№1 -Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок. Чтобы стать учеником, Нужно знать вам вот о чем. На уроках ты сидишь Тихо-тихо, словно мышь, Спинка прямо у тебя, Это делайте, как я. Руки мы вот так кладем И заданий дальше ждем. -Скажите мне, пожалуйста, а для чего на уроках нужно «сидеть тихо»? - А помогать мне сегодня будет Снеженика. Слайд №2 | | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
№3(по щелчку выходит буква) - Послушай сказку, мой дружок. Жил-был на свете голосок. Он утром с солнышком вставал И песни-звуки напевал. Широко откроет рот, Песню первую споет - А. Как откроет рот колечком, Встанет солнце за крылечком - О. Сдвинет губы трубочкой, Пропоет он дудочкой - У. Если вдруг ворчать начнет, Тут уж каждый запоет - Ы. Любит голосок резвиться, Любит голосок дразниться. Он тогда кричит тебе: «Ну-ка, спой мне песню - Э». -Какие звуки мы произнесли? -Что мы можете сказать об этих буквах? Учитель прикрепляет схему твердого согласного звука. - Какие же буквы живут в одном домике с данными буквами в городе «Буквоград»? Назовите звуки этих букв. - Я открываю букву , а вы хором её называйте . - Внимание на экран. №4 На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. И,и. -Какая же работа у этих букв? - Давайте проследим работу букв, которые придают мягкость и твердость согласным. №5 Всем ответить поспешу, Букву рядом напишу. Только гласный даст ответ, Как читается сосед. | Дети произносят звуки гласных букв А,О,У,Ы,Э. -Звуки гласных букв -Придают твердость согласным звукам. -Если они стоят после согласного, то согласный произноситься твердо. Дети читают слоги по заданию. Мальчики читают слоги с гласными придающими твердость,а девочки с гласными придающими мягкость. | Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; - освоение клавиатурного набора текста коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли |
-Давайте ещё раз вернемся к буквам, которым мы аплодировали. Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я. -Как вы думаете, а все ли вы сказали об этих буквах? №6 -Прочитайте тему урока. Сначала дети читают самостоятельно, потом один хорошо читающий ученик читает тему урока вслух : «Новая работа знакомых букв». - Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует) - Итак , сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами. | Предполагаемые ответы учеников: 1. Данные буквы обозначают гласные звуки. 2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных. (На доске появляется таблица №2) 3. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв , обозначающих согласный звук. Дети формулируют цель с опорой на опорные карточки. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. |
-Послушайте, какая история случилась с этими буквами.(Приложение №1) -А что вы знаете о ежах? №7 Физкультминутка №8 - Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю , а теперь назовите букву у. -Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному. -В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите , проводя исследовательскую работу в парах. Пары первого ряда сравнивают название букв а и я, пары второго ряда – е и э, третьего ряда- ё и о. Один из вас называет букву , которая служит для обозначения мягкости , а другой –для обозначения твёрдости. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие. Вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим 2 звука и обозначаем их следующим образом: Схема (Приложение №2) №9 -Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» . Вы должны читать хором слова , появляющиеся на экране. Пел-мел-сел-ел - Что обозначает слово ел? ( Действие). - Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук , а два звука [ й’ э ] - Итак , открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ….. (в словах эта буква может обозначать 2 звука). Докажем: составьте звуковую схему слова ЁЖИК. - А третий секрет мы должны раскрыть , наблюдая в каком месте слова буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука. - Работа в парах. Прочитайте слова и и разделите их на 2 группы: слова , в которых буквы е, ё. я, ю обозначают 2 звука и 1 звук. Встаньте те пары, у которых возникли разногласия. -С чем вы не согласны? - Что нужно ,чтобы определить количество звуков? ( Внимательно вслушиваться в слово, развивать фонематический слух) -Проверим на слайде. №10 -Итак, когда же буквы е,ё, я,ю обозначают в словах 2 звука? Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука в начале слова. ( Это третий секрет). Молодцы! Помогли ежу помирить сестер. | Варианты ответов детей От первых морозов до наступления весенней теплоты еж спит. Пищу отыскивает себе по ночам и полезен тем, что истребляет слизней, разных насекомых, мышей. Обитает во всей Европе. Обучающиеся высказывают свои предположения. Один ученик выполняет схему с обратной стороны доски. Затем взаимопроверка-сравнение с эталоном Работа в парах: на партах лежат разрезные слова-нужно разделить на 2 группы 1 вариант - буква, обозначающая один звук, второй вариант - буква, обозначающая 2 звука | Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
-Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я? - Вот сейчас мы это проверим. Работа в учебнике с. 94 Физкультминутка Гимнастика для глаз. | Определяют работу букв е,ё,ю,я. | Предметные: - уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Работа в учебнике с. 95 - А теперь мы будет читать слова , которые начинаются на буквы е,ё,ю,я, и познакомимся с их лексическим значением . -Читаем первую группу слов. Ехали – Ели -Ехал - Чем похожи данные слова? ( начинаются на букву е. обозначают действие предметов). - Какое из данных слов может обозначать предмет? ( Ели-деревья). -Читаем вторую группу слов. Ястреб – Якорь - Яхта - В каком слове опасное место –парная согласна на конце? (Ястреб) -Кто такой ястреб? ( Птица) -Посмотрите на эту птицу. - В каком слове букв столько же , сколько и звуков? ( В слове якорь буква я обозначает 2 звука, а буква ь не обозначает звука.) Читаем третью группу слова. Юнга – Юрта - Юла -Назовите слово, обозначающее жилище. ( Юрта). -Кто объяснит , как выглядит юрта? - Какое слово для вас ещё непонятно? (Юнга) Кто-то сможет объяснить его значение? -Читаем четвёртую группу слов. Ёлка – Ёж - Ёрш -Назовите односложные слова.( Ёж, ёрш). - Чем эти слова ещё похожи ( Начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ш] – это опасное место). - Чем отличаются данные слова ? ( Количеством букв и звуков, лексическим значением) -Вы видите данную рыбу ,и я думаю вы сможете объяснить, почему её так назвали. - С чем ассоциируется слово ёлка? | Коллективная работа | Метапредметные (УУД) коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |