СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

Творческих способностей и воображения

Познавательного интереса.

Нестандартного мышления.

Творческого самовыражения.

Внимания и усидчивости.

Просмотр содержимого документа
««Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центра развития ребенка детский сад №13 г. Россоши











Материалы по самообразованию



Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Коструб Светланы Николаевны, воспитателя первой квалификационной категории г.Россошь, 2021




Работа начата: 01.09.2021г.

Окончание работы: 31.05.2022г.

Форма самообразования: индивидуальная



«Истоки способностей и дарования детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский



Актуальность темы:


Немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, одному ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, а другому ребёнку будет интересно рисовать мятой бумагой или расчёской…

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

Творческих способностей и воображения

Познавательного интереса.

Нестандартного мышления.

Творческого самовыражения.

Внимания и усидчивости;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в рисунке. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда.

Пояснительная записка


Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Моё отношение к нетрадиционным техникам изобразительного искусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию и творчество.



Цель работы по самообразованию педагога:


Повышение педагогического уровня и профессиональной компетентности по использованию нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста.


Задачи:


- Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.

-Расширить и систематизировать теоретические знания и практические умения по использованию нетрадиционных техник рисования.

-Разработать примерный план по самообразованию.


Цель работы с детьми по данной теме:


- Овладение детьми раннего возраста различными техниками нетрадиционного рисования.


Задачи:

-Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

-Учить детей создавать неповторимые образы на листе бумаги, используя различные материалы и техники.

-Формировать у детей технические навыки рисования, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства.

-Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

-Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

-Развивать у детей творческое мышление, воображение, художественно-эстетические навыки, глазомер, внимание, память.

-Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству



План работы по самообразованию



Формы работы

содержание

срок

ответственный

результат

1

Изучение методической литературы

1.Е.А.Якушенко «Рисование с детьми раннего возраста»

М.Мозайка-Синтез,2006г.


2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.


3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2»- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

4.DVD-диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика.Часть 2: 2-3 г.».

5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М.: ТЦ Сфера, 2009

6. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка»- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

7. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ». М.: ТЦ Сфера, 2011.

8. Интернет-ресурсы.


сентябрь

воспитатель

Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. Создание своей картотеки.

2

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками

1.Рисуем осень пальчиками

2.Яблочки румяные на дереве растут

3.Птички зернышки клюют

октябрь

воспитатель

Оформление выставки с работами детей.

3

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования- рисование ладошками

1.Птички



воспитатель


4

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования –щепоткой пальцев

Следы котенка

ноябрь

воспитатель


5

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоновой губкой

Украсим кукле платье


воспитатель

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

6

Рисование пальчиками и ладошками

Зимушка-зима в гости к нам пришла

декабрь

воспитатель

Учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага для рисования красками большого формата для коллективного рисунка, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Изготовление общей композиции на большом ватмане.

«Птички»

Учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь, акварель, бумага для рисования красками формата А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Оформление выставки с работами детей.

«Весёлые рыбки»


7

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск вилкой

елочка


воспитатель


8

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками

Новогодняя елочка


воспитатель

Предварительная работа: Показ иллюстраций в книжках, картин о зиме.

Материал: Альбомный лист синего цвета бумага, ватные палочки и печатки,

Оформить с детьми большой коллаж.


9

Подготовка консультации для родителей

«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста».

январь

воспитатель

Познакомить родителей с ФГОС ДО. Папка-передвижка. «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

10

Открытое занятие

 «Бантики для кошки и котёнка»

февраль

воспитатель


11

Подготовка к мастер-классу для родителей.

«Рисуем нитью».

март

воспитатель

 Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей.

Изовыставка «Всей семьей рисуем дома». Оформление выставки.


12

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск картофелем.

«Светофор».


воспитатель


13

Рисование пальчиками и ладошками.

Подарок маме


воспитатель


14

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование расчёской.

«Дождик».


воспитатель

Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. Создание своей картотеки.

15

Работа с родителями.

«Рисуем пальчиками и ладошками». Родители совместно с детьми рисуют рисунки, используя нетрадиционные техники рисования – рисование пальчиками и ладошками.

апрель

воспитатель

 Привлечение родителей к созданию центра «Юные художники»: оборудовать центр, собрать природный материал. Создание и оборудование центра «Юные художники».

16

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой.

«Золотая рыбка».


воспитатель


17

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ступнями на песке.

«Тюльпан».

май

воспитатель

Оздоровительная работа при помощи рисования на песке голой ножкой

18

Мастер-класс для воспитателей

Разнообразие нетрадиционных

техник рисования


Ст.вос

пита

тель

воспитатель

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования

 на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.




Игры на развитие художественного воображения:


«На что это похоже»«Расколдуй картинку»«Продолжи рисунок»«Волшебные картинки»«Дорисуй»«На что похожи наши ладошки»«Волшебные кляксы»«Волшебная ниточка»«Несуществующее животное или растение»«Цветные сказки»«Нарисуй настроение»«Закорючки»«Продолжи рисунок»«Представь себе»«Точка, точка».



Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в развитии детей раннего возраста. Успех обучения нетрадиционным техникам рисования во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

Учит детей работать с разнообразными материалами.

Учит детей свободно выражать свой замысел.

Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

Способствует снятию детских страхов.

Способствует развитию цветовосприятия.

Развивает уверенность в своих силах.

Развивает пространственное мышление.

Развивает мелкую моторику рук.

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица

духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В. А. Сухомлинский.


Перспектива

В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию, а так же продолжить рост собственного профессионального мастерства.

«Рисовать – это как мечтать, только на бумаге».