Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Майский детский сад «Солнышко»
Джанкойский район Республика Крым
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Майский детский сад
«Солнышко»
________Рыбак Л.Г.
«Неделя психологии»
в дошкольном образовательном учреждении
Педагог - психолог:
Петрович К.А.
Цель: улучшение психологического микроклимата в дошкольном учреждении.
Задачи:
Активизация творческого потенциала участников образовательного процесса, формирование чувства успешности.
Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человека - знания;
Содействие развитию личности дошкольников;
Популяризация психологических знаний и деятельности психологической службы;
Активизация творческого потенциала детей и взрослых, формирование чувства успешности.
Повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.
План мероприятий «Недели психологии» | | | |
| | | |
План мероприятий «Недели психологии»
дата |
название дня |
мероприятия дня |
участники |
Понедельник | «День радужного настроения» | «Радуга настроений» «Радужные игры» - релаксация «Необычная радуга» Релаксационный тренинг «Бархатное поглаживание». | Дети старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы.
Педагоги ДОУ. |
Вторник |
«День понимания» | Акция «Радуга настроения»
Развивающее занятие с детьми младшего дошкольного возраста «Заветная мечта»
Акция для родителей «Цветное настроение» | Дети старшей и подготовительной групп. Дети старшей и подготовительной групп.
Родители групп. |
Среда |
«День дружбы» | Развивающее занятие с детьми младшего дошкольного возраста «Заветная мечта»
Акция «Забор» Акция «Солнце из рук» | 2 младшая, Средняя группа
Родители всех групп.
Дети всех групп. |
ПОНЕДЕЛЬНИК
«ДЕНЬ РАДУЖНОГО НАСТРОЕНИЯ»
Цель: актуализация эмоционального состояния участников образовательного процесса.
Акция «Радуга настроения»
Цель:
• Проследить динамику изменения настроения в течение недели;
• подготовить материалы для улучшения самочувствия, активности и настроения;
• получить обратную связь о ходе акции.
Накануне сделана афиша, информирующая детей и взрослых о предстоящей акции. Акция проходила в старшей и подготовительной к школе группе.
Ход акции
В приемной групп нарисован плакат, изображающий радугу – «Радугу настроения».
Каждое утро в течение всей недели детей встречает воспитатель, ознакомленный с сутью акции, и предлагает детям жетончики с их именами. Затем им нужно заглянуть в себя и оценить, с каким настроением они пришли в детский сад, а потом соотнести его с определенным цветом «Радуги настроения», и прикрепить жетончик на определенную полоску.
Когда дети уходят, они делают тоже самое.
Таким образом, можно проследить за изменением настроения в течение дня, а затем и всей недели.
Анализ
Красный – восторженное.
Оранжевый – радостное.
Желтый – приятное.
Зеленый – спокойное, уравновешенное.
Голубой – грустное.
Фиолетовый – тревожное.
Черный – крайне неудовлетворительное.
Белый – трудно сказать.
«Радужные игры»
Релаксация «Необычная радуга»
Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
ВТОРНИК
«ДЕНЬ ПОНИМАНИЯ»
Цель дня: оптимизация отношений между всеми участниками педагогического процесса.
Акция «Радуга настроения»
Акция для родителей «Цветное настроение»
Цель: улучшение настроения.
Ход
В приемных групповых комнат вывешивается картинка с изображением цыганки, предлагающей погадать. Рядом стоят три коробочки разного цвета, в которых лежат карточки – пожелания.
Предсказания делятся на три группы:
• Положительные: тебя ждет подарок, удача на твоей стороне, приятный сюрприз, долгожданный разговор и др.;
• Мотивирующие: не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня; без труда не выловишь и рыбку из пруда; откинь сомнения — действуй и др.;
• Загадочные: она обязательно поможет тебе, он помнит о тебе, тайный поклонник проявит себя и др.
«Заветная мечта»
Развивающее занятие с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Знакомство с различными природными явлениями;
• Формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния — расслабленность и напряженность;
• Тренировка выразительности жестов, мимики, движений;
• Тренировка способности детей сотрудничать друг с другом;
• Повышение уверенности детей в себе;
• Формирование групповой сплоченности.
