Новые логопедические технологии
Во время проведения индивидуальной логопедической деятельности используется музыкотерапия. Это воздействие музыки на человека в терапевтических целях.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека с терапевтическими целями. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
замедляют пульс;
увеличивают силу сердечных сокращений;
способствуют расширению сосудов;
нормализуют артериальное давление;
стимулируют пищеварение;
улучшают аппетит;
облегчает установление контакта между людьми;
повышают тонус коры головного мозга;
улучшает обмен веществ;
стимулируют дыхание и кровообращение;
усиливают внимание.
Музыка действует избирательно, в зависимости от:
Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
Орнитотерапия – лечение пением птиц. Теперь понятно почему многие любят слушать пение птиц. Их чириканье и посвистывание кажется очень гармоничным и душевным. Они вносят гармонию и успокоение своим пением.
Соловьиное пение – переливчатое, многоколенное, с чередованием мягких и резких, громких и тихих музыкальных обертонов – взбадривает, создает настроение, призывает к работе. Хорошо лечит депрессивные состояния и неврозы, снимает головную боль. Подобным образом действуют на человека и задорные флейтовые песенки маленькой славки.
Учащенное сердцебиение, аритмию могут снять птичьи трели с равномерными ритмами: канареек, певчих дроздов, овсянок, зябликов. Звучные бодрые мелодии, выводимые щеглом и чижом, помогут при неврозах, снимут раздражительность и усталость.
Хроническая гипертония лечится спокойными песнопениями черного дрозда. В первые весенние дни запоет зарянка, песню которой легко узнать: переливчатые свисты начинаются с характерного скрипа. Замечено, что звуковые вибрации, издаваемые зарянками, снимают головные, сердечные и суставные боли, спазмы в печени, желудке, сердце, сосудах. Они полезны и тем, кто страдает от бессонницы.
В апреле над полями зазвенят жаворонки. Пение у них льющееся, с мелодичными трелями. У полевого жаворонка есть лесной собрат птица юла, в пении которой преобладают длинные нежные трели, создающие радость и покой в душе.
В мае в густых кустах по берегам рек можно услышать непрерывное мягкое стрекотание – это голос сверчка, небольшой буровато-серой подвижной птички. Ее ритмичное пение помогает при перевозбуждении нервной системы, повышенном сердцебиении, сердечно-сосудистых болезнях.
Весьма полезно общаться с птицами на природе. Но узнавать голоса птиц, выделять их из общего хора зачастую не под силу даже опытным орнитологам. Поэтому для начала обзаведись записями голосов птиц и слушать их дома. Вооружившись багажом знаний, можно попытаться вычленить из многоголосья нужный голосок. Важно научиться отключать остальной шумовой фон и создавать канал связи между определенными сочетаниями звуков и соответствующими центрами в коре головного мозга.
Мощный психотерапевтический эффект пение птиц оказывает зимой. Простой щебет – средство от зимней депрессии, светодефицита и общей угнетенности организма.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Цель индивидуальной логопедической деятельности с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
снятие фактора тревожности;
стимуляция двигательных функций;
развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
растормаживание речевой функции;
развитие чувства ритма, темпа, времени;
развитие мыслительных способностей и фантазии;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
нормализация просодической стороны речи.
Особенности использования:
громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
использовать для прослушивания те произведения, которые нравятся всем детям;
лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной).
Хромотерапия
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
Часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с
различными нарушениями психической деятельности. Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода, который предполагает учёт соотношения речевых нарушений и их взаимосвязи с другими сторонами развития психики. Нарушения звукопроизношения обуславливаются различными патогенными факторами и имеют разную степень проявления. Именно поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений.
На индивидуальных логопедических занятиях цвет используется для автоматизации произнесения звуков, что превращает его в увлекательный и творческий процесс. Дети берут в руки предметы и игрушки определённого цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации, обговаривают все действия. Нужный звук повторяется многократно, а дети получают удовольствие от работы с цветом.
Синий цвет:
Голубой цвет:
Фиолетовый цвет:
Красный цвет:
активизирует;
повышает физическую работоспособность;
вызывает ощущение теплоты;
стимулирует психические процессы.
Зелёный цвет:
успокаивает;
создаёт хорошее настроение (поэтому люди любят зелёный лес, луг, зеленовато-голубую воду);
повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.
Розовый цвет:
Жёлтый цвет:
В.М.Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость
психических процессов. Опыты показали, что благотворны близкие к тепловой части спектра цвета: красный тонизирует, розовый облегчает подавленное состояние, жёлтый, цвет радости и покоя, нейтрализует внешние негативные воздействия.
Использование символов звуков
при их постановке и автоматизации.
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Применение моделей при постановке звуков, независимо от формы
речевых нарушений, помогает ребёнку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так если звук в речи ребёнка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию произносимого звука. У ребёнка при работе с моделями создаётся правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Создание образа предполагает исследование, отсечение органов, не принимающих участие в произнесении звука и знание положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, поэтому ни артикуляционный профиль, ни фотографии и т.д., образ не формируют уже потому, что не дают возможность определить органы, не участвующие в произнесении звука.
Правильное артикулирование звука, уточнённое при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
На первом этапе исправления нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука.
При проведении коррекционной работы по исправлению нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков, особенно тщательно необходимо выявить форму нарушенного произношения. В связи с этим можно использовать схему постановки звуков.
Согласно предложенной схеме, если звук отсутствует в речи, то постановка проводится по модели, если у ребёнка искажённое произношение звука, то модель отсутствует, так как нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.
Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Ведь хорошо развитый фонематический слух является важным компонентом полноценного формирования произносительных навыков.
Несформированность фонематического слуха у детей с ФФН и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляторным параметрам. В то же время известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляторной базы звуков, причём верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому коррекционную работу при постановке звука необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха.