СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы русского литературного языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучив теоретический материал, рассмотрев распространённые нарушения норм современного русского языка, учащиеся смогут выработать способ их предупреждения; воспитывая в себе способности к комментированию, обоснованию своих действий, бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип занятия: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Оборудование:   теоретический материал, учебные пособия.

Просмотр содержимого документа
«Нормы русского литературного языка»

Дата:


Занятие прикладного курса по русскому языку

в 10 классе - 1 час

Тема: Нормы русского литературного языка

Цели: изучив теоретический материал, рассмотрев распространённые нарушения норм современного русского языка, учащиеся смогут выработать способ их предупреждения; воспитывая в себе способности к комментированию, обоснованию своих действий, бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип занятия: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Оборудование: теоретический материал, учебные пособия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

Постановка цели и задач урока.

Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.


III. Работа по теме

- Что такое языковая норма?

(Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- - нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка.


  1. Составление кластера

Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

- Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

2. Тренинг

Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении.

IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – не различение паронимов.

- Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением. Например: адресант (отправитель)— адресат (получатель)

Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох) - Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)

Учитель: Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурья. Посмотрим на некоторые примеры.

Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки.

  1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).

  2. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

  3. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)

  4. Спасателя предоставили (представили) к награде.

  5. Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

V. Повторение и обобщение изученного материала.

  1. Работа с учебником: стр. 32-37

Статья «Изобразительные возможности средств письма» -

ОК в тетрадях

VI. Практическая работа: упр. 32,33.

VII. Рефлексия

Творческая работа

Задание. Напишите сочинение миниатюру «Лексические нормы: оковы или помощники?»

VIII. Домашнее задание: Пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений с паронимами. Устно объяснить их значения.