Урок русского языка
для студентов 1-го курса
по теме: «Имя существительное как часть речи»
Цель урока: повторение и систематизация знаний об имени существительном как о части речи.
Задачи:
Обучающая:совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;
Развивающая: развить познавательные навыки и умения студентов;
Воспитательная:воспитывать речевую грамотность в употреблении имен существительных
Тип урока:урок совершенствования знаний, умений и навыков
Ход урока
I.Организационный момент
а) Проверить по журналу явку обучающихся
б) Проверить готовность к уроку
в) Словарный диктант
- Проведём словарную работу. Я вам буду читать описание слова, вы должны записать это слово.
1) тот, кто руководит школой (директор); 2) специалист, знающий законы земледелия (агроном); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие); 4) плод яблони (яблоко); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (лестница); 6) крупное морское судно (корабль); 7) обозначение, название места жительства (адрес); 8) дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями (аллея); 9) сооружение для хранения зерна (элеватор);
10) cамая низкая школьная отметка (eдиница);11) cизо-чёрная ягода, похожая на малину (eжевика); 12) поездка (экскурсия.); 13) движущаяся лестница в метро (эскалатор); машина с большим ковшом (экскаватор)
- Разгадывание ребуса.
Сообщить тему и цель урока.
II. Актуализация знаний
-Давайте с вами вспомним знания, полученные в школе. Что вы помните об имени существительном?
1. Существительное – это... часть речи.
2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…
3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…
4. Существительное изменяется …
5. К постоянным признакам существительного относятся…
6.К непостоянным признакам существительного относятся…
Повторение и обобщение.
Задание . Выпишите имена существительные среди слов.
1) соль
2) соление
3) солянка
4) солить
5) соленый
6) посолить
7) посоленный
8) подсаливая
9) рассольник
III.Изучение нового материала
- Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса?
(Существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)
- Вспомните, что такое собственные и нарицательные существительные.
- Какие существительные называются одушевленными и неодушевленнымиr?
2.1 Существительные бывают нарицательные и собственные.
К именам собственным относятся:
1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),
2) клички животных (Пушок, Пеструха),
3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),
4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),
5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).
- Выполните задание письменно в тетради.
Из (С,с) еверной столицы с ее величественными дворцами и площадями … с (Н,н) евой, многоводной, сильной в течении. Заставляющей невольно вспомнить (П,п) ушкинского («М,м) едного (В,в) садника» (как вспоминал он (П,п) ушкина и в (О,о) дессе, когда был там…) , он возвращался с друзьями в белокаменную, добирался до своего (Н,н) иколо-(В,в) оробина, окидывал по привычке взглядом дом – не смотрит ли кто из дома, дома ли (А,а) гафья (И,и) вановна, - и, с облегчением вздохнув, поднимался по лесенке наверх.
2.2 Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).
Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.
Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.
К одушевленным именам существительным относятся:
1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),
2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник},
3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз),
4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).
Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных
Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.
Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.
Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:
1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),
2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),
3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;
Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.
Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).
Задание. Определить одушевленное/нодушевленое.
1) русалка
2) леший
3) ладья (шахматная)
4) слон
5) страж
6) мертвец
7) тополь
8) тип (человека)
Особое место занимают имена существительные общего рода
К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня
Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж.р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.).
Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир, учитель и т.д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т.к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.
Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.
Задание .
Число имени существительного
Существительные изменяются по числам: край – края, число - числа.
Некоторые существительные употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Существительные, имеющие только форму единственного числа:
Задание 5.
- Вспомните падежи имени существительного(слайд 27)
Именительный – кто? что?
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чему?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чём?
Задание 6.
В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке?
Система склонения имен существительных
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
м. р. с окончаниями -а, -я Например: папа Коля. ж. р. с окончаниями -а, -я Например: ваза, няня | м. р. с нулевым окончанием (кроме слова “путь”) Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е. Например: облако море | ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце Например: площадь, мелочь |
- Есть в русском языке несклоняемые имена существительные (
К несклоняемым именам существительным относятся:
1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;
Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне
2) многие иноязычные имена собственные;
Например: Замбези, Токио, Мериме, Золя
3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;
Например:МГИМО, ТСО, сельпо
4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);
5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).
- Есть у нас в языке особая группа существительных. Они называются разносклоняемые. Разносклоняемые имена существительные склоняются по-особому и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:
Бремя, время, знамя, племя, стремя, пламя, имя, темя, вымя, семя
А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.
Задание 7.Синтаксическая роль имен существительных.
- Что вы можете рассказать о синтаксический роли имени существительного.
- Сделайте синтаксический разбор данного предложения, определите какие члены предложения выражены именем существительным.
Сегодня мальчики набрали в лесу целую корзину грибов.
- Сделайте вывод: каким членом предложения может быть существительное в предложении?
(Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство)
- А может ли быть существительное в предложении определением и сказуемым?
- Приведите примеры.
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.