СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые приёмы работы в современной педагогике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые приёмы работы в современной педагогике.

Рекомендации учителям - как разнообразить процесс обучения на уроке.

Прием "Бег ассоциаций" относится к активным методам обучения.

Просмотр содержимого документа
«Новые приёмы работы в современной педагогике.»

Новые приёмы работы в современной педагогике.

Прием "Бег ассоциаций" относится к активным методам обучения. Он позволяет систематизировать полученные знания путем сравнения нового с уже имеющимся опытом. Прием задействует подсознание, чувственную сферу восприятия, а потому способствует более прочному усвоению нового знания, оживляет познавательную деятельность и, в итоге, работает на развитие мотивации к обучению.

Этот прием может использоваться на разных этапах урока. Например, при построении проблемного урока "Бег ассоциаций" может помочь в постановке проблемы. На других уроках метод можно использовать на этапе осмысления нового материала, закрепления. Особенно действенен прием для уроков развития речи, или при использовании для закрепления какой-то языковой формы.

Как работать с приемом "Бег ассоциаций"

1. Класс делится на пары.

2. Задается главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2-3 слова, которые ассоциируются у него с названием темы.

Например, при изучении повести Л. Толстого "Детство". Первый ученик называет слова, связанные в его представлении с темой детства: радость, игра, праздник. Задача второго ученика — связать эти ассоциации с содержанием произведения. Если ли в повести описания этих чувств?

На уроке математики, к примеру, прием "Бег ассоциаций" можно использовать при постановке проблемы на уроке. Тема: "Круг". Детям демонстрируются предметы круглой формы: солнце, яблоко, хоровод, блин. Задача учащихся — дополнить ряд предметов по ассоциации с общей формой: кольцо, колесо. Теперь важно связать возникшие ассоциации с чувствами: какие эмоции вызывает движение, например, колеса, кружение в хороводе. Варианты ответов могут быть и такими: свобода, нет препятствий, легкость движения, головокружение.

Несколько по-другому можно построить работу на уроках развития речи. Класс делится на пары. Первый ученик называет два слова, которые никак не связаны между собой. Например, кот и автомобиль. Задача другого ученика: составить предложение, где эти два слова будут связаны: Черный кот сидел на капоте автомобиля.

По такому же принципу можно работать и на уроках иностранного языка, предлагая ученикам связать новые лексические единицы с уже известными, выстраивая ассоциативные ряды и находя связь между ними.

Методический прием "Брошенный камень" нашел применение в технологии развития письменной и устной речи через словесное творчество. Прием позволяет развивать творческое мышление, фантазию детей, учит находить логическую взаимосвязь между предметами, явлениями, событиями. В то же время, прием обогащает речь, вызывая в памяти образы, сравнения и художественные обороты. Чаще всего технологию "Брошенный камень" используют при подготовке к написанию сочинения.

Описание приема, алгоритм работы

Технологию "Брошенного камня" предложил известный сказочник и журналист Дж. Родари. Этот прием позволяет "набрать лексические единицы" для сочинения, статьи, рассказа.

Суть приема в следующем: дается одно слово по теме. Задача ученика: назвать как можно больше предметов, явлений, эпитетов, связанных с этим словом — те, которые всплывают как ассоциации.

Получается, что заданное слово — вроде камня, брошенного в воду, а расходящиеся круги — это и есть те слова и ассоциации, которые всплывают в памяти. В этом отношении прием очень похож на прием свободных ассоциаций, так как предполагает свободный "поток сознания".

Далее следует этап анализа: каждое слово нужно соотнести с темой урока и оставить только те, которые понадобятся при составлении рассказа, написании сочинения.

Как использовать прием "Брошенный камень" на уроках

Например, на уроке русского языка предстоит написать сочинение на тему "Весна". Ученикам дается слово: "весна". Они должны вспомнить все, что они помнят о весне. Примерные варианты: тепло, аромат, цветы, желтые мимозы, мама, праздник, капель. Записываются все слова — без комментариев и размышлений. Только потом начинается отбор — о чем именно будет написано в сочинении.

Другой вариант: можно расположить слово по вертикали и на каждую букву слова придумывать новые слова: В — веселье, восторг, верба; Е — еда, еж, ель; С — солнце, свет, сирень, собака и т.д. И пусть на первый взгляд, вроде ничего не связывает собаку и весну. Зато кого-то может озарить идея: написать про случай с собакой, который случился весной.

Прием "Брошенный камень" чаще используют на уроках в начальной школе. Хотя его можно и нужно применять и в старших классах, чтобы не приучать детей мыслить и не выражаться в письменной речи штампами.



"Коллекционер" — методический прием интерактивного обучения, который используется на этапе предварительной подготовки к изучению новой темы. Прием может использоваться на уроках по любому предмету. Главное значение приема — возможность установления межпредметных и метапредметных связей, демонстрация практического использования нового знания, возможность показать, насколько тесно связаны обычные привычные вещи и новое знание, которое предстоит проработать во время урока.

Описание приема "Коллекционер"

Этап №1. Собирание коллекции

На этапе подготовки к уроку ученикам дается задание: собрать как можно больше предметов, связанных с будущей темой урока. Например, для урока географии при подготовке к изучению темы "Международные связи России" можно предложить собирать импортные этикетки и лейблы товаров. Все этикетки вклеиваются в альбом, на контурной карте обозначаются страны, откуда в Россию попал данный товар.

Для урока литературы, к примеру, можно предложить собрать коллекцию портретов писателя или изображения героев литературного произведения. Для урока биологии — коллекцию листьев разных деревьев, коллекцию перьев птиц, камней, водорослей и пр.

Этап №2. Оформление альбома для коллекции

Все предметы коллекции вклеиваются в альбом с обязательным описанием. Описание можно заранее ограничить шаблоном.

Например, ученики собирают предметы или изображения, которые демонстрируют использование нефти в жизни (для урока химии). В альбоме это можно оформить в следующей форме:

1.Название продукта:

2.Химическая формула:

3.Где используется:

4.Значимость для жизни человека:

5.Недостатки (вред для природы):

Этап №3. Работа с коллекцией на уроке

Логичнее всего использовать прием для уроков обобщения и закрепления материала. Сам урок можно выстроить в форме брей-ринга, аукциона, деловой игры и пр. Класс можно разделить на группы и попросить каждую подготовить свою презентацию части коллекции.

Дополнительный плюс использования этого приема: у учителя остается объемный и подробный справочник по теме, который можно использовать и на уроках в других классах.

Прием "Интеллектуальный ринг" был описан в концепции техники репродукции знаний. Это один из способов опроса учеников, который не просто показывает уровень усвоенности материала, но и способность ученика мыслить ассоциативно, творчески, уметь находить логические связи, проводить "мостик" от давно известного к новому материалу, только что изученному.

Интеллектуальный ринг можно проводить на любом уроке — на этапе актуализации знаний при подготовке к восприятию новой темы, на этапе закрепления материала, на уроках обобщения и структуризации знаний.

Интеллектуальный ринг:

правила приема и примеры использования

Суть приема "Интеллектуальный ринг" проста: ученик представляется в роли боксера, которому нужно выдержать определенное количество ударов. В роли "ударов" — вопросы по теме. То есть, ученику задается определенное количество вопросов (обычно 5), на которые он должен ответить быстро. На раздумывание дается не более трех секунд. Опрос ведется в быстром темпе.

Важно! Естественно, вопросы нужно подбирать конкретные, предполагающие краткий точный ответ. Таким образом, например, легко быстро проверить знание дат, понятий, основных терминов или положений. Можно также предлагать не собственно вопросы, а попросить закончить начатое предложение.

В то же время рекомендуется составлять вопросы в шутливой форме, с юмором. Такие вопросы тоже будут репродуктивные, но уже позволят проверить не только механическую память учеников, но и степень осмысления, понимания темы.

Вопросы можно формулировать в виде загадок, омонимов, анаграмм, шарад. На уроках математики вместо вопросов можно предложить примеры устного счета, шуточные задачки, на уроках физики, химии — попросить исправить неправильные формулы, назвать авторов того или иного закона и пр.

Драмогерменевтику можно рассматривать даже не как прием, а целое направление в педагогике. Речь идет о синтезе театрального, педагогического и герменевтического таланта педагога, когда его объяснение прочувствовано и тесно переплетается с жизненным опытом и личностным восприятием темы. Если расшифровать сам термин — то в переводе с греческого drama — "действие" и hermeneutikos — "толкование, разъяснение". То есть, получается, что драмогерменевтика — это "толкование через действие".

Если же рассматривать в прикладном аспекте, то прием драмогерменевтики лучше всего использовать при обучении учеников новым терминам, словам, понятиям.

Как работать с приемом драмогерменевтика на уроке: пример из практики

Полного обоснования и описания технологии пока нет. В методике есть лишь некоторые наработки из опыта учителей, которые еще ждут обобщения. Но в целом алгоритм работы предлагается следующий:

Этап №1. Блуждание по тексту

Вариантов работы на данном этапе много, главное — попросить учеников не увлекаться идеей, композицией текста, его членением на абзацы, анализа. Нужно буквальное понимание самого сюжета, фабулы.

Если речь идет о прозаическом тексте, можно попросить пересказать сюжет своими словами. Если текст поэтический — то можно, к примеру, попросить набросать рисунок, отражающий сюжет. Если ученики не умеют или бояться рисовать — то составить схему расположения главных героев.

Приведем пример использования драмогерменевтики на уроке литературы.

Так, при изучении стихотворения А. Пушкина "Узник", дети на этапе "блуждания по тексту" схематично изображали героев. Вариантов на практике получилась масса:

Тюремный двор, зарешеченное окно, голова узника в окне и улетающий орел;

Стены камеры, орел за окном, прикованный к стене и клюющий мясо, узник, смотрящий вдаль;

Два орла — один в клетке, другой — на свободе. И т.д.

Этап №2. Выявление странностей и многовариативности видения

После того, как каждый ученик представил свое видение текста, детей можно объединить в группы по общности представлений. И предложить каждой группе отстоять свое мнение, обосновать — почему именно так расположены герои, почему орел внутри камеры/снаружи, прикован орел или свободен?

Каждое обоснование желательно подкреплять примерами из жизни, из прочитанного, из усвоенного на других уроках, увиденного по телевизору и пр.

Так, например, ученики на этом уроке вспомнили о том, что рассказывали им на уроках истории об охотничьих птицах — что их не держат на улице, а взаперти. То есть, ученики протянули смысловую цепочку от обычаев соколиной охоты до стихотворения Пушкина.

По той же схеме идет обсуждение каждого слова, предложения стихотворения. Например, в тексте есть строка: "Сижу за решеткой": Как сидит? На полу? На скамье? На нарах? О ком вообще речь? Кто этот узник? К кому он обращается? Кому рассказывает эту историю?

Следующая строка: "Вскормленный в неволе" — что это значит? Варианты: откормленный, сытый, сам возвращается к хозяину. Почем же тогда орел призывает убежать?

Далее — "кровавую пищу клюет и бросает". Вопросы: кто клюет? Узник или орел? Почему бросает, а не ест? Почему при этом смотрит в окно?

Таким образом, на данном этапе ученики учатся видеть нелепости, странности предъявляемой картины, образов. Учатся отсекать свои фантазии, видеть позицию автора, приходят к пониманию текста через прочувствование каждого слова.

Этап №3. Смена мизансцен

На данном этапе ученики приходят к собственному восприятию всего текста. Можно, например, предложить прочитать текст, обыграть его как в театре, сыграть сценку, изобразить в театре теней.

Возвращаясь к примеру со стихотворением Пушкина, на этом этапе было предложено прочитать стихотворение, представив себя в роли узника.

Ученики пытались прочитать по-разному: с пафосом, обыденно, прозаично, громко крича, с приблатненными интонациями, отрешенно. Кто-то предложил версию, что узник жаждет мести, другие настаивали на том, что узник уже смирился и вообще, свобода для него — это суицид, о чем он и задумывается.

Потом следовало обсуждение: в чем плюсы и минусы такого прочтения. Опять же, нет правильного или неправильного решения. Важно лишь, что каждый ученик открыл это произведение для себя с новой стороны, прочувствовал его, пропустил через призму своего видения. Потому и получилось такое разночтение на интонационном уровне.

Это лишь один из вариантов использования приема драмогерменевтики на уроке. Но каждый учитель может адаптировать прием для своего урока, основываясь на своем видении темы и предлагая свои варианты драматизации текста.

Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна", стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Как работать с приемом "Кольца Венна"

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

Например, на уроке математики можно сравнить понятия разных геометрических фигур — квадрата, ромба, трапеции. На уроке литературы — героев произведения. Например, составить диаграмму Венна, сравнивая членов семьи Ростовых в романе "Война и мир". На уроке обществознания по теме "Мыслители эпохи Просвещения" можно сравнить идеи разных мыслителей, вычленяя общие идеи и уникальные для каждого.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

Методический прием "Цветные поля" относится к приемам интерактивного обучения и предназначен для развития навыков самопроверки и самостоятельной работы с написанным текстом. Чаще всего он используется на уроках русского языка и литературы. Хотя вполне приемлем и для других предметов, которые предполагают письменные работы.

Одно из важнейших преимуществ приема "Цветные поля" заключается в том, что он помогает созданию психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик не боится проверки, так как сам определяет степень ее строгости, и учиться определять и степень своей подготовленности.

Алгоритм работы с приемом

1. Ученик пишет письменную работу (сочинение, изложение, диктант, контрольную, работу над ошибками, самостоятельную, лабораторную и т.д.).

2. На полях делаются пометки разным цветом. При этом цветовые пометки — это обращение к учителю:

Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";

Зеленый — "отметьте все ошибки, я сам исправлю";

Синий — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю";

Черный — "не относитесь серьезно к работе, я делал ее в спешке".

Значения цветов и их количество может варьироваться в зависимости от задания, от сложности темы, от целей урока. Например, при обучении написанию сочинения ученик может попросить о проверке одного из компонентов: структуры и логичности сочинения, соответствия плану, наличия грамматических ошибок, наличия стилистических ошибок, и т.д.

Совет: значения каждого цвета предварительно обговариваются и желательно написать эти значения на доске или на отдельном плакате, чтобы образец всегда был перед глазами.



Прием "Отсроченная отгадка" был предложен А. Гином и в ряде методических разработок получил свое прочтение. По сути, этот прием — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения "отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Суть приема и примеры его использования на уроках

Итак, прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно.

Примеры использования отсроченной отгадки

Предмет: история

Тема: Реформы Петра I

Вопрос: В начале XVIII в. не все, даже самые образованные, люди умели различать "право" и "лево", зато с легкостью могли отличить сено от соломы. Вот царь Петр и придумал привязывать к одной ноге солдата сено, а к другой — солому. Вскоре все солдаты русской армии шагали в ногу и запросто выполняли команды, звучащие на плацу.

А еще Петр увлекался стоматологией и рвал зубы всем желающим, завез в Россию картофель и тюльпаны и выдавал медали….за пьянство.

В ходе обсуждения ученики приходят у мысли, что на уроке будут рассматриваться и другие реформы и свершения этого царя.

Предмет: окружающий мир

Тема: Время: год, неделя, сутки

Необычный факт: Ваш возраст это просто количество раз, которые вы пролетели вокруг Солнца.

Предмет: физика

Тема: Резонанс

Учитель демонстрирует серию фото, на которых изображены разрушенные или качающиеся мосты.

Предмет: география

Тема: Река и ее части.

Загадка:

Союз, число потом предлог —

Вот и вся шарада.

А чтоб ответ найти ты смог,

О реках вспомнить надо.

Это лишь некоторые примеры использования приема. А если к теме урока слишком сложно подобрать удивительный факт или что-то необычное, можно воспользоваться приемом "Фантастическая добавка".

Предмет: информатика

Тема: Оптическое распознавание текста (и сканирование текста)

Загадка: видео 1 или видео 2

Видео показывается в начале урока, учитель задает вопросы о том, происходит на видео, постепенно ученики приходят к теме "распознавание текста".