Необходимые материалы:
• две веревки (для лесной тропинки);
Вхождение в сказку
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Вот лесная тропинка, которая поведет нас в сказку (на пол кладутся параллельно две веревки). Она волшебная, потому что наделяет идущих по ней людей силой.
Закончив свой путь, садитесь кому как удобно.
(Дети встают друг за другом и идут «по тропинке».)
Сказка
В одном лесу жил-был Медвежонок. Он был очень любознательный. Медвежонку было интересно, кто и что его окружает. И была у него одна заветная мечта — увидеть снег. Медвежонок так этого хотел, что с приближением зимы становился все печальнее и печальнее.
Упражнение 1. Печаль Медвежонка
Дети круговыми движениями открытых ладоней мягко гладят себя по голове, успокаивают, делая при этом грустные глаза и печальные лица.
Однажды рано утром, когда птицы только начинали свои трели, услышал Медвежонок, как две маленькие пичуги разговаривают между собой:
— Чик, чик… Ты видела, соседка, за нашими высокими елями уже выпал первый снег?
— Чив, чив… Конечно, видела! Надо торопиться лететь в теплые края! Чив, чив!!!
Упражнение 2. Разговор птиц
Дети, обращаясь друг к другу, имитируют движения крыльев птиц и их голоса.
Медвежонок так обрадовался услышанному, что решил пойти навстречу приближающемуся снегу. Лесная тропинка петляла, извивалась между деревьев то в одну сторону, то в другую.
Упражнение 3. Медвежонок на тропе
Дети встают друг за другом и под музыку бодро шагают по кругу. По сигналу ведущего поворачиваются и идут в другую сторону. Так несколько раз.
Н
еожиданно из-за пенька кто-то появился. Это был друг Медвежонка Зайчонок.
— Друг мой, почему ты такой грустный? — спросил Зайчонок.
— Как же мне не грустить? — ответил Медвежонок. — Скоро зима, мы заляжем в спячку, и я не увижу снега.
— Хм … — задумался Зайчонок. — А зачем тебе это? Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…
— А мне все равно очень хочется на него посмотреть, хоть одним глазком, — сказал Медвежонок и пошел дальше.
Упражнение 4. Зайчонок
Дети встают в позу зайчика и начинают прыгать, имитируя его движения.
Шел Медвежонок, шел и увидел вдалеке свою подружку, рыженькую, юркую Белочку. Она быстро и ловко прыгала с ветки на ветку, перенося что-то в свое дупло.
— Привет, Белочка. Что ты делаешь? — заинтересованно спросил Медвежонок.
— Привет, Медвежонок! — торопливо ответила Белочка. — Я делаю запасы на зиму. Орешки собираю в дупло. А ты куда направляешься? — полюбопытствовала Белочка.
— А я иду навстречу снегу! Очень уж я посмотреть на него хочу, — сказал Медвежонок.
— Ну и ну, зачем тебе это надо? — удивилась Белочка. Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…
— А мне все равно очень хочется на него посмотреть хоть одним глазком! — проговорил Медвежонок.
Упражнение 5. Белочка
Дети показывают, как белка прыгает с ветки на ветку, имитируют сбор орехов с дерева и перенос их в дупло.
Пошел он дальше, а навстречу семенит друг Медвежонка — Ежик. Еле-еле перебирает своими ножками. Несет Ежик на своих иголках тяжелый груз.
— Привет, Ежик! — окликнул Медвежонок Ежика. — Что же такое тяжелое ты несешь?
— Ох, привет, Медвежонок, — прокряхтел Ежик. — Вот грибочки отыскал в лесу. Теперь зима сытная у меня будет. А ты что бродишь без дела?
— Я не брожу без дела. Очень нужное дело хочу сделать — увидеть снег! — гордо ответил Медвежонок.
— Что, что? Ты хочешь увидеть снег? — переспросил Медвежонка Ежик. — А зачем тебе это? — удивился он. — Я не видел снега, и совсем не хочу с ним встречаться.
— А я очень хочу хоть одним глазком на него посмотреть… — задумчиво сказал Медвежонок.
Упражнение 6. Ежик
Дети имитируют движения ежика, показывая, как ему тяжело нести груз на спине.
Побежал Медвежонок дальше. Стало в лесу темнеть. Он немного испугался, как вдруг высокие ели остались у него за спиной, подул слабый ветерок, и Медвежонок увидел удивительную картину.
В темном небе висела огромная луна. Она освещала своим серебристым блеском поляну, на которой оказался Медвежонок. В воздухе кружились легкие, разноцветные, пушистые звездочки. Ветерок их подгонял, и от этого танец звездочек становился еще более завораживающим.
Медвежонок протянул свои лапы в звездный хоровод и спросил:
— Милые, пушистые звездочки, кто вы?
— Мы снежинки! — посмеиваясь, ответили они.
Медвежонок так обрадовался, что от радости не мог устоять на месте. Он закружился вместе со снежинками в их танце.
Упражнение 7. Танец снежинок
По просьбе ведущего дети садятся, закрывают глаза и под тихую лиричную музыку представляют, как в воздухе кружатся снежинки.
Внезапно снежинки стали собираться в тесный круг, и рядом с Медвежонком появился веселый серебристый мальчик. Медвежонок от неожиданности замер.
— Привет, Медвежонок! — радостно проговорил мальчик. — Вот мы и встретились с тобой!
Медвежонок слегка попятился назад, но все же спросил:
— Кто ты, удивительное создание?
— Я Снег, который ты так хотел увидеть!
Медвежонок запрыгал от счастья.
— Снег, Снег, как я рад, что встретился с тобой!
Упражнение 8. Радость Медвежонка
Дети с помощью мимики, жестов и движений выражают радость и удивление.
— Медвежонок, давай играть! — предложил ему Снег. — Когда я прихожу на землю, всем вокруг становится весело.
— Давай! — обрадовался Медвежонок.
Стали они бегать, прыгать, кувыркаться. Им было так весело, что они не заметили, как из леса на опушку вышли друзья Медвежонка.
— О, Снег! — радостно проговорил Медвежонок. — Познакомься, это мои друзья: Зайчонок, Белочка и Ежик.
— Привет, ребята! — проскользнул между ними Снег. — Давайте играть вместе.
И начали все зверюшки резвиться со Снегом. Он насыпал большие сугробы, чтобы друзья могли кататься с горки, лепить снеговиков и играть в снежки.
Упражнение 9. Игры зверей
Дети показывают различные зимние забавы. По сигналу ведущего они показывают игру в снежки, катание с горки, лепку снеговика.
Долго играли друзья на поляне, пока Снег не сказал:
— Ну, мне пора двигаться дальше. Меня ждут еще много зверей и птиц.
Снежный хоровод расступился, и серебристый мальчик снова превратился в пушистые блестящие снежинки.
— До свидания, Снег! — махали лапами друзья. — Нам было с тобой очень весело.
— Мы будем тебя вспоминать, когда будем играть, — кричали зверюшки.
— Ну вот, теперь и я могу спокойно спать до весны, — сказал друзьям Медвежонок.
В этот момент он подумал, что он самый счастливый Медвежонок на свете, потому что сбылась его заветная мечта.
Заключение
— Ну вот, ребята, заветная мечта Медвежонка сбылась, сказка закончилась, волшебная наша сила вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире.
Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы подумали, какая мечта есть у вас. Если кто-то хочет рассказать о своей мечте, я охотно вас послушаю. А наше занятие окончено.
В зале выбирается уютное место, и ведущий беседует с каждым желающим ребенком наедине.
СРЕДА
«ДЕНЬ ДРУЖБЫ»
«Заветная мечта» Развивающее занятие с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Знакомство с различными природными явлениями;
• Формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния — расслабленность и напряженность;
• Тренировка выразительности жестов, мимики, движений;
• Тренировка способности детей сотрудничать друг с другом;
• Повышение уверенности детей в себе;
• Формирование групповой сплоченности.
Необходимые материалы:
• две веревки (для лесной тропинки);
Вхождение в сказку
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Вот лесная тропинка, которая поведет нас в сказку (на пол кладутся параллельно две веревки). Она волшебная, потому что наделяет идущих по ней людей силой.
Закончив свой путь, садитесь кому как удобно.
(Дети встают друг за другом и идут «по тропинке».)
Сказка
В одном лесу жил-был Медвежонок. Он был очень любознательный. Медвежонку было интересно, кто и что его окружает. И была у него одна заветная мечта — увидеть снег. Медвежонок так этого хотел, что с приближением зимы становился все печальнее и печальнее.
Упражнение 1. Печаль Медвежонка
Дети круговыми движениями открытых ладоней мягко гладят себя по голове, успокаивают, делая при этом грустные глаза и печальные лица.
Однажды рано утром, когда птицы только начинали свои трели, услышал Медвежонок, как две маленькие пичуги разговаривают между собой:
— Чик, чик… Ты видела, соседка, за нашими высокими елями уже выпал первый снег?
— Чив, чив… Конечно, видела! Надо торопиться лететь в теплые края! Чив, чив!!!
Упражнение 2. Разговор птиц
Дети, обращаясь друг к другу, имитируют движения крыльев птиц и их голоса.
Медвежонок так обрадовался услышанному, что решил пойти навстречу приближающемуся снегу. Лесная тропинка петляла, извивалась между деревьев то в одну сторону, то в другую.
Упражнение 3. Медвежонок на тропе
Дети встают друг за другом и под музыку бодро шагают по кругу. По сигналу ведущего поворачиваются и идут в другую сторону. Так несколько раз.
Н
еожиданно из-за пенька кто-то появился. Это был друг Медвежонка Зайчонок.
— Друг мой, почему ты такой грустный? — спросил Зайчонок.
— Как же мне не грустить? — ответил Медвежонок. — Скоро зима, мы заляжем в спячку, и я не увижу снега.
— Хм … — задумался Зайчонок. — А зачем тебе это? Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…
— А мне все равно очень хочется на него посмотреть, хоть одним глазком, — сказал Медвежонок и пошел дальше.
Упражнение 4. Зайчонок
Дети встают в позу зайчика и начинают прыгать, имитируя его движения.
Шел Медвежонок, шел и увидел вдалеке свою подружку, рыженькую, юркую Белочку. Она быстро и ловко прыгала с ветки на ветку, перенося что-то в свое дупло.
— Привет, Белочка. Что ты делаешь? — заинтересованно спросил Медвежонок.
— Привет, Медвежонок! — торопливо ответила Белочка. — Я делаю запасы на зиму. Орешки собираю в дупло. А ты куда направляешься? — полюбопытствовала Белочка.
— А я иду навстречу снегу! Очень уж я посмотреть на него хочу, — сказал Медвежонок.
— Ну и ну, зачем тебе это надо? — удивилась Белочка. Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…
— А мне все равно очень хочется на него посмотреть хоть одним глазком! — проговорил Медвежонок.
Упражнение 5. Белочка
Дети показывают, как белка прыгает с ветки на ветку, имитируют сбор орехов с дерева и перенос их в дупло.
Пошел он дальше, а навстречу семенит друг Медвежонка — Ежик. Еле-еле перебирает своими ножками. Несет Ежик на своих иголках тяжелый груз.
— Привет, Ежик! — окликнул Медвежонок Ежика. — Что же такое тяжелое ты несешь?
— Ох, привет, Медвежонок, — прокряхтел Ежик. — Вот грибочки отыскал в лесу. Теперь зима сытная у меня будет. А ты что бродишь без дела?
— Я не брожу без дела. Очень нужное дело хочу сделать — увидеть снег! — гордо ответил Медвежонок.
— Что, что? Ты хочешь увидеть снег? — переспросил Медвежонка Ежик. — А зачем тебе это? — удивился он. — Я не видел снега, и совсем не хочу с ним встречаться.
— А я очень хочу хоть одним глазком на него посмотреть… — задумчиво сказал Медвежонок.
Упражнение 6. Ежик
Дети имитируют движения ежика, показывая, как ему тяжело нести груз на спине.
Побежал Медвежонок дальше. Стало в лесу темнеть. Он немного испугался, как вдруг высокие ели остались у него за спиной, подул слабый ветерок, и Медвежонок увидел удивительную картину.
В темном небе висела огромная луна. Она освещала своим серебристым блеском поляну, на которой оказался Медвежонок. В воздухе кружились легкие, разноцветные, пушистые звездочки. Ветерок их подгонял, и от этого танец звездочек становился еще более завораживающим.
Медвежонок протянул свои лапы в звездный хоровод и спросил:
— Милые, пушистые звездочки, кто вы?
— Мы снежинки! — посмеиваясь, ответили они.
Медвежонок так обрадовался, что от радости не мог устоять на месте. Он закружился вместе со снежинками в их танце.
Упражнение 7. Танец снежинок
По просьбе ведущего дети садятся, закрывают глаза и под тихую лиричную музыку представляют, как в воздухе кружатся снежинки.
Внезапно снежинки стали собираться в тесный круг, и рядом с Медвежонком появился веселый серебристый мальчик. Медвежонок от неожиданности замер.
— Привет, Медвежонок! — радостно проговорил мальчик. — Вот мы и встретились с тобой!
Медвежонок слегка попятился назад, но все же спросил:
— Кто ты, удивительное создание?
— Я Снег, который ты так хотел увидеть!
Медвежонок запрыгал от счастья.
— Снег, Снег, как я рад, что встретился с тобой!
Упражнение 8. Радость Медвежонка
Дети с помощью мимики, жестов и движений выражают радость и удивление.
— Медвежонок, давай играть! — предложил ему Снег. — Когда я прихожу на землю, всем вокруг становится весело.
— Давай! — обрадовался Медвежонок.
Стали они бегать, прыгать, кувыркаться. Им было так весело, что они не заметили, как из леса на опушку вышли друзья Медвежонка.
— О, Снег! — радостно проговорил Медвежонок. — Познакомься, это мои друзья: Зайчонок, Белочка и Ежик.
— Привет, ребята! — проскользнул между ними Снег. — Давайте играть вместе.
И начали все зверюшки резвиться со Снегом. Он насыпал большие сугробы, чтобы друзья могли кататься с горки, лепить снеговиков и играть в снежки.
Упражнение 9. Игры зверей
Дети показывают различные зимние забавы. По сигналу ведущего они показывают игру в снежки, катание с горки, лепку снеговика.
Долго играли друзья на поляне, пока Снег не сказал:
— Ну, мне пора двигаться дальше. Меня ждут еще много зверей и птиц.
Снежный хоровод расступился, и серебристый мальчик снова превратился в пушистые блестящие снежинки.
— До свидания, Снег! — махали лапами друзья. — Нам было с тобой очень весело.
— Мы будем тебя вспоминать, когда будем играть, — кричали зверюшки.
— Ну вот, теперь и я могу спокойно спать до весны, — сказал друзьям Медвежонок.
В этот момент он подумал, что он самый счастливый Медвежонок на свете, потому что сбылась его заветная мечта.
Заключение
— Ну вот, ребята, заветная мечта Медвежонка сбылась, сказка закончилась, волшебная наша сила вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире.
Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы подумали, какая мечта есть у вас. Если кто-то хочет рассказать о своей мечте, я охотно вас послушаю. А наше занятие окончено.
В зале выбирается уютное место, и ведущий беседует с каждым желающим ребенком наедине.
Акция «Забор»
Цель: установление обратной связи.
Ход: В приемных групп вывешивается ватман, оформленный как забор. Родителям предлагается продолжить фразу «Я желаю педагогам детского сада…» и написать ее на заборе (акция проводится до следующей недели).
Акция «Солнце из рук»»
Цель: Провести и объединить работу детей всех групп ДОУ.
Ход: Со всех групп детского сада, собирают по 5 детей. Дети на бумаге обводят свою руку, а затем раскрашивают ее в тот цвет, который захотят. Далее педагог – психолог собирает все ручки и склеивает их в солнце. Которое вывешивает в приемной детского сада.