Просмотр содержимого документа
«Новый подход к образованию»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Учителям сегодня приходится задуматься над вопросом: как учить детей, чтобы они не только овладели навыками чтения, счёта, пересказа, грамотного письма, но и стали успешными в жизни. А успешными могут быть люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие принимать самостоятельные решения в новой ситуации. Чтобы принять такие решения, человеку необходимо обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения..
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель. Существует множество противоречий нового образования:
-Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами – в мире будущего.
-Образование должно быть узкоспециальным, «ибо нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти язык со специалистами других профилей при решении общей задачи.
-Обучение должно быть предметным, так как оно копирует, повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает цельности восприятия мира.
-Чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между сильными и слабыми учениками.
-Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым (или вообще бесплатным), чтобы быть доступным.
-Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной.
-Образование – это всегда вложение в будущее. Жить хорошо хочется сейчас, сегодня. А вложение в будущее требует ограничений в настоящем.
Главный вопрос для нас сегодня, как спроектировать урок с позиции формирования у обучающихся универсальных учебных действий. С чего начать преобразования своей деятельности? Мне кажется с перехода на системно-деятельностный подход в обучении. Принцип СДП можно выразить словами китайской мудрости «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Суть его заключается в том, что формирование личности ученика осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».