СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен план проведения предметной недели в начальной школе. Она так же содержит некоторые разработки мероприятий и примерные мини- олимпиады для детей 1-4 классов. Поможет начинающему учителю спланировать работу в данном направлении.

Просмотр содержимого документа
«Неделя математики в начальной школе»

НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ.

План проведения, конспекты мероприятий

С древнейших времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум, внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.

Математика земная,

Гордись, прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

В веках овеяна ты славой.

Светило всех земных светил,

Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава,

Стройна в полете, как стрела.

Твоя немеркнущая слава

В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук!!!

Работа педагогов проводится в соответствии с планом проведения Недели и направлена на расширение кругозора обучающихся, развития смекалки, умения мыслить логически. Разгадывание ребусов, головоломок, разнообразные занимательные задачи способствуют в увлекательной форме развитию творческого мышления детей младшего возраста.


1 классы:

1-й ДЕНЬ. Презентация «Встреча с Королевой Математикой»:

«Веселый счет».

2-й ДЕНЬ. Игра-соревнование «Час занимательной математики».

3-й ДЕНЬ. Конкурс «Юный математик».

4-й ДЕНЬ. Защита проектов: «Математика в нашей жизни» (рисунки, стихи, задачи-шутки, ребусы).

5-й ДЕНЬ. Праздник «Путешествие в Страну математики».


2 классы:

1-й ДЕНЬ. Презентация «Встреча с Королевой Математикой»:

«Математический калейдоскоп».

2-й ДЕНЬ. Турнир смекалистых.

3-й ДЕНЬ. Олимпиада «Юный математик».

4-й ДЕНЬ. Защита проектов: «Математика в нашей жизни» (рисунки, ребусы, кроссворды, задачи-шутки).

5-й ДЕНЬ. Праздник «Путешествие в Страну математики».


3 классы:

1-й ДЕНЬ. Презентация «Встреча с Королевой Математикой»:

«Это интересно знать: знакомство с великими математиками».

2-й ДЕНЬ. «Устный счет» – беседа по картине.

«Путешествие в историю математики».

3-й ДЕНЬ. Классная олимпиада по математике.

4-й ДЕНЬ. Защита проектов: «Математика в нашей жизни» (рисунки, ребусы, кроссворды, задачи-шутки). Выпуск газеты «Юный математик».

5-й ДЕНЬ. Праздник «Путешествие в Страну математики».


4 классы:

1-й ДЕНЬ. Презентация «Встреча с Королевой Математикой»:

«Это интересно знать: знакомство с великими математиками».

2-й ДЕНЬ. Брейн-ринг (урок-соревнование между классами).

3-й ДЕНЬ. Классная олимпиада по математике.

4-й ДЕНЬ. Защита проектов: «Математика в нашей жизни» (рисунки, ребусы, кроссворды, задачи-шутки). Выпуск газеты «Юный математик».

5-й ДЕНЬ. Праздник «Путешествие в Страну математики».

Приветствие Королевы Математики
(Встреча Королевы Математики
с учащимися 1–2 классов на линейке )

Королева Математика. Здравствуйте, ребята! Я самая интересная и занимательная наука в мире. Моё королевство не имеет границ. А вот и мои подданные – числа. Представьтесь, пожалуйста!

Число 2. Число «2» является самой любопытной системой счисления. Эта система применяется в современных вычислительных машинах.

Число 5. Числом «5» пользуются при округлении. Кроме того, «5» – самая желанная для ученика оценка.

Число 9. Число «9» помогает проверить правильность деления.

Число 12. Число «12» называют дюжиной. Оно соперничает с числом «10». Мы имеем дюжину месяцев в году, две дюжины часов в сутках, час делится на 5 дюжин минут.

Число 13. Число «13» – сосед 12. Его называют « чёртовой дюжиной». Это число примечательно тем, что его не любят суеверные люди. В некоторых странах не дают номера 13 домам, автобусам, самолётам, этажам в домах. 13-го числа не отправляются в путь корабли.

Королева Математика. Ну вот вы и познакомились с моей свитой. Скажите, а на каком языке числа общаются между собой?

– Правильно, на математическом. И помогают им в этом арифметические действия, скобки, буквы.

