СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня необходим новый подход к содержанию воспитания. Необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

   Главная цель нравственной деятельности – обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

   Формируя базовую культуру личности младшего школьника необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

     Нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс. Особое место в нём занимает формирование у младших школьников таких качеств, как доброта, чуткость, справедливость, внимательность, доброжелательность, вежливость, терпение, умение понять и простить.

   Сообщение нравственных знаний происходит в процессе обучения, главным образом на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал значение детского чтения для нравственного формирования младшего школьника. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая  ту или иную книгу, учащиеся стремятся подражать нравственным поступкам её героев. Они прямолинейны и бескомпромиссны в своих оценках добра и зла, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание в начальной школе»

Нравственное воспитание в начальной школе.

Сегодня необходим новый подход к содержанию воспитания. Необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

Главная цель нравственной деятельности – обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

Формируя базовую культуру личности младшего школьника необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

Нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс. Особое место в нём занимает формирование у младших школьников таких качеств, как доброта, чуткость, справедливость, внимательность, доброжелательность, вежливость, терпение, умение понять и простить.

Сообщение нравственных знаний происходит в процессе обучения, главным образом на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал значение детского чтения для нравственного формирования младшего школьника. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, учащиеся стремятся подражать нравственным поступкам её героев. Они прямолинейны и бескомпромиссны в своих оценках добра и зла, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость.

Источники приобретения нравственных знаний

Сообщение и разъяснение нравственных

норм и правил

Накопление нравственных знаний

учащимися


Процесс обучения

Повседневная жизнь

и деятельность

Процесс

воспитания

Знакомство с

окружающей средой

Осмысление личного опыта



Изучение общих моральных норм учащихся

Изучение художественной литературы

Выработка этических норм

Изучение нравственной стороны общественно-полезного труда

Живая практика общения людей


Сказка.

Алексей Глебов

«Жила-была на земле девушка по имени Любовь… Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную Богом мне жизнь…

- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник.

- Одну зовут Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта. Они все прекрасны, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…»

Давайте задумаемся и мы: «А что такое доброта?»

В представлении учащихся доброта – это и умение прийти на помощь, щедрость и забота о товарище. Многие дети уже подчёркивают активность доброты («добрый человек не даёт в обиду маленьких», «защищает»), но вместе с тем лишь немногие дети видят проявления доброты в сопереживании с другими. В этом сказывается не только особенность возраста, но и недостатки воспитательной работы: внимание детей чаще обращается на внешние, материальные проявления доброты («отдал», «помог») и меньше на то, что это качество может проявляться в духовной поддержке, во внимании, в приветливо сказанном слове.

Употребление добрых слов на уроках – это неотъемлемая часть нашего общения. В речи детей чаще всего должны звучать «волшебные слова», они не должны повторяться: здравствуйте, доброе утро, добрый день, с хорошим днём вас, удачи вам сегодня и всегда, с солнышком вас, с первым снегом, хороших вам оценок, добрых дел вам на сегодня и всегда. Все эти слова должны идти от души к сердцу каждого из нас.

Большую пользу приносит учащимся творческая работа над пословицами на уроках литературного чтения. Они с большим интересом подбирают пословицы о доброте и сочиняют сами.

«Добрый человек добро творит».

«Доброта без души пуста».

«Не сделаешь добра, не жди от другого».

«Хочешь добра – делай его».

«Добрый человек как солнышко».

Расширению понятия доброты помогает написание сочинений-миниатюр: «Добрый ли я ?», «Добрым быть совсем не просто», «Добрый человек не даст в обиду маленьких», где учащиеся делают свои первые оценочные выводы о себе: «Я считаю себя не очень добрым, потому что иногда девочек обижаю, могу кинуть камень в воробья, не всегда здороваюсь, не дал покататься на велосипеде другу». «Стараюсь быть доброй, но пока не получается. Не вывожу собаку погулять, не мою у бабушки посуду, не всегда делюсь сладостями с братишкой».

Также этому способствует словарная работа на уроках русского языка: составление словосочетаний со словом «добрый», употребление его в мужском, женском и среднем роде. У учащихся получается значительный ряд словосочетаний: добрый человек, добрая душа, доброе дело, добрый поступок, добрая мысль, доброе сердце, добрый молодец, добрая рука, доброе здоровье. По каждому из словосочетаний можно провести ряд работ устного и письменного характера. «Добрый поступок – это смелый и благородный поступок, когда человек делает какое-то добро. На такой поступок способен человек с добрым сердцем и душой. Такое сердце у моей мамы, у неё добрые руки и добрые глаза, и добрая улыбка», - так отвечали дети на этот вопрос.

Нравственное воспитание должно сформировать тот диапазон человеческих чувств, которые будут противостоять таким страшным порокам, как бессердечие, равнодушие к живому и прекрасному.

На классных часах: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть…», «Лучшее слово о дружбе», «Спешите делать добро» происходит разговор и детский, и взрослый о внимание друг к другу, о сопереживании, сочувствии, терпимости, милосердии. И хотя вопросы на первый взгляд простые: «Какими словами ты начал день? Сколько раз ты сегодня сказал добрые слова? Сделал ли ты сегодня что-то доброе?», учащиеся значительно расширяют их круг и говорят о том, что радостно смотреть маме в глаза, когда получишь пятёрку, и стыдно смотреть, отводишь взгляд, когда получишь двойку.

Основные понятия нравственности


Нравственный выбор


Нравственная позиция


Нравственное поведение


Нравственные и жизненные ценности


Самоактуализация и саморегуляция

Обсуждение просмотренных кинофильмов, в которых затрагиваются вопросы морали, являются богатым источником для выработки этических норм, необходимых в повседневной жизни общества и в жизни ученического коллектива. Дети всегда с удовольствием смотрят фильмы о своих сверстниках, они вызывают у них яркие зрительные впечатления, глубокие переживания, таким образом, детское чувство связывается с определённым нравственным понятием.

На протяжении многих лет задаётся один и тот же вопрос: «Что значит делать добро?». Если в первом классе учащиеся ограничиваются двумя-тремя предложениями: «Это значит помогать маме и папе, бабушке мыть посуду, полы, убирать в комнате», то во втором классе они мыслят уже более глубоко: «Делать добро – это не делать никакого зла другим. Это спасти котят и щенят, перевязать сломанное дерево». Третьеклассники и четвероклассники – начинающие философы, рассуждают так: «Творить добро – это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде».

Важным источником накопления знаний является знакомство учащихся с окружающей средой. Это экскурсии в природу, по городу, на производство. Во время этих экскурсий учащиеся наблюдают за общественной жизнью людей, за их трудовой деятельностью, за нравственной стороной взаимоотношений.

Ещё более важный источник накопления нравственных знаний – осмысление личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Но в тоже время имеющиеся нравственные представления постоянно обогащаются, становятся более содержательными благодаря накоплению собственного опыта, осознанию совершённых действий, поступков.

В четвёртом классе дети уже могут сами анализировать и обобщать собственные поступки, видеть в них проявления определённых чёрт характера, критически относиться к себе, ставить цель измениться к лучшему, то есть подходят к необходимости самовоспитания.

Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нём, умения отстаивать свою нравственною позицию в ситуации выбора – одна из важнейших задач в воспитании младших школьников.

Хорошее воспитание не является достоянием избранного круга людей. Быть гармонически развитым, уметь достойно вести себя в любой обстановке и в любом окружении – не только право, но и долг каждого человека.

Психика младшего школьника характеризуется пластичностью, восприимчивостью и внушаемостью. Он доверчив, исполнителен, склонен к подражанию. Поэтому огромное влияние на формирование его личности оказывает окружающая среда – педагоги, школа, семья.

В начальной школе у ребёнка закладывается основа самостоятельных действий и поступков, направляющих его на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализация своих «могу». Наряду с воздействием на поведение с сознательной стороны одновременно организуются по осознанным нормам вообще все виды жизнедеятельности – учёба, игра, общественно-полезная работа, бытовой труд.

Основные направления работы:

- устранение искажений эмоционального реагирования и коррекция стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребёнка со сверстниками и взрослыми,

- формирование положительной эмоциональной Я-концепции.

В воспитательном процессе реализуются следующие задачи:

- пробуждение у ребёнка интереса к самому себе, к своему внутреннему духовному миру;

- привлечение внимания учащихся к основным нравственным категориям, познакомиться с ними «в первом приближении»;

- формирование самостоятельной оценки собственных качеств, своих достижений и возможностей;

- ознакомление учащихся с понятиями «нравственность», «добро», «совесть», «любовь», «трудолюбие»;

- знакомство детей с возможностями управлять собственным поведение;

- создание у учащихся первого опыта самоанализа и саморегуляции поведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!