Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
В марте месяце на базе МБОУ «СОШ» №3 прошёл районный семинар учителей начальной школы по теме «Нравственное развитие младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности».
Цели и задачи: обобщить и представить опыт работы учителей начальных классов по созданию условий в урочной и внеурочной деятельности для нравственного развития младших школьников.
Учителями школы были представлены открытые уроки и внеклассные мероприя-тия:
Урок литературного чтения в 1 а классе.
Тема: «Настоящие друзья детства. В.Драгунский «Друг детства».
Учитель – Огнева Н.А.
Урок внеклассного чтения в 1 б классе.
по произведению Н.Сладкова «Клёст и дятел».
Учитель – Шевченко В.А.
Урок окружающего мира во 2 а классе.
Тема: «Путешествие тучки по Европе».
Учитель – Исакова Н.Б.
Урок русского языка в 3 а классе.
Тема: «Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе»
Учитель – Некрасова О.А.
Занятие театрального кружка во 2 б классе.
«Путь к добру».
Учитель – Зиновьева М.В.
Внеклассное мероприятие в 3 б классе.
«День Земли».
Учитель – Ковальчук Г.Н.
Внеклассное мероприятие в 4 а классе.
«Вечер легенд».
Учитель – Лопушкова С.А.
Основная часть.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
Рассмотрим «Портрет выпускника начальной школы»:
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и свою страну.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Обеспечение нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается как процеес, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит нравственный идеал-это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации. Одним из результатов обучения и воспитания является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Рассмотрим эти ценности:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.
Ценность труда и творчества- осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду, творчеству. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустрем-лённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Переведём все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее.
- Добрый, не причиняющий зла живому
- Честный и справедливый
- Любящий и заботливый
- Трудолюбивый и настойчивый
- Творящий и оберегающий красоту мира
- Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
- Смелый и решительный
- Свободолюбивый и ответственный
- Самостоятельный и законопослушный
- Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
- Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
- Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
- Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.
На уроке литературного чтения в 1 а классе по теме «Настоящие друзья детства. В.Драгунский «Друг детства»(учитель – Огнева Н.А.) основная ценность, которая присутствовала на протяжении всего урока- это ценность добра. Рассказ учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр в отношении к людям. На уроке ребята задумались над прочитанным, сопереживали герою и оценивали его поступок , соотносили сложности поведения героя со своим поведением в жизни, представляли картину, описанную автором. В уроке использована технология продуктивного чтения в режиме диалога с автором.
На уроке внеклассного чтения в 1 б классе по произведению Н.Сладкова «Клёст и дятел (учитель – Шевченко В.А.) работа была направлена на осмысление следующих ценностей:
- ценность истины. Ребята искали ответ на вопрос : Почему у дятла и клеста клювы разные?
- ценность природы. Выяснили, что в природе ничего нет лишнего, всё взаимосвязано и всё это нужно беречь.
-ценность труда. Ученики , благодаря умелым руководством учителя, вывели тему и задачи урока и сами искали ответы на поставленные вопросы.
-ценность общения. На уроке организована работа в парах, где ребята сообща искали ответы на поставленные вопросы, вместе выполняли задания.
На уроке окружающего мира во втором классе «Части света. Путешествие Тучки по Европе» (учитель – Исакова Н.Б) в исследовательской деятельность при работе с географическими картами способствовала формированию следующих нравственных ценностей:
-ценность человечества: ценностное отношение к другим народам, живущим на Земле, создание условий для осознания себя как части мирового сообщества, для существования которого необходимы мир, сотрудничество, народов и уважение к многообразию их культур, традициям, языку.(Из ценностных ориентиров содержания учебного предмета),
-ценность труда: развитие организованности, ответственности,
-ценность общения: при работе в парах и в группе,
-ценность природы: переживание чувств, красоты, гармонии,
-ценность свободы: выбор своих мыслей.
Учащиеся на данном уроке знакомятся с важнейшими странами Европы, их столицами и достопримечательностями, развивают навыки использования географических карт для получения информации. У детей формируется ценностное отношение к другим народам, живущим на Земле, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, повышается интерес к изучению предмета.
На урок открытия новых знаний по русскому языку в 3 а классе по теме
«Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе»
учитель – Некрасова О.А. создает условия для формирования ценностей истины. Учащиеся сами открывают новые знания, опираясь на ранее изученное и новые знания . Ольга Анатольевна использует подводящий диалог. Во время диалога шаг за шагом ребята добираются до сути сами. Учитель дает возможность самостоятельно сделать, подумать, высказать предположение и доказать. Это тоже создает условия для того, чтобы каждый увидел значимость знаний, которые они получают.
Само содержание упражнений помогает осознать роль труда в жизни человека, в т.ч. учебного труда, т.е. создает условия для формирования ценности труда и творчества.
На уроке русского языка учитель работает со словом, не только с точки зрения его правильного написания, но и обращает внимание на его красоту и выразительность, т.е говорим о ценности красоты и гармонии.
Предметное содержание урока воспитывает интерес к своей стране, истории, культуре способствует воспитанию гражданственной ценности .
Общение учитель- ученик и ученик- ученик , организуется на уроке при фронтальной работе, работе в парах, при взаимопроверке – это ценность общения.
Учителям района было представлено внеклассное мероприятие в 3 б классе праздник «День Земли»(учитель Ковальчук Г.Н.) В процессе подготовки к празднику дети проявили неподдельный интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу ( ценность гражданственности и патриотизма), перечитали, проанализировали, прослушали и выбрали самые красивые стихи и песни, пословицы, заклички ( ценность красоты и гармонии). Темами нескольких уроков изобразительного искусства были: « Красота родной Земли», « Я люблю этот большой мир», «Живописные просторы Родины», « Россия державная» - где ученики старались познать самые красивые уголки родной Земли. С помощью рисунков. которые увидели дети старались передать любовь к родине, бережное к ней отношение и переживания за её сохранность ( ценность природы). .
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье.
Вниманию учителей было предоставлено
Внеклассное мероприятие в 4 а классе «Вечер легенд» ( учитель – Лопушкова С.А.)
Цель данного мероприятия: формирование уважительного отношения к маме.
Для ученика начальной школы и для каждого человека главная ценность – это любовь к матери. Именно эта ценность является тем стержнем, на который нанизываются все остальные ценности. Во время подготовки к празднику ребята прочитали много легенд, выбрали самые интересные, самые запоминающиеся, приобщаясь тем самым к культурным кладовым литературы, искусства . Дети узнали много интересного о цветах, о древних богах, скульптуре, Пигмалионе. Ребята выбрали те литературные произведения, в которых наиболее ярко раскрывается понятие любви, любви к матери, любви к миру.
В канун праздника 8 марта был проведен этот вечер. В нетрадиционной форме ребята поздравили своих мам. Собравшись в большой круг, каждый ребенок рассказывал легенду.
В данном мероприятии были затронуты все основные ценности, они строились вокруг главной ценности – любви к маме.
Заключение.
Семинар прошёл продуктивно. Каждый урок и внеклассное мероприятие были высоко оценены учителями, которые присутствовали на семинаре. Урочная и внеурочная деятельность вносит свой вклад в нравственное развитие обучающихся.