– Дорогие ребята, сегодня я хочу пригласить вас в чудесную Страну математики, где вас ждут увлекательные приключения, конкурсы, кроссворды, ребусы. А чтобы вы не запутались в пути, я дарю вам маршрутный лист. Вы должны строго следовать маршруту и не сворачивать с пути, и тогда в конце путешествия вас ждёт большой праздник в моём дворце.

Счастливого пути, ребята! И до встречи!

Королева Математика вручает маршрутный лист.


Олимпиады
1 класс

1. Лист бумаги сложили пополам три раза, и в сложенном месте мышь прогрызла три сквозные дырки, которые не попали на сгибы. Потом лист развернули. Сколько дырок оказалось на листе?

2. В старину в России для обозначения чисел использовали буквы, над которыми писали специальный знак титло . Вот некоторые цифры:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

20

30

40

50


Используя таблицу, число 25 записывают так: . Запиши по старинному числа 43, 12, 59. Найди значение суммы: + .

3. Впишите в клеточки числа от 1 до 5 так, чтобы выполнялись следующие неравенства:

4. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки? Нарисуй решение.


2 класс

1. Из книги выпал её кусок. Первая страница куска имеет номер 38, а номер последней страницы состоит из тех же цифр, но записанных в другом порядке. Напиши номер последней страницы.

2. Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6 см. Затем разогнули проволоку и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина сторон треугольника?

3. В темноте Оля увидела 6 пар кошачьих глаз. Сколько кошек? Сколько пар ног у них?

4. Раздели слова на 2 группы:

Уменьшаемое, сумма, разность, слагаемое, вычитаемое. Слова каждой группы подчеркни своим цветом.

5.* Длина удава 4 метра, или 8 попугаев. Какова длина попугая?

6. У Васи в куртке 3 кармана. Каким числом способов он может положить в эти карманы 2 монеты?


3 класс

1. Ломаной, состоящей из 3 звеньев, разделили прямоугольник на 4 равных многоугольника. (1 б.)

2. Найти два натуральных числа, значение разности и частного которых равны.

(4 – 2 = 4 : 2) (2 б.)

3. Какое количество стульев можно расставить по 3 у каждой стены прямоугольной формы? (4 решения.)

4. В семье четверо детей. Им 5, 8, 13, 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света, Лена. Сколько лет каждому из детей, если одна девочка ходит в детский сад, Таня старше Юры, а сумма лет Тани и Светы делится на 3? (Тане – 13, Юре – 8, Свете – 5, Лене – 15.) (4 б.)

4 класс

1. Врач прописал больному порошки, указав, что их надо принимать через каждые 2 часа. Больному нужно выпить 8 порошков. Через какое время после начала приема больной выпьет последний порошок?

2. Масса ящика с конфетами 37 килограммов. Какова масса пустого ящика, если после продажи половины конфет ящик имел массу 18 килограммов?

3. В первом ящике 55 килограммов апельсинов. Когда из него продали 23 килограмма, в нем осталось на 29 килограммов апельсинов меньше, чем во втором и третьем ящиках вместе. Сколько килограммов апельсинов в третьем ящике, если во втором ящике 25 килограммов апельсинов?

4. Какое число пропущено? 6400 – 2496 = ... – 3496

5. У коллекционера 4000 марок. Половина всех марок – о млекопитающих, четверть – о птицах, половина остатка – о рыбах, а остальное – о рептилиях. Сколько марок с рептилиями у коллекционера?

6. Длина стороны квадрата 1 дециметр. Этот квадрат разрезали на квадратики со стороной 1 сантиметр, из которых выложили полосу. Какой длины получилась полоса?

7. Было девять листов бумаги, некоторые из них разрезали на три части. Теперь стало пятнадцать листов. Сколько листов бумаги разрезали?

8. Вычислить:

90000 – (13915 : 23 + 405 – 82) – 27395 + 16847.


Математическая викторина

Знание вычислительных навыков:

– 12 увеличить на 8;

– 34 уменьшить на 10;

– 3 десятка увеличить на 4 десятка;

– 8 десятков уменьшить на 6 десятков;

– к 25 прибавить 52;

– из 66 вычесть 44;

– 3 умножить на 7;

– 6 умножить на 3;

– 10 умножить на 5;

– 7 умножить на 10.


Знание теории:

– компоненты при сложении;

– компоненты при вычитании;

– компоненты при умножении;

– переместительный закон сложения;

– как называется результат уравнения;

– составные части задачи;

– числа от 1 до 9... (однозначные);

– какие разряды имеют двузначные числа;

– какие числа не натуральные;

– задача, у которой два и более действий... (составная).


Геометрический материал:

– какие линии вы знаете;

– четырёхугольник, у которого все стороны равны;

– четырёхугольник, у которого все углы прямые;

– что такое периметр;

– назовите единицы длины;

– сколько миллиметров в одном сантиметре;

– назовите единицы массы;

– какие единицы времени вы знаете;

– что есть у геометрических фигур... (углы, вершины, стороны);

– фигура без углов... (круг, овал).


Занимательные задачки:

– Горело пять свечей, одна потухла, сколько осталось?

– Бабушка несла десять яиц, а дно (одно) упало, сколько яиц осталось?

– Что тяжелее? 1 кг железа или 1 кг бумаги?

– Гусь весит на двух лапах 6 кг. Сколько он будет весить на одной?

– На столе три стакана с вишней. Коля съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?



Путешествие в страну Математику
(праздник для учащихся 2 и 4 классов)

Цель: развивать умственные способности учащихся, навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.


Ход праздника

Учитель. Долгожданный дан звонок, начинается урок! Дорогие ребята, гости! Сегодня у нас необычный урок – математический праздник «Путешествие в Страну математику».

Раздается стук в дверь.

Учитель. Ой, ребята! К нам кто-то пришел. Давайте посмотрим!

В класс входит Королева Математика.

Королева. Здравствуйте, ребята! Вот мы с вами встретились вновь. Всю неделю вы строго следовали маршруту, справились со всеми заданиями и, как я и обещала, сегодня вы попали в мой дворец на итоговый праздник. Хотите увидеть мой дворец?

Ребята. Да.

Королева. Тогда я покажу вам все комнаты этого великолепного замка. И везде вас будут ждать интересные задания и испытания. Договорились? Ну, тогда в путь!


Первая остановка «Математическая гостиная»

Учитель. Здесь, в гостиной, вас, ребята, ждут веселые задачки. Это задание и для вас, второклассники, и для вас, четвероклассники.

1. У двоих малышей

В коробке 20 карандашей.

Ну-ка помогите их

Разделить на двоих! (10 и 10.)

2. Ровно в 7 часов утра

Собиралась детвора

За грибами в лес пойти.

Ну, счастливого пути!

А к двенадцати часам

Возвратились по домам.

Сколько времени в пути

Были наши малыши? (5 часов.)

3. Есть помощница у мамы.

Посмотрите, дети, сами:

Перемыла 5 тарелок,

8 ложек, чашек 5.

Перемытую посуду

Помогите сосчитать! (18.)

4. Пятнадцать пар танцуют польку.

А всего танцоров сколько? (30.)

5. Подарил утятам ежик

Сорок кожаных сапожек.

Сколько маленьких утят

Ежика благодарят? (20 утят.)

6. Поручил учитель Коле

Сосчитать лопаты в школе.

Он лопаты сосчитал

И об этом так сказал:

– В трех углах по семь лопат,

У стены шесть штук лежат,

Вместе – тридцать две лопаты.

Вы согласны с ним, ребята? (27 лопат.)

Учитель. Молодцы, ребята. Справились с заданием. Ну что, пойдем дальше?

Комната «Задачная»

Учитель. Это задание для учащихся 4 класса.

Наш друг Петя равномерно ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он съел пятую часть всей макаронины. Сколько километров невкусной макаронины съедено Петей за 2 дня?

60 : 5 = 12 12 · 2 = 24 км.

Учитель. А это задание для учащихся 2 класса.

Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, а в верхнее – 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов? (6 кроликов.)

Учитель. Молодцы, ребята. Справились с заданием. Ну а мы движемся дальше. Давайте немного отдохнем и посмотрим инсценировку стихотворения-шутки.

(В инсценировке участвуют дети 2 класса.)

Треугольник и Квадрат

Автор. Жили-были два брата – Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

Квадрат. Отчего ты злишься, брат?

Автор. Тот кричит ему:

Треугольник. Смотри:

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Автор. Но Квадрат ответил:

Квадрат. Брат!

Я же старше, я – Квадрат!

Автор. И сказал еще нежней.

Квадрат. Неизвестно, кто нужней!

Автор. Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

Треугольник. Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратным,

А проснешься без углов.

Автор. Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он –

Нет квадрата.

Онемел…

Стоял без слов…

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Учитель. Следующая остановка…

Комната «Вычислительная»

Учитель. На доске вы видите 2 цепочки математических действий: слева – для 2 класса, а справа – для 4.

Королева. Я предлагаю всем отдохнуть и сделать небольшую зарядку:

Физкультминутка

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо наклонись,

Наклонись и поднимись.

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Кто-то зайку испугал,

Зайка – прыг – и ускакал.

(Действия повторяются по тексту.)

Учитель. Ну что, отдохнули? И теперь мы делаем остановку в следующей комнате.


Комната «Логическая»

Учитель. Это задание для всех, отвечайте по очереди.


1. Назовите слова – математические термины на букву «П».

О т в е т: прямая, прямоугольник, плюс, пирамида, параллелограмм, перпендикуляр, периметр и т. д.


2. Расставьте числа 6, 5, 4, 3, 2, 1 в пирамиде так, чтобы сумма чисел вдоль каждой прямой равнялась 12.


3. Отгадай в шараде слово:

Предлог и малое число,

За ними букву скажем,

А в целом – ты найдешь его

Почти под каждым домом. (По-два-л.)


4. Шли 3 гусенка. Один – впереди двух, один – между двумя, а один – позади двух. Как шли поросята? (Неизвестно.)


Учитель. Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями. Вы были самыми эрудированными, самыми умными. Но наше путешествие подходит к концу. И наша Королева Математика хочет вам сказать заключительное слово.

Королева. Дорогие второклассники! Вы все участвовали в конкурсе «Юный математик». После подведения итогов выяснилось, что в вашем классе юным математиком является… (фамилия и имя победителя).

Королева вручает диплом победителю.

Ну а вам, дорогие четвероклассники, я желаю дальнейших успехов в изучении великой науки – математики.

Учитель. А теперь, в заключение нашего праздника, давайте споем песню о математике.

Учащиеся вместе с Королевой и учителем поют на мотив «Чему учат в школе» песню:

В мире сложном и большом,

В том, в котором мы живем,

Мы все время отнимаем, прибавляем.

Дома, в школе, во дворе,

На работе и в игре

Мы считаем, мы считаем, мы считаем.

«Плюс» и «минус» тут и там.

Пусть они помогут нам,

Пусть прибавят нам терпенья и удачи.

С ними легче будет жить,

Пусть помогут нам решить

На уроке все примеры и задачи.

Учитель. На этом наше путешествие подошло к концу. До новых встреч в Стране математики!



Брейн-ринг
(математическая игра для учащихся 4 класса)

Цели: развивать навыки и умения логического мышления, умственные способности детей; пробуждать интерес к предмету математики через игру.

В игре участвуют команды по 7 человек. В каждой команде свой капитан. На столах сигнальные карточки для каждой команды.

Оборудование: нагрудные номера, сигнальные карточки красного цвета, плакаты для оформления сцены «Брейн-ринг», «Математика – царица наук».


Ход игры

Под музыку дети заходят в актовый зал и встают.

Ведущий. Добрый день! Мира, счастья и любви вам и вашим близким! Сегодня мы с вами на брейн-ринге, посвященном математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек, независимо от возраста и профессии.

1-й ученик. Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь!

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка, друзья,

Очень важная наука...

Дети (вместе). Математика!

2-й ученик. Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель!

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка, друзья,

Капитанам помогает...

Дети (вместе). Математика!

3-й ученик. Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего арифметику знать!

И на свете нет профессий,

Вы заметьте-ка, друзья,

Где бы нам ни пригодилась...

Дети (вместе). Математика!

Ведущий. В нашей игре принимают участие 3 команды. Команда 4 «A» класса – «Кенгурята», команда 4 «Б» класса – «Умножалки» и команда 4 «В» класса «Вычислялки».

Представление участников. Участники команд садятся за игровые места.

Ведущий. Напоминаю правила игры. В каждом раунде разыгрываются очки так: чья команда правильно ответит на вопрос первой, получает 3 очка, какая ответит второй – 2 очка, третьей – 1 очко. После того, как будет задан вопрос и дан сигнал «Время», капитан той команды, которая знает ответ, поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто будет отвечать: номер игрока, его фамилию и имя. В случае если у команды нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде, но уже 20 секунд. По истечении времени команда должна дать ответ. Если и эта команда дает неправильный ответ, счет остается прежним, если отвечает правильно, дополнительно дается 1 очко. Призовой фонд нашей игры – коробка шоколадных конфет. Спонсоры программы – наши родители. Итак, команды готовы? Счет 0 : 0. Первый раунд.

Ведущий. Внимание! Вопросы для брейн-ринга.


I раунд

4 «А» – «Кенгурята».

Каждый четвертый человек нашего класса занимается в гимнастической секции. Сколько учащихся в нашем классе, если в гимнастической секции занимаются 11 человек?

4 «Б» – «Умножалки».

Каждый третий ученик нашего класса в математическом кружке. Сколько учеников в нашем классе, если в кружке занимаются 12 человек?

4 «В» – «Вычислялки».

Каждый пятый ученик нашего класса занимается в изостудии. Сколько учеников в нашем классе, если в студии занимаются 6 человек?

Во время обсуждения вопроса командами задаются вопросы болельщикам. За правильный ответ класс получает жетон.

1. Сколько всего четырехзначных чисел можно составить из цифр 0 и 1? Цифры могут повторяться. Перечисли эти числа. (1000, 1001, 1110, 1101, 1111, 1010, 1011, 1100.)

2. Тамара спросила Сашу: «Сколько тебе лет?» Саша ответил: «Если число моих лет увеличить в три раза, а потом уменьшить на 16, то мне было бы 17. (Саше 11 лет.)


II раунд

4 «А» – «Кенгурята».

Митя на 3 года старше Ани. На сколько лет Митя будет старше Ани через 2 года?

4 «Б» – Умножалки».

Света младше Валеры на 3 года. На сколько лет Света будет старше Валеры через 10 лет?

4 «В» – «Вычислялки».

Коля младше Кати на 5 лет. На сколько лет Коля будет младше Кати через 3 года?

Разминка для болельщиков во время обсуждения.

1. У рабочего была путевка в дом отдыха с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней отдыхал рабочий? (24 дня.)

2. Может ли сумма трех чисел быть равной сумме двух из них? (Если одно слагаемое – 0.)


III раунд

4 «А» – «Кенгурята».

Лев пробегает 200 метров за 9 секунд. За сколько секунд он смог бы пробежать 600 метров с той же скоростью?

4 «Б» – Умножалки».

Рысь пробегает 100 метров за 6 секунд. За сколько секунд она смогла бы пробежать 300 метров с той же скоростью?

4 «В» – «Вычислялки».

Лиса пробегает 200 метров за 10 секунд. За сколько секунд она пробежит 400 метров с той же скоростью?

Разминка для болельщиков во время обсуждения.

1. За столом сидели 2 дочки, 2 матери и 1 бабушка. Сколько человек сидело за столом? (3 человека.)

2. У матери 5 человек сыновей, у каждого – по 1 сестре. Сколько в семье детей? (6 детей.)


IV раунд

4 «А» – «Кенгурята».

Лена идет из дома до магазина 10 минут, а ее папа на 2 минуты меньше. Кто из них идет с большей скоростью?

4 «Б» – «Умножалки».

Я иду от школы до дома 15 минут. А мой друг тратит на ту же дорогу на 3 минуты больше. Кто из нас идет с большей скоростью?

4 «B» – «Вычислялки».

Нина идет до музыкальной школы 20 минут, а ее подруга Люда на 6 минут больше. Кто из них идет с большей скоростью?

Разминка для болельщиков.

1. Бюро прогнозов сообщило в 3 часа дня, что в ближайшую неделю сохранится безоблачная погода. Можно ли ожидать, что через 60 часов будет светить солнце? (Через 60 часов будет ночь, солнце светить не будет.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!