СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы фронтального обучения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы. Кратко рассказала о двух приёмах, которых успешно  применяю много лет. 

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы фронтального обучения»

Нетрадиционные фронтальные формы обучения.

Чем меньше учитель сам говорит на уроке, чем больше он направляет и контролирует работу каждого ученика класса, тем успешнее обучение. Основные недостатки традиционных фронтальных форм обучения всем известны. Устранить эти недостатки совсем несложно. Я работаю учителем физики и математики в основной школе. Приём фронтального обучения, который называется «цепочка» успешно применяю как на уроках геометрии, так и на уроках физики. Автором данного приёма является учитель физики, методист, автор учебников и задачников по физике Г. Н. Степанова.

1. Учитель озвучивает тему для обсуждения, называет имя конкретного ученика, с которого начинается «цепочка» и определяет её направление.

2. Каждый ученик в цепочке может произнести только одно полное предложение: определение, единицы измерения величин, законы, примеры применения, прибор для измерения, особенности, характеристики величин и т.г.

3. Ученик имеет право пропустить свою очередь, если он не может составить (или пока не успел вспомнить) предложение.

4. Повторы запрещаются. Учитель или ученик заметивший повтор, даёт предупредительный сигнал. (У нас хлопок в ладони.)

5. Цепочка продолжается до тех пор, пока есть что сказать по теме.

На первых порах многие ученики испытывают затруднения в построении предложения по теме обсуждения и пропускают свою очередь. Возможные причины этого:

- пока очередь дошла до него, успели всё произнести, что мог сказать этот ученик;

- ученик не знает материал прошлого урока (или прошлых уроков) ;

- ученик не имеет собственного жизненного опыта по обсуждаемой теме;

- ученик имеет жизненный опыт, но не осознаёт его и стесняется сказать о том, о чём на уроках не говорили.

Главное в данном приёме не уличать ученика в незнании учебного материала, а создание доброжелательной атмосферы для его успешного продвижения в учении. Первое предложение сказать проще, чем десятое или двадцатое. Следовательно, «цепочку» нужно начинать с ученика, у кого затруднения в учёбе.

Предполагаемый результат:

- развитие умения слушать другого и сравнивать услышанное с собственными сведениями по обсуждаемой теме;

- понимание необходимости полного и всестороннего изучения объекта, не упускать детали;

- осознание факта, что упорядоченное представление сведений об объекте обсуждения позволяет упростить понимание сути обсуждения;

- развитие слуховой памяти;

- развитие умения принимать правила игры и строго соблюдать их;

- развитие устной предметной речи и внимание каждого ученика.

Если найдутся ученики, которые не могут подняться выше трёх или четырёх предложений (не секрет, попадаются и такие которые не могут сказать ни одного предложения), то их надо пригласить к доске. Они образуют «подвеску» цепочки. Их задача теперь заключается в том, пока идёт обсуждение, каждый ученик подвески должен стараться запомнить как можно больше предложений. После завершения цепочки право

говорить предложения предоставляется им. Для этих учащихся разрешаются и повторы.

Ожидаемый результат: тренировка произвольного восприятия информации и её запоминания через волевые усилия, развитие речи и внимания.

По моим многолетним наблюдениям в школе в первые месяцы обучения семиклассники испытывают большие затруднения, вызванные введением двух новых учебных предметов: физики и геометрии. Эти трудности в изучении физики заключаются в том, что ученики плохо ориентируются в тексте учебника, не умеют выделять главное, существенное, затрудняются упорядочить сведения об изучаемом объекте (явлении, величине, законе, приборе). Многие не могут связать жизненный опыт с изучаемой теорией и не могут привести примеры из области применения явления или закона. И ещё никому не секрет, что многие школьники дома не читают учебник. Значит – учебник читать надо в классе. Вот мы читаем и учимся учиться. Тут нам на помощь приходит приём «цепочка». Сначала предложенный учителем текст читаем про себя. Потом по цепочке проговариваем так, чтобы получилась информация, состоящая из коротко и чётко сформулированных сведений об изучаемом объекте. Я замечаю, что учащиеся с большой ответственностью относятся к этой форме работы на уроке. У них появляется заинтересованность в том, чтобы «цепочка» не разорвалась, а значит, нужно как можно больше «накопить» сведения. Ещё один большой «плюс» этого приёма показывают сами ребята. Они начинают помогать «слабым» ученикам, им предлагают сказать более простые предложения, определения или примеры. А что ещё надо учителю?

Чтобы быть успешным в изучении геометрии нужно заучивать точную формулировку определений геометрических фигу, аксиомы и теоремы, характеризующие их свойства. Не знаешь их, не решаются и задачи. А семиклассникам это даётся нелегко. В неделю всего два урока геометрии. В первом полугодии я обязательно на одном из этих уроков еженедельно применяю приём «цепочка» с целью доведения формулировку определений и теорем до автоматизма. Можно (а на первых порах нужно) вывешивать перед учениками обучающие таблицы.

Приём «цепочку» можно считать универсальным. Учитель любого предмета при желании найдёт применение.

Ещё один приём, который применяю только на уроках геометрии. Всем учителям математики известны проблемы, возникающие при выполнении чертежа по тексту задачи. После объяснения новой темы на этапе первичного закрепления организую решение задач по готовым чертежам. Только чертежи ни на доске выполнены, а на листочках и размножены в таком количестве, сколько их нужно: либо на каждого ученика, либо на парту один. Опорным материалом использую сборник Е.П. Рабиновича «Задачи и упражнения по готовым чертежам» для 7-9 классов. На каждой таблице 9-12 задач составленные по принципу от простого к сложному и карточки пронумерованы. Ими пользоваться очень удобно. На доске я записываю только номер таблицы и стрелками указываю переход. Например, Т.7.9: 1↔2↔4 ↔6 ↔ 7↔9↔10↔ 12. Если работа на оценку, то озвучиваю критерии. Через эти задачи мы отрабатываем навыки решения задач как вычислительных, так и на доказательства. Разрешается на листочках делать небольшие заметки, только карандашом. Если ученик решил задачу, то он даёт сигнал, я подхожу к нему и слушаю его рассуждение. Если надо поправляю, направляю, т.е. организую индивидуальную помощь. Так и хожу от ученика к ученику. В первое время дело идёт с большим трудом, но потом результат налицо: ученики с успехом справляются с задачами. Иногда предлагаю из данного списка решение одной или двух задач оформить в тетради. После этих приёмов учащиеся неплохо решают текстовые задачи.

Можно организовать работу и в парах. В начале я именно так и поступаю. Ребят рассаживаю так, чтобы образовалась условная пара «сильный и слабый». Цель: условно сильный обучает условно слабого. Ход решения задачи учителю проговаривает условно слабый ученик. В парах могут быть и равносильные ученики. В этом случае выбор за учителем или за учащимися.

Салякудинова Гульфинур Зиннатона

учитель физики и математики

Старо-Шудьинская ООШ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!