Тема урока: Нормы словоизменения глаголов. Практикум______________________
Цель урока: проанализируем основные трудности изменения глаголов. Выясним, какие глаголы называются изобилующими (избыточными), и почему?
-
Анализ языкового материала:
Рассмотрим некоторые слова:
полоскать
кудахтать
мурлыкать
плескаться
рыскать
колыхаться
брызгать
В какой форме употреблены эти глаголы? (инфинитив)
Попробуем образовать от данных слов глаголы настоящего времени:
полоскать: полощет – поласкает
кудахтать: кудахчет – кудахтает
мурлыкать: мурлычет – мурлыкает
капать: плещется - плескается
рыскать: рыщет – рыскает
колыхаться: колышется – колыхается
брызгать: брызжет - брызгает
Напомните, какое время мы образовывали? (
Что видим, после образования этого времени?
у данных глаголов есть две формы настоящего времени.
Особенности словоизменения глаголов.
Такие глаголы называются – «изобилующие»? (у всех глаголов по одной форме времен, а в данных словах есть две формы одного времени)
+Следует отметить, что вторая форма настоящего времени носит разговорный характер.
+Первая форма колонка относится с литературному языку (книжной речи).
+Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.
+Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.
Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.
Одеть КОГО_ТО
Надеть ЧТО_ТО
2.Закрепление.
Упр. 1. Подберите необходимое слово:
1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
Упр. 2. Выберите правильную глагольную форму.
1) Каждое утро ты (полощи, полоскай) рот. – А я и (полоскаю, полощу). 2) Лошадь стоит и (машет, махает) хвостом. 3) Пружина (двигает, движет) механизм. 4) В этом деле мною (двигает, движет) чувство сострадания. 5) С крыши (капает, каплет), и ночью образуются сосульки. 6) Мать (капает, каплет) валерьянку в стакан.
Двигает — перемещает, толкая или таща (двигает мебель) или приводит/приходит в движение (машина двигается). Движет — побуждает, руководит (мною движет чувство справедливости) или находится в движении (машина движется).
Слово «каплет» в разговорной речи используется в значении «протекает, пропускает влагу».
Каждое утро ты полоскай рот. – А я и полощу. 2) Лошадь стоит и машет хвостом. 3) Пружина двигает механизм. 4) В этом деле мною движет чувство сострадания. 5) С крыши каплет, и ночью образуются сосульки. 6) Мать каплет валерьянку в стакан.
упр. 3. «Корректор».
Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья.