Педагогический совет «Этика экологической ответственности»
Авторская разработка Михеевой О.В.,
заместителя директора МБОУ лицея г.Узловая, Тульская обл.
Цели: совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах экологического воспитания; активизирование различных форм организации и проведения педагогических советов в лицее.
Задача: совершенствование работы по формированию у учащихся экологической культуры.
Форма педсовета: круглый стол.
Примечание: педагогический совет проводит заместитель директора, в проведении задействована агитбригада из педагогов лицея, которые занимались подбором материала для бесед с командами педагогов.
Ход педагогического совета.
Работая в эколого-ноосферном направлении, цель которого хорошо сформулирована академиком И.П.Павловым: «Дать стране людей с научным складом ума, умеющих хорошо видеть собственными глазами, здраво судить собственным умом, людей, имеющих развитую способность наблюдать объекты и явления окружающей природы, не исключая и человека, и мыслить о них собственным умом, а не повторять чужие мысли и описания» наше учебное заведение лучшим подтверждением успешности своей работы считает зарождение общелицейских традиций, одной из которых стал для нас «День Земли» - 22 апреля.
«БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ» -
Научный мир всего лишь в двух словах
Тревогу выразил на конференции ООН.
И наступивший XXI век
«Столетьем окружающей среды» был наречен.
Первопричина нам известна всем:
Войдя в противоречие с законами природы,
Мы породили ряд экологических проблем:
И прагматизм, и эгоизм, ведем себя как потребители,
Забыв о том, что мы – лишь часть Земли, песчинки мирозданья, а не небожители.
А нам ведь ценности иные на настоящий день нужны:
Чтоб сохранить свое потомство в экосогласии мы жить должны.
Жизнь быстротечна и понятно, что недалек уже тот день,
Когда и наша жизнь и будущее всей Планеты окажется в руках наших детей.
«ЧТО БУДЕТ С МИРОМ?»
Знаем, все зависит от того, что сможем заложить мы в воспитание.
Как сформируем у своих детей единство поведения, сознания.
Коммонер в афоризмах отразил гармонию с природною средою.
Я предлагаю вам поговорить на эту тему и с командой, и со мною.
Мы живем на планете по законам природы, которые хорошо сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Четыре закона достаточно полно охватывают все сферы жизнедеятельности человека в окружающей среде и мы, разбившись на 3 команды, постараемся доказать их взаимосвязь, а мои коллеги (участники агитбригады) поработают в роли консультантов.
Первой команде необходимо рассмотреть данный вопрос с философско-правовой точки зрения, второй – с естественнонаучной, третьей – с эколого-валеологической. А зал постараемся подготовить к обсуждению в «поэтическом ключе».
Итак, в природе «жизни колесо» поток космической энергии вращает.
И атомы химических веществ через живое вещество циклично прогоняет.
Благодаря круговоротам в биосфере каждый миг, и день, и год проходит
И самоочищение среды, и бесконечное существование жизни.
Решает так Природа ряд своих проблем –
Таков первый закон – «Все связано со всем».
Из почвы к Солнцу тянется росток,
Дождю и ветру противостоит уверенно,
Он знает, что не будет одинок:
Помогут ветер, пчелки.. временем проверено.
Потомство вырастет – жизнь пройдена недаром
И смерть не будет окончательным ударом.
Под ветром и дождем, под солнечным лучом
Он превратиться в атомы и вновь в круговорот
В каких-то формах жизни будет проявляться
Ничто в природе просто так не пропадет
Ведь «Все должно куда-то (же) деваться»
В природе много удивительных вещей и человек, их наблюдая, восхищался
Как мудро все продумано вокруг и опыта для жизни набирался.
В вертикальном положенье тонкий белый парашют мягко ношу опускает.
А барометр внутри лишь в хорошую погоду груз свой в воздух отпускает.
Десантура в бой идет - одуванчику почет.
Воздушный флот растеньям верен – у клена подсмотрел пропеллер.
И флот морской не отступал: про корабли и про подлодки у водных жителей узнал.
И сухопутные войска освоили средства защиты:
богатейший арсенал им мир природы подсказал.
В мирной жизни нам примеров и за день всех не перечесть,
Что теперь у человека, благодаря природе есть:
Светлячки, кальмары, рыбы подарили людям свет,
Паучье племя паутиной подсказало интернет.
Технология производства бумаги позаимствована у ос!
Можно долго убеждаться, мир природы так не прост!
Творим, выдумываем, тратим время, деньги, нервы.
А ведь Природа была первой
И в этом у неё есть свой резон,
Потому, что «Природа знает лучше»,
Так гласит третий закон.
Не всегда, к сожалению, правы представители цивилизаций
Что, внедряясь в явления, сферы, «улучшая» среду вокруг,
Мы приносим проблем так много, не продумав своих решений,
Вызывая сопротивление, изменения, превращения
Доведя до удара природу и до гибели их самих.
Мы должны жить с собою в согласии, соблюдая законы жизни:
Мы в ответе за все, что сделали и за то, что хотим воплотить.
Сохранить, что у нас было лучшее, преумножить – не растерять
«Ничего не дается даром» - это нужно не забывать.
Работа в группах.
Философско-правовая точка зрения.
Нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Для него священна жизнь как таковая. Он ответственен за все, что живет. Великие гуманисты Л.Толстой, махатма Ганди, Генри Торо, Альберт Швейцер считали, что границ между человеком и другими живыми существами не существует, а Швейцер замечательно сказал, что этика – есть безграничная ответственность перед жизнью.
Сегодня жизнь на планете в серьезной опасности, потому что масса людей безотлагательно, в том числе в экологическом отношении. Важно воспитывать экологическую ответственность у каждого жителя Земли.
Существует правовая и моральная ответственность, в отличии от нравственной правовые нормы всегда выражают волю правящих групп. Исполнение таких норм обеспечивается принудительной силой государства. Если человек не может предвидеть последствия своих действий в природе, то подобное поведение можно оценивать как проявление безответственности.
Нравственная, то есть ответственное поведение в природе требует от человека не только добрых чувств, но и умения воплощать их в поступках, совершать оптимальный нравственный выбор, для этого необходимы экологические знания, анализ ситуации, умение согласовывать личные интересы с общественными. Владение знаниями должно сочетаться с совестью и моралью.
В юридических кодексах содержатся требования к поведению. Однако законы, юридические нормы не охватывают всего разнообразия экологических условий нашей планеты, а потому всегда есть лазейка для совершения безответственного действия. Вот почему воспитание экологической ответственности становится приоритетной целью всех образовательных, воспитательных систем.
Все связано со всем (рассматривается на примере выборов в органы власти).
Всё должно куда-то деваться (рассматривается на примере исчезнувших цивилизаций).
Природа «знает» лучше (рассматривается на примере народных сказок).
Ничто не даётся даром (рассматривается на примере действующего экологического эаконодательства).
2. Естественнонаучная точка зрения.
Многие племена в быту и верованиях хранили традиции предков, воспитывали детей в духе религиозного отношения к жизни. Они были убеждены, что всё окружающее нас наполнено жизнью, что растения, животные, человек перевоплощаются друг в друга. Эти люди воспринимали землю как живое существо, с которым можно разговаривать и которое всё приносит в жертву ради тех людей, которые относятся к ней, как к родной матери: зерно отдаёт нам своих дочерей, олень - детёнышей, солнце - стрелообразные лучи, море - своих дочерей в виде животворной влаги облаков.
Жизнь у славянина-земледельца пронизана идеей лада, т.е. согласия, гармонии, существующей между человеком, его трудом, верованиями, искусством и природой. Все, что окружало его вместе с землёй, водой, небом, называют одним словом - природа. Крестьяне всегда считали себя частью этой природы.
