СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Не» с именами существительными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача урока - выход на коммуникацию, поэтому для создания ситуации общения я использовал индивидуальные, парные и групповые формы работы.

Просмотр содержимого документа
««Не» с именами существительными»»

Тема: «Не» с именами существительными»

Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу

Воспитательные: формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.

Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме

Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости.

Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.

ХОД УРОКА:


1.Организационный момент.


Слово учителя: ( слайд №2)

Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок,

В мир открытий, знаний, света.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя.

На смайликах, которые лежат на ваших столах, нарисуйте выражение, которое соответствует вашему настроению. ( Слайд №3)


2.Проверка домашнего задания.


3.Подготовка к изучению новой темы.


1.Составление кластера.

    • С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка? (Имя существительное)

    • Что обозначает имя существительное? ( предмет)

    • Какие признаки имеет имя существительное? ( постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж)

    • Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (разноскл., несклон.,)


2. Игра «Кто зоркий» ( Слайд№4)

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…

(К.Г.Паустовский)


  • Прочитайте предложение.

  • Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.

  • Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.

  • Есть ли в этом предложении слова с НЕ?

  • Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.


3.Новый материал.


-Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)

( Слайд 5)

-Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)

-Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными. ( Запись в тетради)

(Сообщение целей урока Слайд №6)

- Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.

- Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме?(неясность) (подчеркивание слова неясность)Чем является НЕ в этой слове?

4. Работа по новой теме.

1.Задание на внимание. Игра «ЛОТО». Слайд №7-8

Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».

  1. Относящийся невнимательно к своей работе (НЕБРЕЖНЫЙ).

  2. Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (НЕВЗЛЮБИТЬ).

  3. Не очень много, в некоторой степени, слегка (НЕМНОЖКО).

  4. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).

  5. Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).

  6. Оставшийся неповреждённым (НЕВРЕДИМЫЙ).

  7. Неаккуратный человек (НЕРЯХА).

  8. Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (НЕУГОМОННЫЙ).

  9. Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).

  10. Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).

  11. Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)

  12. Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).

  13. Неожиданный, случайный; гость, например (НЕЖДАННО-НЕГАДАННО).

  14. Непривлекательный с виду, некрасивый (НЕВЗРАЧНЫЙ).

  15. Находиться в недоумении (НЕДОУМЕВАТЬ).

  16. Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).


НЕБРЕЖНЫЙ



НЕВЗЛЮБИТЬ


НЕВЕЖА


НЕМНОЖКО

НЕЖДАННО-

-НЕГАДАННО



НЕБЫЛИЦА


НЕУГОМОННЫЙ


НЕЗНАКОМЕЦ


НЕВЕЖДА



НЕВЗРАЧНЫЙ


НЕВЗГОДА


НЕРЯХА


НЕДОТРОГА



НЕЗАБУДКА


НЕДОУМЕВАТЬ


НЕВРЕДИМЫЙ


Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ) Как написано Не с этими словами? Найдите все существительные . Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь


Физминутка ( слайд 9)

2.Лексическая работа (Выполняется письменно в тетради) Слайд 10-11

-К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.

О б р а з е ц : друг – недруг (враг)


  1. Счастье – несчастье (горе.)

  2. Внимательность – невнимательность (рассеянность).

  3. Воля – неволя (рабство).

  4. Погода – непогода (слякоть).

  5. Противник – неприятель (враг).

  6. Правда – неправда (ложь).

  7. Уверенность – неуверенность (сомнение).


- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?

3. Работа в парах Игра «Собери пословицы». Слайд 12)

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).


1). (Не) работа сушит, а забота.

2). (Не) печь кормит, а руки.

3). Глупость (не) порок, а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.


ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-

- Когда НЕ- пишется раздельно?

- Объясните смысл пословиц.


Схема Правила Не с существительными (Слайд №13)


6. Физкультминутка.

 Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы,  вы хлопаете в ладоши над головой.



- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?



5.Закрепление .Работа по учебнику


1.Чтение правила с. 100, орф. №32

Упр 237

Несчастье - радость, неразбериха - порядок, нездоровье - здоровье, неправда - искренность, невежливость - учтивость, недо­верие - доверие, недруг - товарищ, неодобрение - похвала.


(учтивость - УЧТ'ИВОСТЬ , учтивости, ·жен. 1. только ед. ·отвлеч. сущ. к учтивый , почтительная вежливость. Учтивость в обращении. Отличаться учтивостью. Сказать или сделать что-нибудь с учтивостью. 2. Учтивое выражение, обращение. "Полно ты рядские-то учтивости разводить, слыхали мы это." А.Островский.)


2. Давайте поиграем! Игра “Третий лишний”. Слайд №14

На экран выведены слова: (Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество

- Какие слова лишние, почему?


3. Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».( Работа в группах у доски) ( слайд 15)


1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;

2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;

3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;

4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;

5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..


(Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса).

- Объяснить правописание существительного незабудки

5. Домашнее задание: (слайд № 16.)

1. Выучить орфограмму № 32

  1. Упражнение № 238.


6. Итоги урока. (Слайд № 17)

  • Что новое узнали на уроке?

  • Как пишется НЕ с существительными?

  • От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?

  • Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

  • Оценка работы учащихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!