Творческого самовыражения.
Внимания и усидчивости;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в рисунке. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда.
Пояснительная записка
Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Моё отношение к нетрадиционным техникам изобразительного искусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию и творчество.
Цель работы по самообразованию педагога:
Повышение педагогического уровня и профессиональной компетентности по использованию нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста.
Задачи:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.
-Расширить и систематизировать теоретические знания и практические умения по использованию нетрадиционных техник рисования.
-Разработать примерный план по самообразованию.
Цель работы с детьми по данной теме:
- Овладение детьми раннего возраста различными техниками нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
-Учить детей создавать неповторимые образы на листе бумаги, используя различные материалы и техники.
-Формировать у детей технические навыки рисования, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства.
-Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
-Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
-Развивать у детей творческое мышление, воображение, художественно-эстетические навыки, глазомер, внимание, память.
-Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству
План работы по самообразованию
№ | Формы работы | содержание | срок | ответственный | результат |
1 | Изучение методической литературы | 1.Е.А.Якушенко «Рисование с детьми раннего возраста» М.Мозайка-Синтез,2006г. 2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г. 3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2»- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 4.DVD-диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика.Часть 2: 2-3 г.». 5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М.: ТЦ Сфера, 2009 6. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка»- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011. 7. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ». М.: ТЦ Сфера, 2011. 8. Интернет-ресурсы. | сентябрь | воспитатель | Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. Создание своей картотеки. |
2 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками | 1.Рисуем осень пальчиками 2.Яблочки румяные на дереве растут 3.Птички зернышки клюют | октябрь | воспитатель | Оформление выставки с работами детей. |
3 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования- рисование ладошками | 1.Птички | | воспитатель | |
4 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования –щепоткой пальцев | Следы котенка | ноябрь | воспитатель | |
5 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоновой губкой | Украсим кукле платье | | воспитатель | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. |
6 | Рисование пальчиками и ладошками | Зимушка-зима в гости к нам пришла | декабрь | воспитатель | Учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага для рисования красками большого формата для коллективного рисунка, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки. Изготовление общей композиции на большом ватмане. «Птички» Учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь, акварель, бумага для рисования красками формата А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки. Оформление выставки с работами детей. «Весёлые рыбки» |
7 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск вилкой | елочка | | воспитатель | |
8 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками | Новогодняя елочка | | воспитатель | Предварительная работа: Показ иллюстраций в книжках, картин о зиме. Материал: Альбомный лист синего цвета бумага, ватные палочки и печатки, Оформить с детьми большой коллаж. |
9 | Подготовка консультации для родителей | «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста». | январь | воспитатель | Познакомить родителей с ФГОС ДО. Папка-передвижка. «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» |
10 | Открытое занятие | «Бантики для кошки и котёнка» | февраль | воспитатель | |
11 | Подготовка к мастер-классу для родителей. | «Рисуем нитью». | март | воспитатель | Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей. Изовыставка «Всей семьей рисуем дома». Оформление выставки. |
12 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск картофелем. | «Светофор». | | воспитатель | |
13 | Рисование пальчиками и ладошками. | Подарок маме | | воспитатель | |
14 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование расчёской. | «Дождик». | | воспитатель | Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. Создание своей картотеки. |
15 | Работа с родителями. | «Рисуем пальчиками и ладошками». Родители совместно с детьми рисуют рисунки, используя нетрадиционные техники рисования – рисование пальчиками и ладошками. | апрель | воспитатель | Привлечение родителей к созданию центра «Юные художники»: оборудовать центр, собрать природный материал. Создание и оборудование центра «Юные художники». |
16 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой. | «Золотая рыбка». | | воспитатель | |
17 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ступнями на песке. | «Тюльпан». | май | воспитатель | Оздоровительная работа при помощи рисования на песке голой ножкой |
18 | Мастер-класс для воспитателей | Разнообразие нетрадиционных техник рисования | | Ст.вос пита тель воспитатель | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете. |
Игры на развитие художественного воображения:
«На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».
Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в развитии детей раннего возраста. Успех обучения нетрадиционным техникам рисования во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
Учит детей работать с разнообразными материалами.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Способствует снятию детских страхов.
Способствует развитию цветовосприятия.
Развивает уверенность в своих силах.
Развивает пространственное мышление.
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица
духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. А. Сухомлинский.
Перспектива
В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию, а так же продолжить рост собственного профессионального мастерства.
«Рисовать – это как мечтать, только на бумаге».