СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное развитие младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

       Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

       Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

       В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

      В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

        Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

        В марте месяце на базе МБОУ «СОШ» №3 прошёл районный   семинар учителей начальной школы  по теме «Нравственное развитие младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности».

       Цели и задачи: обобщить и представить опыт работы учителей начальных классов по созданию условий в урочной и внеурочной деятельности для нравственного развития младших школьников.          Учителями школы были представлены открытые уроки и внеклассные мероприя-тия:

                Урок литературного чтения в 1 а классе.

Тема: «Настоящие друзья детства. В.Драгунский «Друг детства».

Учитель – Огнева Н.А.

                  Урок внеклассного чтения в 1 б классе. 

по произведению Н.Сладкова «Клёст и дятел».

Учитель – Шевченко В.А.

                  Урок окружающего мира во 2 а классе.

Тема: «Путешествие тучки по Европе».

Учитель – Исакова Н.Б.

                    Урок русского языка в 3 а классе.

Тема: «Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе»

 Учитель – Некрасова О.А.

                  Занятие театрального кружка во 2 б классе.

«Путь к добру».

Учитель – Зиновьева М.В.

                      Внеклассное мероприятие в 3 б классе. 

«День Земли».

Учитель – Ковальчук Г.Н.

                     Внеклассное мероприятие в 4 а классе.

«Вечер легенд».

 Учитель – Лопушкова С.А.                   

 

 

Основная часть.

   Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

Рассмотрим «Портрет выпускника начальной школы»:

  • Любознательный, интересующийся,    активно познающий мир.
  • Владеющий основами умения учиться.
  • Любящий родной край и свою страну.
  • Уважающий и принимающий ценности     семьи и общества.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать  за свои поступки перед семьей и школой.
  • Доброжелательный, умеющий слушать    и слышать партнера,    умеющий высказать свое мнение.
  • Выполняющий правила здорового и    безопасного образа жизни для себя и окружающих.

           Обеспечение нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. В современной педагогической  литературе нравственное воспитание рассматривается как процеес, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений.

          В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит нравственный идеал-это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации. Одним из результатов обучения и воспитания  является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

            Рассмотрим эти ценности:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.  Основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.

Ценность труда и творчества- осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду, творчеству. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустрем-лённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

            Переведём  все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее.

  • Добрый, не причиняющий зла живому
  • Честный и справедливый
  • Любящий и заботливый
  • Трудолюбивый и настойчивый
  • Творящий и оберегающий красоту мира
  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
  • Смелый и решительный
  • Свободолюбивый и ответственный
  • Самостоятельный и законопослушный
  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
  • Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России)
  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него) 

                Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый  результат, к которому, однако, надо стремиться.         

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.

          На уроке  литературного чтения в 1 а классе по теме «Настоящие друзья детства. В.Драгунский «Друг детства»(учитель – Огнева Н.А.) основная ценность, которая присутствовала на протяжении всего урока- это ценность добра. Рассказ учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр в отношении к людям. На уроке ребята задумались над прочитанным, сопереживали герою и оценивали его поступок , соотносили сложности поведения героя со своим поведением в жизни, представляли картину, описанную автором. В уроке использована технология продуктивного чтения в режиме диалога с автором.

                 На уроке внеклассного чтения в 1 б классе по произведению Н.Сладкова «Клёст и дятел (учитель – Шевченко В.А.)  работа была направлена на осмысление  следующих ценностей:

- ценность истины. Ребята искали ответ на вопрос : Почему у дятла и клеста клювы разные?

- ценность природы. Выяснили, что в природе ничего нет лишнего, всё взаимосвязано и всё это нужно беречь.

-ценность труда.  Ученики , благодаря умелым руководством учителя, вывели тему  и задачи  урока и сами искали ответы на поставленные вопросы.

-ценность общения. На уроке организована работа в парах, где ребята сообща искали ответы на поставленные вопросы, вместе выполняли задания.  

      На  уроке  окружающего мира  во втором классе «Части света. Путешествие Тучки по Европе» (учитель – Исакова Н.Б)   в исследовательской    деятельность при работе с географическими картами  способствовала формированию  следующих нравственных ценностей:

-ценность человечества: ценностное отношение к другим народам, живущим на Земле, создание условий для осознания себя как части мирового сообщества, для существования которого необходимы мир, сотрудничество, народов и уважение к многообразию их культур, традициям, языку.(Из ценностных ориентиров содержания учебного предмета),

-ценность труда: развитие организованности, ответственности,

-ценность общения: при работе в парах и в группе,

-ценность природы: переживание чувств, красоты, гармонии,

-ценность свободы: выбор своих мыслей.

      Учащиеся на данном уроке знакомятся с важнейшими странами Европы, их столицами и достопримечательностями, развивают навыки использования географических карт для получения информации. У детей формируется ценностное отношение  к другим народам, живущим на Земле, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, повышается интерес к изучению предмета.

      На урок открытия новых знаний  по  русскому  языку в 3 а классе по теме

«Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе»

учитель – Некрасова О.А. создает условия для формирования ценностей истины. Учащиеся сами  открывают новые знания, опираясь на ранее изученное и  новые знания . Ольга Анатольевна использует   подводящий диалог. Во время диалога шаг за шагом  ребята добираются до сути  сами. Учитель дает возможность самостоятельно сделать, подумать, высказать предположение и доказать. Это тоже создает условия для того, чтобы каждый увидел значимость знаний, которые они получают.

  Само содержание упражнений помогает осознать роль труда в жизни человека, в т.ч. учебного труда, т.е. создает условия для формирования ценности труда  и творчества.

   На уроке  русского языка   учитель  работает   со словом, не только с точки зрения его правильного написания, но и обращает внимание на его красоту и выразительность, т.е говорим о ценности красоты и гармонии.

  Предметное содержание урока воспитывает интерес к своей стране, истории, культуре способствует воспитанию  гражданственной  ценности .

  Общение учитель- ученик и ученик- ученик , организуется на уроке при фронтальной  работе, работе в парах, при взаимопроверке –  это ценность общения. 

        Учителям района было представлено  внеклассное мероприятие в 3 б классе праздник «День Земли»(учитель Ковальчук Г.Н.) В процессе  подготовки к празднику дети проявили неподдельный интерес к своей стране: её  истории, языку, культуре, её жизни и её народу ( ценность гражданственности и патриотизма), перечитали, проанализировали, прослушали и выбрали самые красивые стихи и песни, пословицы, заклички ( ценность красоты и гармонии). Темами нескольких уроков  изобразительного искусства  были: « Красота родной Земли», « Я люблю этот большой мир», «Живописные просторы Родины», « Россия державная» - где ученики старались познать самые красивые уголки родной Земли. С помощью рисунков. которые увидели дети старались передать любовь к родине, бережное к ней отношение и переживания за её сохранность  ( ценность природы).         .

        Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье.

 Вниманию учителей было предоставлено 

       Внеклассное мероприятие в 4 а классе «Вечер легенд» ( учитель – Лопушкова С.А.)                   

  Цель данного  мероприятия: формирование уважительного отношения к маме.

   Для ученика начальной школы и для каждого человека главная ценность – это любовь к матери. Именно эта ценность является тем стержнем, на который нанизываются все остальные ценности. Во время подготовки к празднику ребята прочитали много легенд, выбрали самые интересные, самые запоминающиеся, приобщаясь тем самым к культурным кладовым литературы, искусства . Дети узнали много интересного о цветах, о древних богах, скульптуре, Пигмалионе.  Ребята выбрали те литературные произведения, в которых наиболее ярко раскрывается понятие любви, любви к матери, любви к миру.

     В канун праздника 8 марта был проведен этот вечер. В нетрадиционной форме ребята поздравили своих мам.  Собравшись в большой круг, каждый ребенок рассказывал легенду.

    В данном мероприятии были затронуты все основные ценности, они строились вокруг главной ценности – любви к маме.

 

 

                                                          Заключение.

   Семинар прошёл продуктивно. Каждый урок и внеклассное мероприятие были высоко оценены учителями, которые присутствовали на семинаре. Урочная  и  внеурочная деятельность вносит свой вклад в нравственное развитие обучающихся.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!