МАТЕРИАЛЫ К ПЕДСОВЕТУ 03.04.2020 г.
«НЕУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ»
Выступающие: Грозян Ю.С., Саенко А.С.
Эпиграф:
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.
Адольф Фридрих Дистервег, нем.педагог, политик
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер министры могут только мечтать.
Уинстон Черчилль
На одного человека, желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать.
Уолтер Селлар и Роберт Йитман, английские писатели
Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя
В.А. Сухомлинский
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
И. П. Подласый, педагог
Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Выявим признаки неуспеваемости учащихся (беседа с присутствующими членами пед.коллектива, выявление признаков, дополнение ответов)
Основные признаки неуспеваемости учащихся
Недостаточное семейное воспитание.
Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Что же должен сделать учитель? (беседа с присутствующими членами пед.коллектива, выявление путей решения поставленной проблемы)
Деятельность учителя
1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью выявления уровня обучаемости.
2. Использовать на уроках различные виды опроса.
3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика.
4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине.
5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.
6. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося.
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом)
9. Учитель-предметник обязан выставлять четвертные оценки за неделю до конца четверти.
Пути достижения высокой успеваемости: правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации; высокое качество уроков; использование передовых методов в обучении; реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом; четко поставленный контроль за учебным процессом.
Подведение итогов. Рекомендации
Десять правил работы с неуспевающими школьниками:
Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
Не торопите его, научитесь ждать.
Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
Обобщение – главная составляющая любой методики.
Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
Список литературы:
Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа : плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.
Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.
Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.
Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.