СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы проведения педагогического совета.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционная форма проведения педагогического совета «Этика экологической ответственности».

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы проведения педагогического совета.»

Педагогический совет «Этика экологической ответственности»


Авторская разработка Михеевой О.В.,

заместителя директора МБОУ лицея г.Узловая, Тульская обл.


Цели: совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах экологического воспитания; активизирование различных форм организации и проведения педагогических советов в лицее.


Задача: совершенствование работы по формированию у учащихся экологической культуры.


Форма педсовета: круглый стол.


Примечание: педагогический совет проводит заместитель директора, в проведении задействована агитбригада из педагогов лицея, которые занимались подбором материала для бесед с командами педагогов.



Ход педагогического совета.

Работая в эколого-ноосферном направлении, цель которого хорошо сформулирована академиком И.П.Павловым: «Дать стране людей с научным складом ума, умеющих хорошо видеть собственными глазами, здраво судить собственным умом, людей, имеющих развитую способность наблюдать объекты и явления окружающей природы, не исключая и человека, и мыслить о них собственным умом, а не повторять чужие мысли и описания» наше учебное заведение лучшим подтверждением успешности своей работы считает зарождение общелицейских традиций, одной из которых стал для нас «День Земли» - 22 апреля.


«БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ» -

Научный мир всего лишь в двух словах

Тревогу выразил на конференции ООН.

И наступивший XXI век

«Столетьем окружающей среды» был наречен.


Первопричина нам известна всем:

Войдя в противоречие с законами природы,

Мы породили ряд экологических проблем:

И прагматизм, и эгоизм, ведем себя как потребители,

Забыв о том, что мы – лишь часть Земли, песчинки мирозданья, а не небожители.


А нам ведь ценности иные на настоящий день нужны:

Чтоб сохранить свое потомство в экосогласии мы жить должны.

Жизнь быстротечна и понятно, что недалек уже тот день,

Когда и наша жизнь и будущее всей Планеты окажется в руках наших детей.


«ЧТО БУДЕТ С МИРОМ?»

Знаем, все зависит от того, что сможем заложить мы в воспитание.

Как сформируем у своих детей единство поведения, сознания.

Коммонер в афоризмах отразил гармонию с природною средою.

Я предлагаю вам поговорить на эту тему и с командой, и со мною.


Мы живем на планете по законам природы, которые хорошо сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Четыре закона достаточно полно охватывают все сферы жизнедеятельности человека в окружающей среде и мы, разбившись на 3 команды, постараемся доказать их взаимосвязь, а мои коллеги (участники агитбригады) поработают в роли консультантов.

Первой команде необходимо рассмотреть данный вопрос с философско-правовой точки зрения, второй – с естественнонаучной, третьей – с эколого-валеологической. А зал постараемся подготовить к обсуждению в «поэтическом ключе».

Итак, в природе «жизни колесо» поток космической энергии вращает.

И атомы химических веществ через живое вещество циклично прогоняет.

Благодаря круговоротам в биосфере каждый миг, и день, и год проходит

И самоочищение среды, и бесконечное существование жизни.

Решает так Природа ряд своих проблем –

Таков первый закон – «Все связано со всем».



Из почвы к Солнцу тянется росток,

Дождю и ветру противостоит уверенно,

Он знает, что не будет одинок:

Помогут ветер, пчелки.. временем проверено.

Потомство вырастет – жизнь пройдена недаром

И смерть не будет окончательным ударом.

Под ветром и дождем, под солнечным лучом

Он превратиться в атомы и вновь в круговорот

В каких-то формах жизни будет проявляться

Ничто в природе просто так не пропадет

Ведь «Все должно куда-то (же) деваться»


В природе много удивительных вещей и человек, их наблюдая, восхищался

Как мудро все продумано вокруг и опыта для жизни набирался.

В вертикальном положенье тонкий белый парашют мягко ношу опускает.

А барометр внутри лишь в хорошую погоду груз свой в воздух отпускает.

Десантура в бой идет - одуванчику почет.

Воздушный флот растеньям верен – у клена подсмотрел пропеллер.

И флот морской не отступал: про корабли и про подлодки у водных жителей узнал.

И сухопутные войска освоили средства защиты:

богатейший арсенал им мир природы подсказал.


В мирной жизни нам примеров и за день всех не перечесть,

Что теперь у человека, благодаря природе есть:

Светлячки, кальмары, рыбы подарили людям свет,

Паучье племя паутиной подсказало интернет.

Технология производства бумаги поза­имствована у ос!

Можно долго убеждаться, мир природы так не прост!


Творим, выдумываем, тратим время, деньги, нервы.

А ведь Природа была первой

И в этом у неё есть свой резон,

Потому, что «Природа знает лучше»,

Так гласит третий закон.

Не всегда, к сожалению, правы представители цивилизаций

Что, внедряясь в явления, сферы, «улучшая» среду вокруг,

Мы приносим проблем так много, не продумав своих решений,

Вызывая сопротивление, изменения, превращения

Доведя до удара природу и до гибели их самих.

Мы должны жить с собою в согласии, соблюдая законы жизни:

Мы в ответе за все, что сделали и за то, что хотим воплотить.

Сохранить, что у нас было лучшее, преумножить – не растерять

«Ничего не дается даром» - это нужно не забывать.


Работа в группах.


  1. Философско-правовая точка зрения.


Нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Для него священна жизнь как таковая. Он ответственен за все, что живет. Великие гуманисты Л.Толстой, махатма Ганди, Генри Торо, Альберт Швейцер считали, что границ между человеком и другими живыми существами не существует, а Швейцер замечательно сказал, что этика – есть безграничная ответственность перед жизнью.

Сегодня жизнь на планете в серьезной опасности, потому что масса людей безотлагательно, в том числе в экологическом отношении. Важно воспитывать экологическую ответственность у каждого жителя Земли.

Существует правовая и моральная ответственность, в отличии от нравственной правовые нормы всегда выражают волю правящих групп. Исполнение таких норм обеспечивается принудительной силой государства. Если человек не может предвидеть последствия своих действий в природе, то подобное поведение можно оценивать как проявление безответственности.

Нравственная, то есть ответственное поведение в природе требует от человека не только добрых чувств, но и умения воплощать их в поступках, совершать оптимальный нравственный выбор, для этого необходимы экологические знания, анализ ситуации, умение согласовывать личные интересы с общественными. Владение знаниями должно сочетаться с совестью и моралью.

В юридических кодексах содержатся требования к поведению. Однако законы, юридические нормы не охватывают всего разнообразия экологических условий нашей планеты, а потому всегда есть лазейка для совершения безответственного действия. Вот почему воспитание экологической ответственности становится приоритетной целью всех образовательных, воспитательных систем.

Все связано со всем (рассматривается на примере выборов в органы власти).

Всё должно куда-то деваться (рассматривается на примере исчезнувших цивилизаций).

Природа «знает» лучше (рассматривается на примере народных сказок).

Ничто не даётся даром (рассматривается на примере действующего экологического эаконодательства).


2. Естественнонаучная точка зрения.


Многие племена в быту и верованиях хранили традиции предков, воспитывали детей в духе религиозного отношения к жизни. Они были убеждены, что всё окружающее нас наполнено жизнью, что растения, животные, человек перевоплощаются друг в друга. Эти люди воспринимали землю как живое существо, с которым можно разговаривать и которое всё приносит в жертву ради тех людей, которые относятся к ней, как к родной матери: зерно отдаёт нам своих дочерей, олень - детёнышей, солнце - стрелообразные лучи, море - своих дочерей в виде животворной влаги облаков.

Жизнь у славянина-земледельца пронизана идеей лада, т.е. согласия, гармонии, существующей между человеком, его трудом, верованиями, искусством и природой. Все, что окружало его вместе с землёй, водой, небом, называют одним словом - природа. Крестьяне всегда считали себя частью этой природы.

Уважаемые коллеги! Давайте рассмотрим все четыре закона Коммонера с естественнонаучной точки зрения, как славянин-земледелец или как вождь племени.

Все связано со всем.

Этот закон указывает на связь между живыми организмами и природным окружением: зерно отдаёт нам своих дочерей, олень - детёнышей, солнце - стрелообразные лучи, море - своих дочерей в виде животворной влаги облаков.

Всё должно куда-то деваться.

Ярким доказательством жизни человека является смерть. Да, смерть человека порождает его жизнь в другом проявлении.

Природа «знает» лучше.

С естественнонаучной точки зрения этот закон выражен в следующем примере: волки - санитары леса. Именно они уничтожают больных и слабых животных, тем самым сохраняя природный баланс.

Ничто не даётся даром.

Человек должен разумно использовать природные богатства: вырубил лес - должен посадить молодые саженцы, земля нуждается в удобрениях - разумно вноси их, иначе может погибнуть весь урожай. Чтобы спасти в поле посевы от выветривания, необходимо по периметру участка высаживать деревья.


3. Эколого-валеологическая точка зрения.


Коллеги, предлагаю рассмотреть законы Коммонера с точки зрения экологии и валеологии.

Закон « Всё связано со всем» станет понятнее, если обратимся к простому примеру. Для здоровья нам нужна чистая вода без хлорки и химических препаратов. Поэтому люди так ценят естественные родники. Но чтобы вода в них оставалась чистой, почва вокруг на многие метры должна быть чистой. Загрязняющие вещества попадают в водоёмы вместе с промышленными, хозяйственно-бытовыми стоками. Употребление такой воды вызывает многие заболевания, поэтому мы должны воспитывать экологическую ответственность за состояние окружающей среды.

«Всё должно куда-то деваться». Для нормального функционирования организма необходима энергия. Во время выполнения какой-либо работы мы её тратим. А чтобы восстановить утраченную энергию, мы употребляем пищу, дышим. Ведь дыхание- это обмен энергией между человеком и внешней средой.

Природа знает лучше. Приведу такой пример для понимания этого закона. Организм человека должен быть готов к деторождению в определённые сроки и на рождение здорового ребёнка влияет здоровье родителей, образ их жизни, качество продуктов питания.

Закон « Ничто не даётся даром» говорит о том, что человек - природное существо, он связан с земной природой, и он же стал основным виновником происходящих на Земле изменений: кислотные дожди, дефицит питьевой воды, загрязнение воздуха, сокращение мест обитания растений и животных. Поэтому человечество своим трудом должно вносить посильный вклад в улучшение условий здорового образа своей жизни.

Вывод: они помогут научить человека безопасно жить, оберегать своё здоровье и жизнь, понимать зависимость здоровья от состояния окружающей среды, образа жизни, вносить посильный вклад в улучшение условий жизни человека.



Подведение итогов работы групп.

Каждая группа приводит пример по законам Коммонера, что дает более полную картину их действия и является доказательством того, что эти законы и универсальны, и социальны.

Данные примеры приводятся из практики работы разных педагогов-предметников



Используемая литература:

- Л.И.Егоренков. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. – М.: Прометей. 1996;

- Л.И.Егоренков. Занимательная экология. – М.: Прометей. 1996;

- Единая система экологического образования и воспитания: Учебно-методическое пособие.- Тула: Изд-во ТО ИРО, 1996;

- Программы факультативов экологической направленности: уч.-метод. Пособие для учителей шк. и студентов пед. ун-та / сост. А.С.Агафонова, И.В.Шахкельдян – Тула, изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1999;

- курс «Экология». Юнита 1 – (С) Современный образовательный университет, 2003;

- курс «Экологическое право». Юнита 2 – (С) Современный образовательный университет, 2003;

- Бобылев С.Н., Медведеа О.Е. Экология и экономика: Региональная экологическая политика. Проект рособия. – М.: ЦЭПР, 2003;

- материалы интернета.



8