Методическая разработка родительского собрания.
«Нужна ли школьная форма?»
Время занятия – 30минут.
Цель: ознакомление с историей возникновения школьной формы в нашей стране;
развитие понятия – деловая одежда и современная школа.
воспитание осознанного отношения к внешнему виду.
Задачи:
выработать единые требования к внешнему виду учащихся конкретного класса;
формирование навыка культуры внешнего вида «В человеке всё должно быть прекрасно…»
Познакомить с историей школьной формы в России и за рубежом.
Выработка умений работать в группе, командой.
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация к классному часу, бумага, ручки. фломастеры, рисунок мальчика и девочки, аудиозапись.
Ход занятия.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер, уважаемые родители, коллеги!
Давайте сначала познакомимся: «Нетрадиционное приветствие».
Участники по очереди называют свое имя и имя ребёнка, фамилию и прилагательное, начинающееся на 1 букву фамилии. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя.
Сергей, Марина Зайцевы- задорные. 2. Сергей, Марина Зайцевы -задорные. Мария, Маша Ивановы- игривые.
Сегодняшнее родительское собрание посвящено теме: «Нужна ли школьная форма?».
- Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди Васю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Нет не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Ни один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
Ведь именно ему жить в будущем.
Душа ребенка – это полная чаша. (Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?) У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
Но перед нами каждый день предстаёт забота, как соединить прекрасное. Что находится внутри с прекрасным, что нам видится снаружи. И перед нами встаёт вопрос о школьной форме.
Просмотр ролика.
На каждый Последний звонок девочки приходят в форме советского образца, т. е в детях есть тяга к форме, если они её считают праздничной одеждой, а среди родителей единства в этом нет.
Аудиозапись.
- Есть ли официальный документ, регламентирующий форму, в которой учащийся должен посещать школу?
- Общего, единого для всех школ, документа регламентирующего форму одежды не существует. Администрация каждого учебного заведения самостоятельно решает этот вопрос. Разрабатывается свой устав школы, положение о совете школы, в которых и оговаривается, в каком виде школьник должен приходить на уроки.
- Существует ли единая обязательная форма школьной одежды?
- Нет. Обязательной формы школьной одежды не существует. Введение делового стиля школьной одежды носит рекомендательный характер, о чем прописано в рекомендательном письме министерства образования РБ. Вопрос о соответствии школьной одежды деловому костюму школьника должен быть согласован как между администрацией, учителями школы, так и учащимися и их родителями на родительских собраниях, классных часах, попечительских советах.
- Есть ли какие-нибудь ограничения в форме одежды, в которой учащиеся посещают школу? Играет ли значение цвет одежды?
- В рекомендательном письме министерства образования о деловом стиле одежды школьника указано, что ученическая форма должна быть комфортной и многофункциональной, соответствовать всем направлениям в моде. Чтобы в течение учебного года ребята не чувствовали себя скованно, Беллегпромом и другими промышленными предприятиями страны изготавливается большой выбор школьной одежды: брюк, жилетов, пиджаков, блузок, юбок и других. Выбор в одежде должен меняться так быстро, как и времена года.
Детей нужно приучать, что существует одежда, как для работы, так и для отдыха (футбол, баскетбол и другие игры, театр, дискотека).
Говоря о школьной форме, стоит отметить, что цвет в одежде значения не имеет. Какой будет цвет - выбор совета школы, в состав которого входит администрация учебного заведения, учащиеся, родители.
Сегодня Беллегпром и другие отечественные предприятия предлагают школьные костюмы от строго делового стиля с приглушенными цветами (серый, темно-зеленый, коричневый) до одежды с яркими тонами (ярко зеленый, песочный и другие).
- Могут ли за внешний вид школьника не пустить на уроки?
- Нет, такого не должно быть.
- Какие другие дисциплинарные взыскания могут быть вынесены школьнику в случае его неопрятности или "неформального" вида?
- Права и обязанности школьника предусматривают, что учащийся должен приходить в школу в опрятном виде. Если ребенок не выполняет данное требование, ему может быть сделана запись (замечание) в дневнике, проведена профилактическая беседа, организована встреча преподавателя с родителями.
Выгонять ребенка с урока учитель не имеет никакого права.
- На ваш взгляд, какая должна быть школьная форма?
- Мне хочется, чтобы наши школьники объединились и смогли найти наш национальный стиль в школьной одежде. Чтобы преподаватели, дети и их родители задумывались, что ученическая форма - это лицо школы.
Другой вопрос, насколько удобно ребенку провести целый день в пиджаке и синтетической блузке или рубашке. Тепло ли девочкам зимой в юбке, и позволяет ли Устав школы носить девочкам брюки? Вот с этим вопросом я обращаюсь к вам, но прежде мы немного подвигаемся.
«Поменяйтесь местами те, кто... (и называет какой-либо признак, присущий большинству).
Упражнение: «Фоторобот»
Инструкция:
- Мы будем составлять портреты двух разных проектов формы. Каждая группа на листках рисует и составляет словесное описание формы девочки и мальчика. Желательно описывать по существенным признакам.
Ход работы: Получившийся «портрет» следует нарисовать и снабдить коротким описанием, а затем представить всем участникам игры.
Выработка единых требований к внешнему виду учащихся нашего класса, учитывая пожелания учеников и материальные возможности родителей. (Раздаются одинаковые тезисы, родители выбирают за и против)
Преимущества:
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
Форма дисциплинирует человека.
Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Школьная форма экономит деньги родителей.
Недостатки:
Нежелание детей ее носить.
“Потеря индивидуальности”.
Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
Низкое качество материалов и пошива школьной формы.
Выводы: НУЖНА ЛИ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА? КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.
Вопрос школьной формы актуален не только в России, но и во многих других государствах.
Только Япония от формы не отказывалась и не собирается, все остальные страны после отмены школьной формы постепенно возвращают ее обратно.
В Америке и Канаде школьная форма введена пока только в частных школах, в Германии, та же ситуация, вот только в разработке формы и дизайне одежды иногда принимают участие сами ученики. И вот, последняя новость, с 2011 года в Великобритании снова будет введена именно государственная школьная форма.
Рефлексия
Этот вопрос волнует многих, но мы не должны забывать, что наши дети растут, пока мы решаем в чём им ходить и нуждаются, прежде всего, в нашей любви.
Я предлагаю взять красные сердца и представить, что это ваши сердца. Напишите в центре сердца, я люблю своего ребёнка ….
Возьмите его в руки и прижмите к сердцу, и повторяйте течение дня много раз и я думаю, у вас будет всё хорошо, ведь дети ждут вашей любви.
Наше собрание хотелось бы закончить таким стихотворением:
«Распахну своё сердце»