СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные задания по химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нестандартных заданий на уроках позволяют снять эмоциональное  напряжение, в то же время дать сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Данные задания могут быть использованы на уроках и во внеурочное время для проведения интеллектуальных соревнований.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные задания по химии.»

Нестандартные задания по химии.

1. Найди лишнее.

Задание: перед вами ряды с химическими формулами веществ. Внимательно посмотрите на каждый ряд и «исключите» из него какое-то явно «лишнее» вещество, при этом укажите признаки, по которым вы это вещество вычеркиваете из списка.

  1. KOH, NaOH, Mg(OH)2, Ba(OH)2, Zn(OH)2.

  2. MnO, CrO3, CO2, Mn2O7, Cl2O7.

  3. H2CO3, H2SO3, H2S, H2SO4, H2SiO3.

  4. Na2SO4, CaCO3, BaS, Al(NO3)3, K2SiO3.

  5. Cu(OH)2, Al(OH)3, Mn(OH)2, Ba(OH)2, Cr(OH)3.

  6. K2O, CaO, Ag2O, Li2O, MgO.

  7. K2SO3, NaNO2, KClO4, NaClO2.

2. «Веселые перевертыши»

Задание: правильно прочитайте предложения.

1. Не все то аурум, что металлическим блеском обладает;

2. Куй феррум, пока температура высока;

3. Недонатрий хлористый – на столе, перенатрий хлористый – на спине ;

4. Уходит как аш-два-о в оксид кремния четырехвалентного;

5. Необычайно твердая аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о;

6. Слово – аргентум, молчание – аурум;

7. Много оксида водорода утекло с тех пор.

8. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

9. Звери живут за неметалл.

3. Родственники.

Задание: Оказывается, не только между людьми существуют родственные связи. Внимательно посмотрите на помещенный ниже список веществ, вспомните их классификацию и объедините в пары «по родству».

1. Гашеная известь

2. Железо

3. Йод

4. Соляная кислота

5. Мел

6. Медный купорос

7. Поваренная соль

8. Сода питьевая

9. Уксус

10. Нашатырный спирт

4. Расшифруйте запись.

Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали или вертикали, пройдите все клетки (клетка может быть использована один раз) таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось:

А) правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами;

Б) правило по технике безопасности, соблюдаемое при нагревании пробирки с жидкостью;





А)

Х

И

Р

Е

А

К

П

Р

О

Б

О

У

С

И

М

Е

И

И

Т

Я

З

Ь

А

В

К

В

Ч

Е

С

К

В

Ы

Н

Е

Л

Т

Ь

Н

А

Б)

П

У

С

Н

Р

Е

В

А

Е

Р

К

Р

А

Г

Д

И

Ж

М

О

Б

И

Д

Ю

К

О

Й

О

А

Ж

Р

Е

Ь

Т

С

Р

О

Т

И

Е

М

В

С

Т

О

Н

Ь

Т

С

А

В

О

Т

Т

У

О

Е

Р

Р

И

Я

И

О

О

Т

В

Й

Е

Щ

Б

Е

С

Т



5. Удивительные превращения.

Задание: чтобы осуществить эти удивительные превращения, нужно свободные клетки заполнить словами так, чтобы каждое последующее слово отличалось от предыдущего на одну букву. Слова должны быть именами существительными в единственном числе и в именительном падеже. Промежуточные слова могут и не иметь прямого отношения к химии.

й

о

д










щ

и

т

с

о

л

ь








м

е

д

ь









6. Слова давно забытых дней.

Задание: в химии многие вещества имеют как номенклатурные, так и тривиальные названия – полученные «из жизни». Вам надо найти нужное соответствие одинаковых веществ, но с разными «именами».

    1. Угарный газ а) NaCl

    2. Известняк б) NaHCO3

    3. Болотный газ в) NH4Cl

    4. Поташ г) AgNO3

    5. Питьевая сода д) NaOH

    6. Соляной спирт (морская кислота) е) N2O

    7. Нашатырь ж) Na2CO3

    8. Купоросное масло з) СаСО3

    9. Веселящий газ и) Fe2O3

    10. Ляпис к) HNO3

    11. Нашатырный спирт л) Na2SiO3

    12. Бурый газ м) р-р HCl

    13. Белая сажа н) K2CO3

    14. Каменная соль о) SiO2

    15. Кальцинированная сода п) CH4

    16. Мертвая голова р) Н2О2

    17. Каустическая сода с) CO

    18. Растворимое стекло т) NH4OH

    19. Селитряная или крепкая водка у) H2SO4 (конц)

    20. Гидроперит ф) NO2


7. Цепочка превращений.

Задание: определите вещества Х и Y в цепочке превращений. Составьте уравнения реакций согласно приведенной схеме.

