СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неполные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлен конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Неполные предложения". Тема "Неполные предложения" тесно связана с темой "Односоставные предложения", поэтому у учащихся возникают трудности по изучению данной темы. 

Просмотр содержимого документа
«Неполные предложения»

Панькова Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Керчомской СОШ


Урок русского языка по теме «Неполные предложения».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: установить назначение неполных предложений; сформировать умение опознавать эти предложения в тексте и отличать от односоставных.

Выработать навык грамотного употребления неполных предложений в собственных высказываниях и их правильного пунктуационного оформления на письме.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, дети! Хорошего вам настроения и успехов! (Слайд 2)

II.               

Кто знает: какой сегодня праздник отмечается в России?

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

А что такое конституция?

Конституция – основной закон государства. (Слайд 3)

(12 декабря празднуется важнейший из государственных праздников — День Конституции Российской Федерации. Как известно, в этот знаменательный день в 1993 году была принята действующая Конституция Российской Федерации).


Задание: охарактеризуйте данные на 2 слайде предложения с точки зрения наличия грамматической основы.  Объясните постановку тире в данных предложениях.

(Это двусоставные предложения, распространенные. Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже).

 

2.      Блиц-опрос:

- Какие предложения называются односоставными, какие двусоставными?

- Назовите типы односоставных предложений.

 

3. Возвращаясь к предложениям, постарайтесь преобразовать их в односоставные.

(Конституция. Основной закон государства. 12 декабря.  День Конституции Российской Федерации.)

- Охарактеризуйте эти предложения (назывные).

-Подумайте, в односоставном предложении, где только подлежащее, принципиально ли наличие сказуемого? Почему?

(В таких предложениях важна картина, которую стремятся запечатлеть, а это можно сделать при помощи объектов, которые выражаются в предложении главным членом -  подлежащим)

- А где только сказуемое, принципиально ли наличие подлежащего? (Нет, без указания на лицо, выполняющего действие, по форме глагола-сказуемого ясно, кто совершает действие).


III.            Объяснение нового материала.

Откройте тетради, напишите число, классная работа и оставьте место для темы (слайд 4)

1) Языковой анализ предложений  (слайд 5)

Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца.

Проанализируйте это предложения с точки зрения полноты  структуры предложения, т.е. по характеру основы и по наличию второстепенных членов. (двусоставное, распространенное)

А теперь посмотрите на 2 предложение. Что вы можете сказать о нем?

Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а белые раскрываются часов в десять.

Это предложение сложное, т.е. из двух простых предложений.

- Понятно ли вам, о чем идет речь во второй части предложения? (слайд 6) Как вы догадались? (обратились к первой части)

-Вторая часть предложения по своей структуре полная?

(Нет, она неполная)

 

2) Определение темы урока (запись в тетрадь: «Неполные предложения») (слайд 7)

3) Постановка целей:

Работа в парах.

Каждая пара думает и формулирует для себя цель (записывает в тетрадях).

На слайде цели (слайд 8) (совпадают ли с целями детьми?)

Итак, мы сегодня должны:

- учится опознавать неполные предложения в тексте,

- отличать их от односоставных предложений;

- использовать неполные предложения в собственных высказываниях; 

- вырабатывать навык правильного пунктуационного оформления на письме.

Если цели совпадают, поставьте +.

  1. Так что такое неполное предложение? (слайд 9)

Николай нёс рюкзак, а Михаил - рыболовные принадлежности.



  1. Прочитайте предложение и рассмотрите по наличию членов предложения.

  2. Восстановите недостающий член предложения во II части.

  3. Сделайте вывод и дайте определение неполным предложениям.

А как мы можем проверить, правильно ли дали определение? (с помощью учебника)

Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения, но который легко восстанавливается по речевой ситуации. Т.е. смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст. Пропущены могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения (слайд 10).

Если дали верное определение, ставим +.


Идем дальше.

Посмотрите на эти предложения и ответьте мне, в каком стиле речи очень распространены неполные предложения? (слайд 11)

На сына я сердит.

За что?

За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

(Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.)

 

-Обсудите в группах: чем можно объяснить пропуски  членов предложения в неполных предложениях? (слайды 12, 13)

1.чтобы не повторяться

2.сфера употребления неполных предложений – разговорная речь, в которой, как правило, мы стремимся к лаконичности.

3.неполные предложения помогают передать эмоцию говорящего, позволяют достичь выразительности.

Если объяснения правильные, поставьте +.


ФИЗМИНУТКА.


 4) Продолжаем анализировать предложения.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием (слайд 14)

-Чем интересно второе предложение с точки зрения пунктуации? (Наличие тире).

-Почему в предложении стоит тире?

(Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.)

  

IV. Работа с текстом (слайд 15)

1) Был конец ноября. 2) До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Пассажиров было много. 4) Жизнь на пароходе протекала размеренно. 5) Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 6) Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 7) До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 8) В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 9) Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 10) Следующие два часа посвящались отдыху. (И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

 Обсудить в группах (слайд 16)

  1. Какие виды односоставных предложений встречаются в тексте?

Называем вид и номер предложения.

2 – безл, 3 – безл. 5 – неопр.-лич., 6 – неопр.-лич., 7 – безл., 9 – неопр.-лич., 10 – безл.

(В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.)

2. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

(Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни)

3.Есть ли в тексте неполные предложения?

Если есть, то какова роль этого предложения в тексте?

Намеренный пропуск сказуемого в 8-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

Поставьте + те, которые смогли ответить на поставленные вопросы.


Тестовый контроль (слайд 17)

1.      Найдите вариант, в котором есть неполное предложение

А) Восхищаешься чугунным узором оград.

Б) Литературу люблю до самозабвения.

В)Даже в пустяках надо быть правдивым.

Г) Над могилою героя ночная звезда.

 

2. В каком неполном предложении необходимо поставить тире?

А) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.

Б) В углу старый кожаный диван.

В) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито.

Г) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

 

3. Найдите неполное предложение в составе сложного.

А) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Б) За линейкой ехали охотники  с собакой, за охотниками - кучер  Игнат.

В) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем  холодно.

Г) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть.


Поставить +, если ответы правильные (самопроверка, слайд 18)


VIII.Домашнее задание (на выбор) (слайд 19)

  1. Составить диалог «Знакомство» с употреблением неполных предложений.

  2. Найти и выписать из художественной литературы 5 неполных предложений.

РЕФЛЕКСИЯ. (слайд 20)

1. Я работал(-а) хорошо, всё понял(-а), задания были лёгкие, узнал(-а) много нового.

2. Я работал(-а) хорошо, старался(-ась) всё понять, с некоторыми заданиями справлялась с трудом, узнал(-а) много нового.

3. Я старался(-ась) работать хорошо, понял(-а) не всё, есть затруднения при выполнении заданий, узнал(-а) много нового.

4. Ничего не понял(-а), не работал(-а).


Спасибо за урок, мне очень понравилось работать с вами! (слайд 21)














ПРИЛОЖЕНИЯ

I

Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца.

Проанализируйте это предложения с точки  зрения полноты  структуры предложения, т.е. по характеру основы и по наличию второстепенных членов.


Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а белые раскрываются часов в десять.


II

Николай нёс рюкзак, а Михаил - рыболовные принадлежности.

  1. Прочитайте предложение и рассмотрите по наличию членов предложения.

  2. Восстановите недостающий член предложения во II части.

  3. Сделайте вывод и дайте определение неполным предложениям.



III

На сына я сердит.

За что?

За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

Чем можно объяснить пропуски  членов предложения в неполных предложениях?






IV

1) Был конец ноября. 2) До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Пассажиров было много. 4) Жизнь на пароходе протекала размеренно. 5) Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 6) Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 7) До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 8) В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 9) Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 10) Следующие два часа посвящались отдыху. (И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

  1. Какие виды односоставных предложений встречаются в тексте?

2. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

3. Есть ли в тексте неполные предложения? Если есть, то какова роль этого предложения в тексте?








V

1.      Найдите вариант, в котором есть неполное предложение

А) Восхищаешься чугунным узором оград.

Б) Литературу люблю до самозабвения.

В)Даже в пустяках надо быть правдивым.

Г) Над могилою героя ночная звезда.

 

2. В каком неполном предложении необходимо поставить тире?

А) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.

Б) В углу старый кожаный диван.

В) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито.

Г) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

 

3. Найдите неполное предложение в составе сложного.

А) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Б) За линейкой ехали охотники  с собакой, за охотниками - кучер  Игнат.

В) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем  холодно.

Г) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть.



VI

РЕФЛЕКСИЯ.

1. Я работал(-а) хорошо, всё понял(-а), задания были лёгкие, узнал(-а) много нового.

2. Я работал(-а) хорошо, старался(-ась) всё понять, с некоторыми заданиями справлялась с трудом, узнал(-а) много нового.

3. Я старался(-ась) работать хорошо, понял(-а) не всё, есть затруднения при выполнении заданий, узнал(-а) много нового.

4. Ничего не понял(-а), не работал(-а).











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!