СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неживая и живая природа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неживая и живая природа»

Ульмясова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов

МБОУ НШ – ДС № 82 города Тюмени.

Урок окружающего мира во 2 классе

Тип урока: ОНЗ

Тема: Неживая и живая природа

Цель: формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к умению различать объекты неживой живой природы и умению на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.

Задачи

1.Научить различать объекты неживой и живой природы .

2.Создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.

3.Развивать умение рассуждать, быть внимательными и активными.

Планируемые предметные результаты

Научатся различать объекты неживой и живой природы; научатся на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой; осознают ценность природы .

Планируемые личностные и метапредметные результаты

Л Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Способность к самооценке учебной деятельности на основе критерия успешности.

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Р Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве.

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

П Формулировать познавательную цель.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте с выделением существенных и несущественных признаков, анализировать, классифицировать.

Устанавливать причинно-следственные связи.

К Формулировать собственное мнение и позицию.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Технологии и формы организации учебной деятельности: технология проблемного обучения, личностно-ориентированного, развивающего обучения, учебного сотрудничества, здоровьесберегающие и игровые технологии; индивидуальная, фронтальная, в паре.

Методы: проблемно-поисковый, игровой, словесный, учебный диалог, репродуктивный.

Оборудование: учебник (А. А. Плешаков), тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе (А. А. Плешаков), карточки, ИКТ, доска, сигнальные карточки светофора, листы самооценки.


Этапы урока

1.Включение в учебную деятельность

-Прозвенел звонок на урок окружающего мира. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.  

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.        

 -Ребята, я улыбаюсь вам. Вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

-Готовы начать урок?


2.Актуализация знаний

-Посмотрите, кто у нас сегодня снова в гостях?!

(Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик)

-На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?

(Что такое природа и что такое рукотворный мир?)

-Мудрая Черепаха предлагает ответить на несколько вопросов по теме «Природа и рукотворный мир».

-Откройте

-Здесь даны вопросы и несколько вариантов ответов.

-Вопросы будем прочитывать вместе, а вариант ответа будете отмечать самостоятельно.

-Согласны?

-Приступаем к работе.


Взаимопроверка. Взаимооценка.

-Обменяйтесь тетрадями.

-Проверим. (Я читаю вопрос, а дети № ответа)

-Оценивать свою деятельность на уроке я предлагаю на листах самооценки с помощью светофора.

-Будете закрашивать глазок светофора соответствующим цветом.

-Обменяйтесь листами самооценки и оцените работу своего товарища.

-Возьмите каждый свой лист самооценки, посмотрите оценку вашей деятельности.

-Теперь покажите мне сигнал светофора, соответствующий вашим знаниям.


-По сигналам я вижу, что вы все хорошо научились различать объекты природы от объектов рукотворного мира.

-Мудрая Черепаха тоже радуется вашим успехам.

-Молодцы!


3.Самоопределение к деятельности

-Теперь я предлагаю отгадать загадки Муравьишки Вопросика.

Горит он жарко Хвост пушистый,

И светло Мех золотистый.

И дарит нам В лесу живёт,

Своё тепло. (Солнце) В деревне кур крадёт. (Лиса)


Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)


Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)


Хожу в пушистой шубе, Сам алый, сахарный,

Живу в густом лесу, кафтан зелёный, бархатный.

В дупле на старом дубе (Арбуз)

Орешки я грызу. (Белка)

-Могу ли я утверждать, что все эти объекты относятся к природе? (Да)

-Обоснуйте свой ответ.

(Это всё то, что нас окружает и не создано руками человека)

(На доске расположены предметные картинки)

-Посмотрите внимательно и скажите, на какие 2 группы можно их разделить?

(Живые и неживые)

-Живые это … (Лиса, арбуз, белка)

-Неживые это … (Солнце, снежинка, ручей)


-Предположите, о чём будем говорить на уроке?

(О живой и неживой природе)

-Верно, тема урока «Неживая и живая природа».

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Дети отвечают)

-Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка Вопросик.

Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся


4.Решение учебной задачи. Работа по теме урока

Беседа, работа по учебнику

-Давайте ещё раз вспомним, что относится к природе?

(Это всё то, что нас окружает и не создано руками человека)

-Как вы думаете, что необходимо растениям и животным для жизни?

(Солнце, воздух, вода)

-Откройте учебники на с. 24-25 и рассмотрите фотографии.

-Назовите, что вы видите.

-Можем объединить их одним словом «природа»? (Да)

-Обоснуйте ответ.

-По каким признакам можно разделить изображённые объекты природы на 2 группы? (Живое и неживое)

-Молодцы!

Работа в паре.

-Муравьишка Вопросик предлагает поработать в паре.

-Зелёными фишками обозначьте, что относится к живой природе, а жёлтыми – к неживой природе.

-Повторим основные правила работы в паре.

-Можете приступить к работе.

-Проверим.

-Назовите объекты живой природы.

(Дерево, девочка, бабочка, цветы, медведь)

-Назовите объекты неживой природы.

(Солнце, камень, небо, облака, сосульки)

Вывод!

–Давайте сделаем вывод, чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?

(Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, умирают)

-Предлагаю ещё раз всё повторить.

1.Природа бывает живая и неживая.

2.Солнце, звёзды, воздух, вода, камни – это объекты неживой природы.

3.Растения, грибы, животные, человек – это объекты живой природы, или живые существа.

4.Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

Самооценка

-Оцените свою работу на листах самооценки.

-Покажите мне сигнальной карточкой.

5.Первичное закрепление нового материала

-Покажите сигналом светофора, можете ли вы теперь различать живые существа от объектов неживой природы.

-Замечательно!

-Муравьишка Вопросик предлагает поиграть в игру на внимание «Живое – неживое»

-Я называю предмет. Если этот предмет живой, то хлопаете в ладоши, если неживой, то сидите тихо.

Лягушка, комар, вода, рыба, ученик, гора, град, тыква, дождь, ромашка.


-Молодцы!

Самооценка

-Оцените себя на листах самооценки.

-Покажите мне сигнальной карточкой.


6.Продолжение работы по теме урока

-Молодцы! Научились вы различать объекты живой и неживой природы.

-А вот скажите, может ли живая природа существовать без неживой? (Нет)

-Докажите. (Ответы детей)

-Откройте с. 26 учебника.

-Рассмотрите иллюстрации и дайте обоснованный ответ о связи между неживой природой и живой. (Ответы детей)

-Молодцы!

-Теперь рассмотрите схему. (Плакат)

-Как вы думаете, что обозначают стрелки на этой схеме?

(Связь между неживой природой и живой)

-То есть, что … сделаем вывод: живые существа не могут жить без солнца, воздуха и воды, то есть без неживой природы.

-Молодцы! Мудрая Черепаха вами довольна!


7.Рефлексия «Проверь себя»

-Ещё раз давайте повторим, чем живая природа отличается от неживой?

(Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают)

Работа в паре (карточки)

-Я думаю, что вы сейчас уверенно выполните следующее задание Вопросика.

-Будете работать в паре по карточке.

-Исправьте ошибки в утверждениях (зачеркните лишнее слово).


1). Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения – это неживая природа.

2). Растения, грибы, животные, человек, звёзды – это живая природа.

-Проверим по эталону.


Самооценка

-Оцените себя на листах самооценки.

-Покажите мне сигнальной карточкой.


8.Рефлексия учебной деятельности

-Пора заканчивать урок.

-Чему научил вас сегодняшний урок?

-Понравился урок?

-Что больше всего понравилось?

-Какую работу вам бы хотелось ещё выполнить?

-Кто доволен своей деятельностью на уроке?

9.Самооценка учебной деятельности

-Посмотрите на листы самооценки.

-Сделайте вывод: на каком уровне вы поработали на уроке.

(Дети оценивают свою работу, комментируя. Я соглашаюсь (не соглашаюсь)

10.Д/З

Нарисовать природу, где в тесной связи находятся объекты живой и неживой природы.