Уважаемые коллеги! Давайте рассмотрим все четыре закона Коммонера с естественнонаучной точки зрения, как славянин-земледелец или как вождь племени.
Все связано со всем.
Этот закон указывает на связь между живыми организмами и природным окружением: зерно отдаёт нам своих дочерей, олень - детёнышей, солнце - стрелообразные лучи, море - своих дочерей в виде животворной влаги облаков.
Всё должно куда-то деваться.
Ярким доказательством жизни человека является смерть. Да, смерть человека порождает его жизнь в другом проявлении.
Природа «знает» лучше.
С естественнонаучной точки зрения этот закон выражен в следующем примере: волки - санитары леса. Именно они уничтожают больных и слабых животных, тем самым сохраняя природный баланс.
Ничто не даётся даром.
Человек должен разумно использовать природные богатства: вырубил лес - должен посадить молодые саженцы, земля нуждается в удобрениях - разумно вноси их, иначе может погибнуть весь урожай. Чтобы спасти в поле посевы от выветривания, необходимо по периметру участка высаживать деревья.
3. Эколого-валеологическая точка зрения.
Коллеги, предлагаю рассмотреть законы Коммонера с точки зрения экологии и валеологии.
Закон « Всё связано со всем» станет понятнее, если обратимся к простому примеру. Для здоровья нам нужна чистая вода без хлорки и химических препаратов. Поэтому люди так ценят естественные родники. Но чтобы вода в них оставалась чистой, почва вокруг на многие метры должна быть чистой. Загрязняющие вещества попадают в водоёмы вместе с промышленными, хозяйственно-бытовыми стоками. Употребление такой воды вызывает многие заболевания, поэтому мы должны воспитывать экологическую ответственность за состояние окружающей среды.
«Всё должно куда-то деваться». Для нормального функционирования организма необходима энергия. Во время выполнения какой-либо работы мы её тратим. А чтобы восстановить утраченную энергию, мы употребляем пищу, дышим. Ведь дыхание- это обмен энергией между человеком и внешней средой.
Природа знает лучше. Приведу такой пример для понимания этого закона. Организм человека должен быть готов к деторождению в определённые сроки и на рождение здорового ребёнка влияет здоровье родителей, образ их жизни, качество продуктов питания.
Закон « Ничто не даётся даром» говорит о том, что человек - природное существо, он связан с земной природой, и он же стал основным виновником происходящих на Земле изменений: кислотные дожди, дефицит питьевой воды, загрязнение воздуха, сокращение мест обитания растений и животных. Поэтому человечество своим трудом должно вносить посильный вклад в улучшение условий здорового образа своей жизни.
Вывод: они помогут научить человека безопасно жить, оберегать своё здоровье и жизнь, понимать зависимость здоровья от состояния окружающей среды, образа жизни, вносить посильный вклад в улучшение условий жизни человека.
Подведение итогов работы групп.
Каждая группа приводит пример по законам Коммонера, что дает более полную картину их действия и является доказательством того, что эти законы и универсальны, и социальны.
Данные примеры приводятся из практики работы разных педагогов-предметников
Используемая литература:
- Л.И.Егоренков. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. – М.: Прометей. 1996;
- Л.И.Егоренков. Занимательная экология. – М.: Прометей. 1996;
- Единая система экологического образования и воспитания: Учебно-методическое пособие.- Тула: Изд-во ТО ИРО, 1996;
- Программы факультативов экологической направленности: уч.-метод. Пособие для учителей шк. и студентов пед. ун-та / сост. А.С.Агафонова, И.В.Шахкельдян – Тула, изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1999;
- курс «Экология». Юнита 1 – (С) Современный образовательный университет, 2003;
- курс «Экологическое право». Юнита 2 – (С) Современный образовательный университет, 2003;
- Бобылев С.Н., Медведеа О.Е. Экология и экономика: Региональная экологическая политика. Проект рособия. – М.: ЦЭПР, 2003;
- материалы интернета.
8