СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые логопедические технологии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлены новые логопедические технологии, которые можно успешно применять на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Новые логопедические технологии»

 

Новые логопедические технологии


Во время проведения индивидуальной логопедической деятельности  используется музыкотерапия. Это воздействие музыки на человека в терапевтических целях.

               Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека с терапевтическими целями. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

               Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

  • замедляют пульс;

  • увеличивают силу сердечных сокращений;

  • способствуют расширению сосудов;

  • нормализуют артериальное давление;

  • стимулируют пищеварение;

  • улучшают аппетит;

  • облегчает установление контакта между людьми;

  • повышают тонус коры головного мозга;

  • улучшает обмен веществ;

  • стимулируют дыхание и кровообращение;

  • усиливают внимание.

               Музыка действует избирательно, в зависимости от:

  • характера произведения;

  • инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет).

               Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

  • «Времена года» Чайковского;

  • «Лунная соната» Бетховена;

  • фонограмма пения птиц.

          Орнитотерапия – лечение пением птиц. Теперь понятно почему многие любят слушать пение птиц. Их чириканье и посвистывание кажется очень гармоничным и душевным. Они вносят гармонию и успокоение своим пением.

           Соловьиное пение – переливчатое, многоколенное, с чередованием мягких и резких, громких и тихих музыкальных обертонов – взбадривает, создает настроение, призывает к работе. Хорошо лечит депрессивные состояния и неврозы, снимает головную боль. Подобным образом действуют на человека и задорные флейтовые песенки маленькой славки.

            Учащенное сердцебиение, аритмию могут снять птичьи трели с равномерными ритмами: канареек, певчих дроздов, овсянок, зябликов. Звучные бодрые мелодии, выводимые щеглом и чижом, помогут при неврозах, снимут раздражительность и усталость.

             Хроническая гипертония лечится спокойными песнопениями черного дрозда. В первые весенние дни запоет зарянка, песню которой легко узнать: переливчатые свисты начинаются с характерного скрипа. Замечено, что звуковые вибрации, издаваемые зарянками, снимают головные, сердечные и суставные боли, спазмы в печени, желудке, сердце, сосудах. Они полезны и тем, кто страдает от бессонницы.

             В апреле над полями зазвенят жаворонки. Пение у них льющееся, с мелодичными трелями. У полевого жаворонка есть лесной собрат птица юла, в пении которой преобладают длинные нежные трели, создающие радость и покой в душе.

             В мае в густых кустах по берегам рек можно услышать непрерывное мягкое стрекотание – это голос сверчка, небольшой буровато-серой подвижной птички. Ее ритмичное пение помогает при перевозбуждении нервной системы, повышенном сердцебиении, сердечно-сосудистых болезнях.

             Весьма полезно общаться с птицами на природе. Но узнавать голоса птиц, выделять их из общего хора зачастую не под силу даже опытным орнитологам. Поэтому для начала обзаведись записями голосов птиц и слушать их дома. Вооружившись багажом знаний, можно попытаться вычленить из многоголосья нужный голосок. Важно научиться отключать остальной шумовой фон и создавать канал связи между определенными сочетаниями звуков и соответствующими центрами в коре головного мозга.

           Мощный психотерапевтический эффект пение птиц оказывает зимой. Простой щебет – средство от зимней депрессии, светодефицита и общей угнетенности организма.
 

               Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

               Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

               Цель индивидуальной логопедической деятельности с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

  • снятие фактора тревожности;

  • стимуляция двигательных функций;

  • развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

  • растормаживание речевой функции;

  • развитие чувства ритма, темпа, времени;

  • развитие мыслительных способностей и фантазии;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • нормализация просодической стороны речи.

Особенности использования:

  • громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

  • использовать для прослушивания те произведения, которые нравятся всем детям;

  • лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной).

Хромотерапия

          Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

          Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы,  можно воздействовать на функции:

  • вегетативной нервной системы;

  • эндокринных желез.

Часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с

различными нарушениями психической деятельности. Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода, который предполагает учёт соотношения речевых нарушений и их взаимосвязи с другими сторонами развития психики. Нарушения звукопроизношения обуславливаются различными патогенными факторами и имеют разную степень проявления. Именно поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений.

            На индивидуальных логопедических занятиях цвет используется для автоматизации произнесения звуков, что превращает его в увлекательный и творческий процесс. Дети берут в руки предметы и игрушки определённого цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации, обговаривают все действия. Нужный звук повторяется многократно, а дети получают удовольствие от работы с цветом.

Синий цвет:

  • оказывает успокаивающее воздействие;

  • расслабляет;

  • снимает спазмы;

  • уменьшает головные боли;

  • понижает аппетит;

  • стимулирует умственную деятельность.

Голубой цвет:

  • оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет:

  • угнетает психические и физиологические процессы;

  • снижает настроение.

Красный цвет:

  • активизирует;

  • повышает физическую работоспособность;

  • вызывает ощущение теплоты;

  • стимулирует психические процессы.

Зелёный цвет:

  • успокаивает;

  • создаёт хорошее настроение (поэтому люди любят зелёный лес, луг, зеленовато-голубую воду);

  • повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.

Розовый цвет:

  • тонизирующее действие;

Жёлтый цвет:

  • вызывает чувство покоя;

  • нейтрализует негативные действия.

В.М.Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость

психических процессов. Опыты показали, что благотворны близкие к тепловой части спектра цвета: красный тонизирует, розовый облегчает подавленное состояние, жёлтый, цвет радости и покоя, нейтрализует внешние негативные воздействия.

Использование символов звуков

при их постановке и автоматизации.

               Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

               Применение моделей при постановке звуков, независимо от формы

 речевых нарушений, помогает ребёнку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так если звук в речи ребёнка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию произносимого звука. У ребёнка при работе с моделями создаётся правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Создание образа предполагает исследование, отсечение органов, не принимающих участие в произнесении звука и знание положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, поэтому ни артикуляционный профиль, ни фотографии и т.д., образ не формируют уже потому,  что не дают возможность определить органы, не участвующие в произнесении звука.

                Правильное артикулирование звука, уточнённое при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и  воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

На первом этапе исправления нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука.

               При проведении коррекционной работы по исправлению нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков, особенно тщательно необходимо выявить форму нарушенного произношения. В связи с этим можно использовать схему постановки звуков.

               Согласно предложенной схеме, если звук отсутствует в речи, то постановка проводится по модели, если у ребёнка искажённое произношение звука, то модель отсутствует, так как нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.

               Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Ведь хорошо развитый фонематический слух является важным компонентом полноценного формирования произносительных навыков.              

Несформированность фонематического слуха у детей с ФФН и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляторным параметрам. В то же время известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляторной базы звуков, причём верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо  звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому коррекционную работу при постановке звука необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха.