Сегодня необходим новый подход к содержанию воспитания. Необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
Главная цель нравственной деятельности – обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.
Формируя базовую культуру личности младшего школьника необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.
Нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс. Особое место в нём занимает формирование у младших школьников таких качеств, как доброта, чуткость, справедливость, внимательность, доброжелательность, вежливость, терпение, умение понять и простить.
Сообщение нравственных знаний происходит в процессе обучения, главным образом на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал значение детского чтения для нравственного формирования младшего школьника. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, учащиеся стремятся подражать нравственным поступкам её героев. Они прямолинейны и бескомпромиссны в своих оценках добра и зла, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость.