СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Невербальные средства общения у дошкольников с нарушениями речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Невербальные средства общения у дошкольников с нарушениями речи.»

Невербальные средства общения у дошкольников с нарушениями речи. История изучения. Особенности.

Средства общения можно определить, как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека к другому.

Средства общения – это операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Общение может осуществляться с помощью невербальных и вербальных средств.

В современной психолого-педагогической литературе показано, что невербальные средства не просто включены в общение, а являются одним из факторов, обусловливающих развитие и совершенствование речи, прогрессирование механизмов речевой деятельности. С их помощью передается смысл высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает общение людей. Владение такими средствами помогает ребенку снимать напряженность в общении, а так же позволяет, дополняя свою естественную речь невербальными и паралингвистическими коммуникациями, полнее передать ту информацию, которой он располагает.

Изучение невербальных средств общения у ребенка с нормальным речевым развитием связано с именами таких исследователей как Г.В. Колшанский, А.Л. Журавлева, Л.В. Дубина, В.Н. Лавриненко, В.П. Морозов, М.Е.Слива и др.

Изучение невербальных средств общения у детей с нарушениями речи является одной из актуальных проблем современной логопедии. С одной стороны, невербальные средства общения рассматриваются как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В.А. Ковшиков, JI.В Лопатина, Е.А. Чаладзе и др.), с другой - как своеобразная предречевая, предкоммуникативная подготовка детей с речевой патологией (О.Е. Грибова, О.Е. Громова, И.Ю. Кондратенко, О.С. Павлова, С.Н. Шаховская, К.В. Якунина и др.).

Возникновение у детей дошкольного возраста речевых нарушений в различной степени влияет на становление и развитие важнейшей функции речи – коммуникативной.

В зависимости от типа и особенностей проявления речевого нарушения у детей могут быть разные возможности использования невербальных и вербальных средств общения.

Поскольку основным средством коммуникации в норме является слово (речь), то вполне понятно, что в случаях речевой патологии будут нарушаться все функции речи, в том числе коммуникативная.

Рассмотрим особенности невербального общения характерные для детей с различной речевой патологией в соответствии с психолого-педагогической классификацией.

К первой группе относится нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

Как показывают исследования в данной сфере, у дошкольников с речевыми нарушениями особенности невербальной коммуникации обнаруживаются не только на уровне собственного пользования невербальными средствами общения при межличностном взаимодействии, но и на уровне восприятия и понимания информации, транслируемой им невербальными средствами другими людьми. Такие дети используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей младшего по сравнению с ними возраста. У дошкольников с нарушением речи превалирует мимика и визуальное взаимодействие (взгляды), тогда как их сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами и в меньшей мере мимикой и взглядами. Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с нарушениями речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведет к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией [16].

У детей с данной группы выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. Выявляется общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты. Остаются ненарушенными импрессивная и кинетическая речь. Непонимание речи, как уже говорилось выше, возникает при отсутствии у ребенка соответствующих знаний. Кинетическая (жестовая) речь наряду с другими невербальными средствами коммуникации очень широко используется многими детьми и в известной мере компенсирует патологию речи вербальной [30].

По мнению М. Критчли, при любой патологии речи следует обратить внимание на развитие традиционных невербальных средств коммуникации, в частности кинетических – жеста, позы, мимики. Между тем, анализ современной логопедической литературы показывает, что при достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи вопрос о специфике развития невербальных средств коммуникации у детей с общим недоразвитием речи изучены в несравненно меньшей степени и есть резервы её улучшения [49].

Ко второй группе психолого-педагогической классификации относится нарушения в применении средств общения (заикание), где возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В период ограничения речи, как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых - также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения. У заикающихся дошкольников, как мимика, так и жестикуляция могут быть обеднены в разной степени [3].

По мнению Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова в речи заикающихся детей наблюдаются следующие общие черты невербальной коммуникации:

  • дети не умеют в полной мере использовать средства невербальной коммуникации, что в свою очередь затрудняет речевое общение;

  • дефицит невербальных средств общения не исчезает с годами, а создает дополнительную нагрузку на речь заикающегося [3].