Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 имени полного кавалера ордена Славы Н.В. Овчинникова»
Новые воспитательные технологии
в условиях ФГОС начального образования
(Выступление)
Подготовила выступление
учитель начальных классов
Межнякова В.И.
В современных условиях воспитательная работа должна стать организованным процессом, вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.
С введением ФГОС образовательный процесс в целом и воспитательный в частности приобретает новый оттенок, иной характер. Внедрение новых воспитательных технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные технологии.
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
Считаю, что использование современных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание учителя.
Главная задача внеурочной деятельности в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.
Предлагаю вашему вниманию практический опыт использования некоторых современных технологий, которые активно использую я и мои коллеги в своей работе.
Принимая первый класс, я в течение двух недель внимательно присматриваюсь к детям, знакомлюсь с ними. Одновременно начинаю определять те основные направления, по которым хочу развивать души детей в последующие четыре года. К планированию обязательно привлекаю детей и родителей. Так как воспитательный процесс не стоит на месте, с внедрением обновленных ФГОС НОО разрабатываются и используются современные воспитательные технологии, которые я использую в своей работе.
Технология сотрудничества
Личностно-ориентированная технология
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности)
Ситуативные технологии воспитания
Технология проектной деятельности
Технология сотрудничества – состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Например: учащиеся приняли участие в творческом конкурсе - «Осень, осень ты красна!». Вся работа проходила в команде, где дети представляли и защищали свои работы.
При такой деятельности дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своего класса. Такая работа эффективна, т. к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.
Личностно-ориентированная технология
Личностно-ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий воспитания являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
В условиях современной школы каждый ребёнок имеет возможность развивать свои способности в рамках кружков творческой направленности. В нашей школе действует много кружков, где дети могут самореализоваться. Наши воспитанники выбирают кружки по интересам.
Например: «Умники и умницы», «Юный исследователь», «Закон дорог уважай», «Финансовая грамотность», «Умелые ручки» и т. д.
Существует множество конкурсов различного уровня. (школьный, муниципальный, региональный, онлайн, всероссийский, международный) Наши дети принимают активное участие в них и занимают достойные места. Для достижения этих результатов используется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Технология КТД (коллективно-творческой деятельности)
Данная технология была разработана и внедрена И. П. Ивановым и его сподвижниками. Организация творческого воспитания – это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.
В любом воспитательном мероприятии выполняются необходимые этапы деятельности: целеполагание, планирование, подготовка, реализация цели, анализ и оценка действий, оценка результата.
Коллективное творческое дело – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было, то есть творчески.
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость, именно дело, а не мероприятие.
Выделяют трудовые, развлекательные, познавательные, праздничные, художественные, патриотические, спортивные, организаторские дела.
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства
Традиционными в нашей школе стали следующие КТД: трудовые (уборка классов, акции: «Подарим книге жизнь», изготовление кормушек «Забота о братьях наших меньших», «Лучший класс»); развлекательные (к 23 февраля, Осенний балл); спортивные (дни здоровья) ; познавательные (тематические недели); праздничные (ко Дню Учителя, к 8 Марта, ко Дню Матери); художественные (конкурс-выставка поделок из природного материала, Мастерская Деда Мороза, конкурс чтецов);патриотические акции (патриотическая неделя, Вахта памяти), где мои воспитанники с большим энтузиазмом принимали активное участие. Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить с пользой и радостью. С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать её результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий складывается не сразу, она результат становления коллектива.
Ситуативные технологии воспитания.
Эта групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
В этом случае специально выстраиваю технологию “ситуацию анализа очередной ссоры” :
Задаю участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего по-своему;
Даю “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
Вывожу поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
Обсуждаем тогда вместе с детьми пути разрешения случившегося.
Считаю, что такая технология позволяет создать у учащихся собственный опыт оценки поступков товарищей, мотивов их поведения, развенчать зачинщика ссор, обнажить непривлекательность его действий и вызвать желание не ссориться.
И, наконец, особо важное значение в своей воспитательной работе придаю проектной технологии. Данная технология позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят.
Начинаю вовлекать в проектную деятельность учеников уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это ролевые игры с выдуманными или литературными героями, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками в различных бытовых ситуациях, а также спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В конце 1 класса учащиеся совместно с родителями и со мной работали над проектом «Почему считают, что книга – источник знаний», где учащиеся собирали необходимый материал: пословицы, поговорки, писали мини-сочинения, проводили опрос «Что является источником знаний и пришли к выводу, что книга – это советник и источник знаний. В итоге дети создали буклет, в который вошёл весь собранный материал.
Если мы хотим, чтобы наши дети развивались, то мы должны об этом позаботиться. Нам необходимо расширять свои возможности, не останавливаться на достигнутом. Использование интернет – ресурсов, стало неотъемлемой частью моей работы и помогает в поиске интересных разработок, идей и планов для проведения кружковых и воспитательских занятий. Я постоянно нахожусь в поиске разнообразного и современного материала, который я смогу использовать в своей работе.
В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения современными воспитательными технологиями для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.