Коучинг «Основные идеи новых подходов в образовании»
Коучинг: возможности для образования
Что такое коучинг?
- «Коучинг» -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться
(Тимоти Голви).
- «Коучинг» — возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
- «Коучинг» — возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
- «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.
Коучинг
Коучинг / Сoaching (досл. - подготавливать, тренировать) – креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, партнер совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, переходя на более глубокий
уровень их понимания и принятия решений
Коучинг концентрируется на раскрытии
профессиональных возможностей в конкретном тематическом контексте
Коучинг: возможности для образования
В чем отличие коучинга от других методов?
пример с лыжами
Психотерапевт выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег
Тренер
покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышат ь
Консультант
расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж.
Коуч встанет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда Вы хотите доехать и каким образом. А в процессе вашего движения в пункт назначения будет вас поддерживать.
Ключевые направления новых подходов в образование
- Диалогическое обучение
- Лидерство
- Критическое мышление
- Работа с одарёнными
- Инклюзивное образование
- Применение ИКТ
- Оценивание формативное и суммативное
1.Диалогическое обучение
Стадия урока
Цели вопросов
Введение
Установить контакт;
Презентация нового материала
Применение
Выявить, что знает класс;
Вызвать интерес и усилить внимательность;
Заключение
Обратить внимание и разъяснить;
Способствовать рассуждению и логическому мышлению;
Повторить прошлую работу;
Выявить, насколько хорошо ученики поняли смысл происходящего.
Обозначить проблемы относящиеся к теме урока.
Научить делать умозаключения на основе наблюдений;
Повторить основные моменты урока;
Разъяснить сложные моменты, недопонимание и помочь отдельным ученикам.
Оценить результаты урока и определить уровень понимания и усвоения темы учениками;
Выявить проблемы, которые могут возникнуть в будущем и соответствующие вопросы.
Работа в группах:
- Какие проблемы возникают у учителя при организации диалога?
- Как нужно организовать диалогическую деятельность, чтобы получилось диалогическое общение?
(5 ключевых проблем)
(5 ключевых советов)
Учителя…
- задают слишком много вопросов за один раз;
- задают вопрос и сами на него отвечают;
- не дают ученикам времени подумать;
- задают вопрос только мальчикам/девочкам или отдельным ученикам;
- задают вопросы непоследовательно: например, задают сложные вопросы слишком рано, до того, как ученики получили информацию, на основе которой могли бы ответить;
- задают вопросы, не относящиеся к теме;
- задают вопросы одного и того же типа, например, вопросы, нацеленные на уже полученные знания, которые нуждаются лишь в напоминании;
- не используют наводящие вопросы для стимуляции мышления;
- задают вопросы в угрожающей манере, игнорируют ответы/ не берут во внимание ответы;
Постановка вопросов включает в себя следующее:
- предоставить ученикам достаточно времени для обдумывания своих идей;
- задавать вопросы, которые стимулируют содержательные и аргументированные ответы;
- позволить ученикам влиять на ход диалога своими ответами;
- удостовериться, что ученики понимают цель обсуждения;
- быть готовым к неожиданным идеям;
- постановка аутентичных вопросов, которые сформулированы с учетом того, что непосредственно им предшествовало («свобода от развития по сценарию»);
- формулировать вопросы с учетом предшествующих ответов учеников;
ДИАЛОГ
Организация диалога в классе
1 чел. «Горячий стул»
2 чел. Обсуж- дение с партнёром
Работа в группе
Работа группы зависит от цели задания
Ресурсная группа состоит из учеников, сидящих вместе для совместного использования ресурсов, но работающих для достижения индивидуальных целей.
Группа сотрудничества состоит из учеников, работающих с отдельными, но связанными друг с другом заданиями, чтобы достичь единой цели. Коллаборативная группа состоит из учеников, работающих над общим заданием для достижения общей цели.
А. Плюсы и минусы групповой работы
Б. Разработайте правила работы в группе
Качества лидера
2. ЛИДЕРСТВО
Какими главными качествами должен обладать лидер?
Чем отличается лидерство от управления?
Существует определенный набор принципов, которым должен следовать педагог с позиции гуманистического подхода (В.П. Бедерханова):
1. С самого начала и на всем протяжении педагог демонстрирует детям свое полное к ним доверие .
2. Он помогает детям в формировании и уточнении целей и задач , стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности.
3. Он исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация.
4. Он выступает для детей как источник разнообразного опыта , к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка .
6. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7. Он старается быть активным участником группового взаимодействия.
8. Он открыто выражает в группе свои чувства .
9. Он стремится к достижению эмпатии , позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
10. Для содействия формирования лидерской позиции он сам демонстрирует лидерское поведение : разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий, и др.
Руководители: Лидеры:
- Получают свою должность
- Поддерживают статус-кво
- Стремятся к предсказуемости Реализуют цели
- Организуют дела
- Действуют в рамках принятых в организации правил,
- Мотивируют персонал
- Избегают рисков
- Разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки
- Организуют персонал
- Заинтересованы в производительности
- Берут на себя руководство
- Бросают вызов статус-кво
- Стремятся к переменам
- Формируют Видение
- Создают события
- Действуют за пределами принятых правил
- Вдохновляют людей
- Идут на риск
- Разрабатывают концепции и стратегии
- Сплачивают единомышленников
- Заинтересованы в эффективности
Социально-психологический климат
качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
По результатам исследований, проводимых в течение 10 последних лет, только в 4% школьных классов климат может быть назван безусловно благоприятным;
в 22% случаях - умеренно благоприятный.
58% обследованных групп - классы с противоречивым, неустойчивым климатом;
в 16% школьных классов - неблагоприятный климат;
ВИДЫ БЕСЕДЫ
Исследовательская беседа , в которой:
1) Каждый предлагает корректную информацию.
2) Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию.
3) Участники задают друг другу вопросы.
4) Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование является основой беседы.
5) Участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).
Беседа-дебаты , в которой:
1) Существует принципиальное расхож-дение во мнениях и каждый приходит к своему решению.
2) Предпринимается небольшое число попыток
к объединению ресурсов.
3) Общение часто происходит по типу «Да, это так!» – «Нет, не так!».
4) Атмосфера скорее конку-рентная, нежели ориенти-рованная на сотрудничество.
Кумулятивная беседа , в которой:
1) Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники.
2) Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других.
3) Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются
Вопросы по таксономии Блума
Вопрос — это способ вовлечения в разговор, инструмент активного и целеустремленного получения информации
Кто задает вопросы, тот управляет беседой.
Важно не прекращать задавать вопросы. Любопытство имеет свою причину для существования. Никогда не теряйте святой любознательности.
Альберт Эйнштейн
Задание в группах: изучить таксономию Блума и составить 6 типов вопросов к рисунку
Таксономия Б. Блума
Мышление высокого уровня
Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Мышление низкого уровня
Понимание
Знание
Определите тип вопросов по Блуму.
- Кто является главным героем сказки?
- Где происходит действие?
- Какой представлена лиса в данной сказке?
- Каким представлен петух в данной сказке?
- Дайте совет лисе как правильно строить дом.
- Что бы случилось с зайчиком, если бы петух ему не помог?
- На месте какого героя сказки Вы бы хотели оказаться? Почему?
- Какие другие решения проблемы Вы можете предложить?
- Напишите эссе на тему: «Что хуже: быть глупым или быть жестоким?»
- Придумайте критерии для оценки каждого героя сказки и оцените их. Обоснуйте свои выводы.
- Как соотносится мысль Сенеки «Золото проверяют огнем, женщин – золотом, а мужчину - женщиной» с моралью сказки?
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной в результате наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений, коммуникации, что может в дальнейшем послужить руководством к действиям или формированию убеждения.
4. Одарённые дети
«Чтобы понять стиль обучения своего ребенка,
наблюдайте за его играми. Какие игрушки он
предпочитает? Вы, скорее всего, заметите, что они все имеют нечто общее. Возможно, его привлекает яркость их красок и неповторимость формы и текстуры, или производимые игрушками звуки. Затем понаблюдайте, как он играет? Больше любит рассматривать игрушки или ему нужно трогать и держать их в руках? Может, ему не столько важны игрушки, сколько возможность двигаться, крутиться, кувыркаться? Наблюдайте за своим ребенком и тогда, когда вы читаете ему. Что ему более интересно – рассматривать иллюстрации? Или вслушиваться в музыку и ритм слов? Может быть, трогать предметы, изображенные на картинках? А может этот непоседа просто соскакивает с ваших колен и начинает «проигрывать» все то, о чем вы ему читаете?
??? - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности, носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.
??? - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
??? - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
??? - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
З АДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.
СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
- Все одарённые учатся легко и быстро ! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).
* Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике, как иногда сообщается) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.
- Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). Занятый своими делами (индивидуалист). Быстро, «на лету» схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиняться большинству
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, «на лету» схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю.
24
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей
- Неровно успевающий.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Странный в поведении, непонятный.
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Иногда тугодум, не может понять очевидного.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая
одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.
24
Проблемы обучения одарённых учащихся
Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).
Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988).
В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).
Логико-математический
Способность выделять структуру, дедуктивно мыслить, логически рассуждать. Данный тип интеллекта чаще всего связан с научным и математическим мышлением.
Языковой
Совершенное владение языком. Данный вид интеллекта подразумевает способность использования языка для риторического или поэтического самовыражения. Он также позволяет использовать язык как средство запоминания информации.
Пространственный
Способность использовать и создавать мысленные образы при решении задач. Данный тип интеллекта не ограничивается визуальной сферой.
Музыкальный
Способность распознавать и сочинять музыкальные тона, звуки и ритмы.
Телесно-кинестетический
Способность использовать возможности сознания для координации собственного тела. Существование данного типа интеллекта ставит под сомнение расхожее мнение о том, что умственная и физическая деятельность не связаны между собой (ERIC, 1996, стр. 2).
Межличностный
Ведущая способность замечать различия между людьми; в особенности, контрасты в настроении, темпераментах, мотивации и умыслах (Gardner, 1993, стр. 42).
Внутриличностный
Обращенность к собственному внутреннему миру, эмоциям, способность распознавать эти эмоции и, в конечном счете, называть их и использовать как средство понимания и контроля над своим поведением (стр. 44).
Естественнонаучный
Способность к классификации растений и животных. Эти навыки наблюдения, коллекционирования и классификации могут применяться и в "человеческом" окружении (Campbell, 2003, стр. 84).
Множествен-ные интеллекты
Логико-математический
Разберите сложные механизмы на более простые
Языковой
Напишите работу или произнесите речь о важности механизмов
Пространственный
Сделайте презентацию о различных способах использования простейших механизмов
Музыкальный
Сочините песню о простейших механизмах с использованием ключевых слов
Телесно-кинестетический
Используйте привычные предметы для создания простейших механизмов
Межличностный
Работайте в группе над созданием видео для дошкольников о простейших механизмах
Внутриличностный
Ведите дневник о том, как вы продвигаетесь в изучении простейших механизмов
Естественнонаучный
Найдите примеры простейших механизмов в природе, например, клюв птицы как рычаг.
Множествен-ные интеллекты
Логико-математический
(сказка «Пых»)
Языковой
Пространственный
Музыкальный
Телесно-кинестетический
Межличностный
Внутриличностный
Естественнонаучный
Виды оценивания достижений учащихся
Критериальное оценивание
Суммативное оценивание
Формативное оценивание
Осуществляется по завершении разделов, классов, уровней образования. Является показателем уровня подготовленности учащегося за определенный период
Осуществляется в процессе повседневной работы в классе. Является показателем текущей успеваемости. Обеспечивает обратную связь между учеником и учителем.
Проводится по отдельным критериям с целью создания успешности
Проводится по всем критериям с целью оценки достижения ожидаемых результатов
Критерии оценивания- показатели достижения цели или ожидаемого результата образования
5. Формативное оценивание