Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе
Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе семена добра и сострадания? Психологи отмечают, что младшие школьники способны как губка впитывать все новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Нам, учителям, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести свое место в социуме.
Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе: доброта и милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность.
Наше подрастающее поколение, к сожалению, утрачивает ряд нравственных качеств. Нравственное формирование личности младшего школьника предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, активное отношение к действительности, уважение к людям.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Необходимые условия нравственного воспитания таковы:
направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;
включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;
создание ситуации самостоятельного нравственного выбора;
развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.
От младших школьников требуется:
знать гимн, гордиться своей Родиной;
уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;
любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;
дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверить и которого никогда не подведешь;
трудиться с пользой для себя и людей дома, в школе, на уроках труда;
бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;
беречь общественное добро и родную природу;
помогать старшим, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;
творчески относиться к самостоятельной работе на уроке, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.
В младшем школьном возрасте у детей закрепляются привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о нравственных нормах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей.
Какие же основные методы нравственного воспитания может использовать учитель в своей работе?
Наглядный метод: экскурсии; наблюдения; просмотр видеофильмов; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов.
Виды экскурсий:
Экскурсии в природу: парки, зооцентры. Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. Наблюдая за природой, ребята в дальнейшем с удовольствием принимают участие в школьных акциях «Кормушка», «Помощь бездомным животным» и др.
Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Это экскурсии в музеи, на различные предприятия города.
Экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.
Словесный метод: чтение и разбор литературных произведений; этические беседы с учащимися; диспуты; проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Очень важно, чтобы в начальных классах с детьми проводились беседы о морали - этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: «Друга ищи, а нашел - береги», «Говорить легко - делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.
Практический метод используется, когда необходима
организация продуктивной деятельности (выставки, конкурсы, концерты);
проведение тематических классных часов;
организация работы по созданию исследовательских работ учащихся;
проведение экскурсий различной направленности;
организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников.
Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между детьми определенных отношений. Задача учителя - внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение компьютерным, что лишает воспитателя возможности в полной мере использовать это действенное средство нравственного воспитания.
Развитию нравственных взаимоотношений в классном коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать занятие по душе.
Занятия клубного типа - интересная форма внеклассной работы, позволяющая учителю успешно решать задачи нравственного воспитания школьников. Дети принимают активное участие в конкурсах, праздниках, конференциях.
Важнейшую роль в нравственном воспитании детей оказывают родители. Учителю нужно стараться превратить родителей в единомышленников. Совместные праздники, экскурсии - всё это способствует формированию нравственных качеств детей.
Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов нужно подбирать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.
Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, участия школьников в общественной жизни и отношениях.