СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по нравственному воспитанию младших укольников. Тематическое планирование на каждый год обучения.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание»

Программа нравственного воспитания младших школьников "Я в мире, мир во мне"

Разделы: Внеклассная работа

“Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. 
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь”.

Л.Н. Толстой

Пояснительная записка

Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности.

После разрушения системы воспитания, в обломках которой исчезли пионеры и октябрята, наступило время раздумий и поисков. Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни.

Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое под час затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.

Передо мной встал вопрос создания единой программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые я перед собой ставлю.

В этом учебном году приняла в 1 класс 18 первоклассников. Они такие разные! Кто-то замкнут и застенчив, кто-то не в меру подвижен, кто-то торопится поделиться своими маленькими детскими радостями… Какими они будут через четыре года? Конечно, хочется, чтобы они были не только хорошими учениками, но и воспитанными людьми, обладающими качествам межличностного общения.

Открывать путь ребёнку к собственному “Я”, стимулировать интеллектуальную, духовную деятельность учащихся – не менее важная задача, которую постараюсь решить, реализуя программу “Я в мире, мир во мне”.

Программа “Я в мире, мир во мне” имеет, на мой взгляд, следующие положительные моменты:

– помогает в планировании работы классного руководителя;
– осуществляет взаимосвязь “ступеней роста” детей;
– учитывает возрастные особенности;
– предполагает использование различных форм и методов работы;
– помогает построить работу комплексно и целенаправленно;
– дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном  становлении ученика.

Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система.

По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.

Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.

I блок (1-й класс) “Учусь общаться”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности речи.

2. Задачи.

Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.

3. Содержание проблемы.

Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы: вежливое общение – основа отношений в коллективе детей.

4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:

беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Употребление различных форм приветствия.
– Употребление различных форм прощания.
– Как нужно вести себя во время разговора.
– Разговор по телефону.
– Словесные формы обращения с просьбой.
– Слова благодарности.
– Употребление различных форм словесной вежливости.
– Словарные игры.
– Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с  просьбой, словами благодарности, приветствия, прощания).
– Темп, громкость речи.
– Мимика и жесты.
– Тон как средство выразительности собственной речи.
– Самое беспокойное слово на свете.
– Обманчивое “Потому”.
– Поздравление. Приглашение.
– Объясняем и доказываем.
– Игра-путешествие “Город Вежливости”.

7. Предполагаемый результат.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;

  • правильно вести себя во время разговора;

  • правильно разговаривать по телефону;

  • умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;

  • вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

II блок (2-й класс) “Учусь понимать себя”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

2. Задачи.

Расширять представления детей о своих физиологических и психологических особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

3. Содержание проблемы.

Я – часть природы, моя жизнь – дар природы. Черты характера человека. Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей.

4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:

игра-доказательство;
тест;
игра-загадка;
беседа;
художественный салон.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Мой режим дня.
– Как я расту.
– Что я знаю о себе.
– Моё настроение.
– Как я познаю мир.
– Мои чувства.
– Как изменить настроение.
– Мои поступки.
– Мои привычки.
– Для чего человеку зеркало?
– Надо ли человеку быть красивым?
– Человек красен статью.
-Кто я? Какой я?
– Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.
– “Расскажи мне обо мне”.
– Тест “Добрый ли ты человек?”
– Игра-загадка “Твои поступки”.

7. Предполагаемый результат:

  • понимание ценностей человеческой жизни;

  • уважение человеческого достоинства;

  • осознание чувства собственного достоинства;

  • формирование самодисциплины.

III блок (3-й класс) “Учусь понимать других”

1. Содержание деятельности.

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.

Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.

Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.

2. Задачи.

Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.

3. Содержание проблемы.

Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.

4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:

– конкурс знатоков;
– беседа;
– игра с последующей рефлексией;
– день добрых сюрпризов;
– конкурс рисунков;
– смотр талантов.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий

– Что изменилось за год (физические данные, режим дня, работоспособность).
– Как научиться разговаривать с людьми (знакомство, предложение, отказ, согласие).
– Как научиться разговаривать с людьми (попросить помощь, предложить помощь,   сочувствие, похвалить, поддержать).
– Как научиться преодолевать трудности вместе.
– Как понять друг друга без слов.
– Для чего нужна улыбка.
– Умеешь ли ты дружить.
– Конкурс знатоков.
– Служение другим людям.
– Встречают по одёжке.
– Как выразить привязанность.
– Как сотрудничать, делиться, соблюдать очерёдность.
– Нужно уважать и слушать родителей.
– Загляните в мамины глаза.
– Игра с последующей рефлексией “Брать и давать”.
– Диспут “Надо ли любить всех?”
– День добрых сюрпризов.

7. Предполагаемый результат:

  • приобретение опыта общения с людьми;

  • проявление сильных сторон характера;

  • выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;

  • осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

IV блок (4-й класс) “Я среди людей”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности входит осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём. Основное положение: “Ты не только сын или дочь, но и гражданин своей Родины”.

2. Задачи.

Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить сочувствию и милосердию, умению находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер, открывать путь ребёнку к собственному “Я”.

3. Содержание проблемы.

Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем будет зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не теряться в сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила воли и твёрдость характера.

4. Формы реализации направления “Я среди людей”:

– диспут;
– игра;
– творческий конкурс;
– игра с последующей рефлексией;
– игра-путешествие;
– письмо самому себе;
– игровое моделирование;
– тестирование.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Что вы знаете друг о друге.
– Диспут “Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?”.
– Диспут “Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?”.
– Игра “Школа, которую мы строим”.
– “Расскажи мне о себе”.
– Кто твой друг?
– Чтобы иметь друга, надо быть им.
– Как помириться после ссоры.
– Напиши письмо самому себе (самоисповедь).
– Какой у тебя характер.
– Как воспитать характер.
– Как сказать “нет” и отстоять своё мнение.
– Игра с последующей рефлексией “Слепой и поводырь”.
– Твой самый решительный поступок в жизни.
– Всё проходит, всё остаётся.
– Конкурс сочинений “Что значит быть человеком?”.
– Игра-путешествие “Я в мире, мир во мне”.

7. Предполагаемый результат.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • равноправно общаться, считаясь с интересами других;

  • отстоять своё мнение;

  • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;

  • расширять круг интересов, способностей и увлечений;

  • самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

Литература:

1. Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного”   Москва “Вентана – граф” 2002.

2. Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.

Приложения