Дата:
Занятие прикладного курса по русскому языку
в 10 классе - 1 час
Тема: Нормы русского литературного языка
Цели: изучив теоретический материал, рассмотрев распространённые нарушения норм современного русского языка, учащиеся смогут выработать способ их предупреждения; воспитывая в себе способности к комментированию, обоснованию своих действий, бережного отношения к слову, любви к русскому языку.
Тип занятия: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.
Оборудование: теоретический материал, учебные пособия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности
При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?
Постановка цели и задач урока.
Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.
III. Работа по теме
- Что такое языковая норма?
(Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- - нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка.
Составление кластера
Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.
- Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)
2. Тренинг
Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».
- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?
Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении.
IV. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Продолжите фразу:
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.
Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – не различение паронимов.
- Что такое паронимы?
Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением. Например: адресант (отправитель)— адресат (получатель)
Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох) - Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)
Учитель: Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурья. Посмотрим на некоторые примеры.
Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки.
Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).
Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).
Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)
Спасателя предоставили (представили) к награде.
Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.
V. Повторение и обобщение изученного материала.
Работа с учебником: стр. 32-37
Статья «Изобразительные возможности средств письма» -
ОК в тетрадях
VI. Практическая работа: упр. 32,33.
VII. Рефлексия
Творческая работа
Задание. Напишите сочинение миниатюру «Лексические нормы: оковы или помощники?»
VIII. Домашнее задание: Пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений с паронимами. Устно объяснить их значения.