H2SO4 1 H2O 6 Ca(HCO3)2

2 5

X 3 CaO 4 Y

8. В каждой строчке вычеркните «лишнее» по приведенному признаку:

Металлы

Na

K

O

He

Cu

Ba

Неметаллы

Cl

N

Ag

Si

Br

Mn

Простые вещества

HCl

Br2

S8

SO3

P4

O3

Кислоты

Na2S

H2SO3

FeCl3

HMnO4

HI

CO2

Оксиды

H2O

HNO3

B2O3

OF2

NaCl

KOH

Соли

FeSO4

H2S

Cu(OH)2

Li2S

MgCl2

N2O5

Основания

H3PO4

Ba(OH)2

CaSO4

NH4OH

Na2O

Mn(OH)2



9. Заполнить кроссворд названиями химических элементов:

К







Р






И






П







Т






О






Н










10. Слова – омонимы.

Задание: из русского языка вам известны омонимы. Расшифруйте записи по приведенным рисункам.

11. Задание: На каждую букву слова вспомнить и записать как можно больше химических терминов, понятий:

А

М

И

Д













12. Задачи на сообразительность.

1) Трое друзей задержались после звонка в кабинете химии, стараясь найти правильный ответ на возникший в конце урока вопрос: «Что произойдет, если в банку с керосином опустить кусочек металлического калия?»

Николай, подумав, тихо заметил:

- Калий – металл крайне активный… Попади он в керосин – сразу вспыхнет. Словом, быть пожару!

Евгений не согласился:

- Да брось ты! Ничего не будет. Калий-то воспламеняется в воздухе. Его и до сосуда не донесут – сгорит без остатка.

А Алексей вздохнул и произнес:

- Успокойтесь, ребята. Кусочек калия просто упадет на дно и будет преспокойно лежать там.

Чье же мнение можно считать правильным?

2) Наши старые знакомые Николай, Евгений и Алексей пришли в кабинет химии, чтобы заняться лабораторной работой. На глаза им попалась склянка с белым порошком и наклейкой «СаО».

Николай глубокомысленно изрек:

- Это… воздушная известь.

Евгений заметил:

- Конечно, известь. Кто в этом сомневается… Только не воздушная, а обожженная.

Алексей внимательно посмотрел на своих приятелей и бросил:

- Это негашеная известь.

Кто же из них прав?

3) Во время урока химии учитель предложил классу разобраться в следующей ситуации: в склянку, ярко освещенную солнечными лучами, ввели равное количество газов хлора и водорода, затем закрыли ее хорошо притертой пробкой – что может произойти в подобных условиях?

Николай задумался ненадолго и произнес:

- Гм… Водород соберется наверху, потому что он более легкий, а хлор… Хлор, бесспорно, останется внизу.

Евгений взглянул на товарища и бросил:

- Навряд ли. Пройдет часа три – и газы просто перемешаются.

Алексей, смущаясь, заметил:

- Знаете что, братцы-кролики, от такой баночки нужно держаться подальше: она может неожиданно взорваться.

Решите, кто из приятелей высказал правильное мнение.

13.Задание от алхимиков

Задание: согласно мнению алхимиков, семи планетам соответствовали семь металлов, известных науке средних веков, а также определенные дни недели. Ваша задача – найти правильные соотношения.

РТУТЬ СОЛНЦЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

МЕДЬ ЛУНА СРЕДА

СВИНЕЦ ЮПИТЕР ПЯТНИЦА

ОЛОВО МЕРКУРИЙ ЧЕТВЕРГ

ЖЕЛЕЗО САТУРН ПОНЕДЕЛЬНИК

ЗОЛОТО МАРС СУББОТА

СЕРЕБРО ВЕНЕРА ВТОРНИК

14. Веселые задачки:

1. У Васи в кармане железный гвоздь, который весит 10г. Какое количество вещества железа лежит в кармане у Васи?

2. Один воздушный шарик вмещает 1 л кислорода. Может ли воздушный шарик содержать 0,5 моль этого вещества?

Ответ подтвердите расчетами.


15. Загадки.

  1. Их получают путем горения,
    Или сложных веществ разложением.
    В них два элемента, один – кислород.
    Я отнесу к ним и известь и лед.



  1. Они имеют кислый вкус,
    В них изменяет цвет лакмус,
    А если активный металл попадет
    Получим мы соль и еще водород.

3. Узнай меня! Я газ. Я прост.

Я рыжий, словно лисий хвост.

Я образуюсь из нитрата,

А в воздухе – из газа-брата,

А если встречусь я с водой,

То стану сильной кислотой.



  1. В руках у химика крупинка,

Как для ленивого – дубинка.

  1. У меня дурная слава,

Я – известная отрава,

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит!



  1. В конце периода стоит,

В нем вода и та горит.



  1. Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она.



  1. Бесцветным газом я являюсь,

В атмосфере содержусь,

В воде почти не растворяюсь

И химинертностью горжусь.



  1. Чтоб появиться я сумел,

Прокаливают белый мел,

Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи.



  1. Хоть я соль, но под водой

Вас удивлю своей средой.

Посуду мыть, стирать белье

Могу – и это не вранье!

11. Металл пластичный, мягкий

Не очень тугоплавкий.

Его прекрасно знает,

Кто мастерит, паяет.

Над пламенем он плавится

И в формы заливается.

Потом он остывает

И в них затвердевает.

Остынет, вот тогда – то

Из форм выйдут солдаты.


© 2017 16648 343