Методическая разработка для преподавателей физкультуры
Основателем учения о ноосфере является академик В. И. Вернадский, который впервые отметил, что биосфера по мере эволюции человечества постепенно переходит в ноосферу — сферу разума, когда все люди активно участвуют в общественной жизни, в политической деятельности и образовательном процессе.
Академиком Российской академии естественных наук Н. В. Масловой разработана и научно обоснована система ноосферного образования. Это оказалось своевременным и актуальным в связи с необходимостью устранения разрушительних действий человека на биосферу. В наше время существуют противоречия не только между обществом и природой, что предусматривал В. И. Вернадский, но и обострение отношений между религиями, культурами, цивилизациями.
Многочисленными исследованиями установлено, что ноосферное образование, основанное на Законах Мира, обеспечивает выход из сложившейся ситуации. Сегодня человечество переживает информационную революцию, выходит в новые информационные пространства, нарушая при этом природосообразность, а перегрузки учащихся учебной информацией приводит к ее плохому постижению и появлению хронических заболеваний.
Для решения этих задач нужны качественно новые институты образования и семьи. Ноосферное образование является самым эффективным и высокопроизводительным способом решения образовательных и воспитательных задач, причем без дополнительных финансовых затрат и в полном соответствии с государственными программами образования.
Ноосферное образование — это инновационная технология учебно-воспитательной деятельности с развитием духовных и ценностных ориентаций на базе Законов Мира. Целью ноосферного образования является активизация системного, целостного (как совокупность лево - и правополушарной) мышления, которое оздоравливает весь организм. Продуктом ноосферного образования является физически и психически здоровый человек, который на практике пользуется системным целостным мышлением в решении учебных, жизненных и производственных задач, лично и общественно творчески реализует себя.
Учителя, которые преподают по идеям ноосферного образования, используют урочную форму преподавания учебных дисциплин, применяя элементы биоадекватной здоровьесберегающей методики. Одним из основных элементов урока, основаных на идеях ноосферного образования, является релаксация — достижение с помощью специальных упражнений глубочайшего расслабления организма. В таком состоянии возможна саморегуляция тех функций, которые в обычных условиях управлению не подлежат. Следует отметить, что расслабление мышц всегда является показателем положительных эмоций, состояния покоя, радости, уравновешенности (через связь с подсознанием, с духовным миром, со своей духовной программой). Глубокое мышечное расслабление способно ослабить или даже остановить негативные эмоции и изменения во внутренних органах, которые их сопровождают.
Постоянная нехватка времени, напряженная работа, отсутствие ритмичности в деятельности, необходимость сдерживать внешние проявления эмоций создают у человека предпосылки к утрате навыков непосредственного расслабления, к появлениюстойкого гипертонуса мышц. Исследования свидетельствуют, что у учащихся и преподавателей навыки непосредственного расслабления находятся на низком уровне, вследствие чего резко проявляются переживания, тревожность, страх и другие негативные эмоции. Это мешает созданию ощущения спокойствия и удовлетворения. Упражнения по релаксации помогают самоотслеживанию, то есть упоминание событий и ощущений.
Особенностью природосоответствующей методики целостного мышления, которая лежит в основе ноосферного образования, является включение в процесс обучения нескольких «волшебных ключиков», с помощью которых достаточно легко можно достичь гармонии тела, ума и души.
Первый «ключик» — изменение ритма работы мозга. Известно, что ритмы работы мозга меняются несколько раз в день. Немецкий ученый Г. Бергер, используя аппаратуру, позволяющую зафиксировать энцефалограмму, выяснил в 1929 г., что как только человек закрывает глаза, его мозг начинает генерировать ритмы частотой 8-12 колебаний в секунду, которые Бергер назвал альфа-волнами.
Когда человек просыпается и начинает делать свои обычные дела, мозг функционирует в режиме 12-15 колебаний в секунду, а во время самой активной деятельности частота достигает 20-25 колебаний в секунду. Это ритм активного дневного сознания, именно на этом уровне человек думает и действует. Альфа-ритм соответствует нашей дневной мечтательности или ночным сновидением. С помощью специальной методики можно научиться по своему желанию снижать ритмы работы головного мозга до альфа и тета уровней и находиться на этом уровне, не засыпая, определенное время. Следует только помнить об открытии Бергера: головной мозг автоматически переходит в альфа-ритм, когда человек закрывает глаза.
Этот незначительный, на первый взгляд, элемент используется в природосообразной методике целостного мышления. За счет изменения ритмов работы мозга, он получает небольшой перерыв в активной деятельности и возможность восстановить работоспособность.
Второй «ключик» — использование в работе периферического зрения ученика. Зрение отправляет в мозг большую часть информации из окружающей среды. Это происходит благодаря сетчатке, в которой находятся светочувствительные клетки: 5-7 млн колбочек и 125 млн палочек. Колбочки воспринимают цвет, форму, размеры предметов в условиях дневного света, а палочки очень чувствительны в условиях затемненного освещения, а также отвечают за периферическое зрение. Невропатолог Н. А. Давыдовская отмечает, что периферийное зрение «работает» на внутренний мир человека и создания образов, которые формируются с помощью именно периферического зрения. Это еще один природный элемент, необходимый для «образования» человека. Пользуясь на уроке периферическим зрением, ученик учится чувствовать и понимать себя, свой внутренний мир (эмоции, чувства, настроение). Это поможет ребенку в дальнейшем развитии адекватно себя оценивать, а не только состояние и действия внешнего мира; осознать свой «Дар Божий», скорее раскрыть талант и стать счастливым.
Биоадекватная методика обучает каждого ученика и учителя пользоваться природным механизмом мышления с помощью образов. Создание образа с помощью мысли (мислеобраз) — это не отпечаток предмета в сознании и не мысль, что просто промелькнула. Это индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный образ предмета или явления. Весь опыт человека зашифрован в мислеобразах и хранится в долгосрочной памяти — подсознании, где хранится информация обо всем, что было увидено, услышано, воспринято органами чувств, начиная от момента зачатия. Подсознание хранит мислеобразы, формируя разум человека. Когда возникает необходимость, из подсознания достается информация в виде мислеобраза.
Приведенные далее материалы приведены, исходя из личного опыта и не являются обязательными для использования. Каждый учитель должен лично подкармливать свой урок, «прожить» его с начала до конца еще до дня проведения, а на самом уроке следует действовать, исходя из сложившейся ситуации, учитывая эмоциональное состояние учащихся, их готовность и настрой к работе и др. Приведенный конспект урока является уроком концентрированного обучения, во время которого привлекаются все каналы восприятия информации. В повседневной работе для прочного освоения нового материала и закрепления уже изученного необходимо использование любых трех каналов восприятия и упражнений на координацию. Главными факторами успешной работы являются: правильный подбор упражнений для подготовительной части урока; сохранение последовательности этапов восприятия учебного материала; чередование фаз активности и расслабления и работы правого и левого полушарий головного мозга; создание положительного эмоционального климата и др.
Утверждаю
Директор техникума
____________Е.Е.Бочкарева
«_____»____________2018г
План – конспект
по легкой атлетике для студентов 1 курса
Тема: Легкая атлетика
1. Повторить технику выполнения низкого старта.
2. Усовершенствовать технику выполнения прыжка в длину с места.
Цель: - способствовать развитию скоростно–силовых качеств, координации движений, ловкости;
- воспитывать дисциплинированность, умение преодолевать трудности, уверенность в ведении здорового образа жизни.
Место проведения: спортивная площадка (спортивный зал)
Время проведения: 90 минут
Материально – техническое обеспечение урока:
секундомер, свисток, магнитофон, аудио кассета с записью
мелодии для релаксации
1. Вступительная часть занятия – 8 минут.
Доброе утро! Продолжаем проводить занятия по физической культуре и рассматривать тему: «Легкая атлетика».
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим повторение техники выполнения низкого старта, а также совершенствование техники выполнения прыжка в длину с места.
Подойдите ко мне, образуйте круг, наклонитесь вперед, опустите руки вниз и стряхните с себя все то, что не есть чистота: страх, плохое настроение, разочарование, боль. Выпрямитесь. Поднимитесь на носки, поднимите руки вверх и почувствуйте, как солнечное тепло, покой, радость, здоровье, сила наполняют каждую клетку вашего тела.
Проведем подсчет ЧСС (частоты сердечных сокращений) для того, чтобы узнать как чувствует себя ваш организм перед началом физических нагрузок.
Целью сегодняшнего урока является развитие скоростно – силовых качеств, координации, ловкости. Для того, чтобы развивать эти качества, нужны прежде всего желание и настойчивость.
Перед тем, как начать подготовительную часть урока, нужно подготовиться к надлежащему выполнению физических упражнений. Для этого проведем упражнение «Африканский дождь». Мы готовы к выполнению упражнений и начинаем подготовительную часть урока.
II. Подготовительная часть – 30 минут.
1. Ходьба на носках, пятках, внешней, внутренней стороне ступни.
2. Упражнения для мышц шеи.
3. Упражнения для:
а) кистей,
б) локтевых суставов,
в) плечевых суставов.
4. Разнообразные махи ногами.
5. Наклоны туловища на каждый шаг: ноги прямые, шаги короткие.
6. Ходьба выпадами с поворотом туловища в сторону выпада.
7. Ходьба в полуприседе, руки на поясе.
8. Ходьба в полном приседе, руки за голову.
9. Прыжки на двух в полном приседе, руки за голову.
10. Бег 20 – 30 м с переходом на ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
Специальные упражнения бегуна:
1. Бег с высоким подниманием бедра.
2. Бег с захлёстыванием голени.
3. Скачкообразный бег.
4. «Ножницы».
5. «Кенгуру».
6. Бег в упоре.
7. Бег с отталкиванием ступней вверх.
8. Бег с ускорениями на отрезках 10 – 15 метров.
9. Стартовое ускорение из положения опоры одной рукой о дорожку.
10. Подсчет ЧСС.
11.Повторный подсчет ЧСС через 2 минуты (определение индивидуальной восстанавливаемости организма после интенсивных нагрузок)
III. Основная часть – 35 минут.
Различают два основных вида старта: высокий и низкий.
Низкий используют в беге на короткие дистанции. Бывает обычный, растянутый и сближенный. При обычном одна нога ставится от стартовой линии на расстоянии 1 – 1,5 ступни, а вторая – длину голени от первой.
Переходим к практическому выполнению. Старт выполняется с такими командами: «На старт!», «Внимание!», «Марш!».
Продолжим развитие скоростно – силовых качеств. Рассмотрим и будем тренировать технику выполнения прыжка с места с отталкиванием двумя ногами. (каждый преподаватель самостоятельно определяет порядок и интенсивность выполнения упражнений для развития скоростно-силовых качеств)
IV. Заключительная часть – 17 минут.
1. Построение в одну шеренгу.
2. Подсчет ЧСС.
3. Подведение итогов урока с акцентированием внимания на положительном и без концентрации внимания на ошибках.
4. Проведение релаксации с целью восстановления организма студентов после значительных физических нагрузок.
5. Предлагаю разместиться на скамейках, занять удобное положение без перекрещивания рук и ног.
Можно закрыть глаза. Голос преподавателя звучит на фоне спокойной музыки.
Расслабьте мышцы головы, лба, глаз, ушей, щек, носа, подбородка, шеи. Поток расслабления плавно движется вниз и расслабляет плечи, руки, пальцы рук до самых кончиков. На кончиках пальцев находятся волшебные задвижки через которые выходит все, что не есть чистота: страх, усталость, боль, злость. Когда нужно будет, задвижки закроются сами. Поток расслабления спускается вниз и вы чувствуете тепло и расслабление в спине, груди, животе, внутренних мышцах таза. Поток расслабления продолжает двигаться вниз по ногам до самых кончиков пальцев, выдавливая наружу через волшебные задвижки все ваши отрицательные привычки и эмоции. Когда будет нужно, задвижки закроются.
Представьте себе образ места покоя, где вы чувствуете себя полноправным хозяином и можете изменить в себе все, что пожелаете: фигуру, лицо, прическу, одежду, обувь. Почувствуйте запахи, которые есть в вашем месте покоя, прикоснитесь руками к тому, что там есть. Отыщите в своем образе места покоя воду. Подойдите к ней, почувствуйте ее силу, величие. Заходите в воду, все глубже и глубже. Почувствуйте на себе, как вода вымывает из каждой клетки вашего организма все, что не есть чистота и наполняет ваш организм здоровьем, счастьем, любовью. Выходите из воды. Поблагодарите образ воды, которая помогла вам набрать здоровье и силу. Поблагодарите образ места покоя за то, что он вас принял и помог в работе над собой.
Ощутите пальцы рук, сожмите их в кулаки и уверенной пружинящей походкой возвращайтесь в пространство места, где мы с вами проводим занятие. Я вас всех люблю и жду. Каждый в своем темпе открывает глаза.
Удалось ли вам расслабиться?
Вы смогли представить образ места покоя?
Каким оно было?
Что вы видели?
К чему прикасались?
Нашли ли вы воду в вашем месте покоя? Вам удалось зайти в воду?
Вы чувствовали мощные колебания воды?
Вам удалось отдохнуть во время релаксации?
Домашним заданием будет:
Нарисовать на листе бумаги сегодняшнее воображаемое путешествие, а также выполнять специальные беговые упражнения.
Занятие закончено! Всего хорошего!
Литература
1.Биоадекватная методика преподавания / Н. Ст. Маслова, Н. Ст. Антоненко, Н. В. Ульянова и др; отв. ред. Н. Г. Куликова. - М: Центр РАЕН «Планета Семь-Я», 2008.
2.Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. — М: Наука, 1991.
3.Маслова Н. Ст. Ноосферное образование. — М. Инст-т холодинамики, 2002.