СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О гуманном отношении к животным. Классный час

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи классного часа воспитывать ответственное отношение к животным, вызвать чувство сострадания, милосердия к животным, желание совершать добрые поступки.

Просмотр содержимого документа
«О гуманном отношении к животным. Классный час»

О гуманном отношении к животным

Классный час

Л.П.Фурлетова

Учитель начальных классов, Лицей №16, г. Димитровград

Цель: воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным.

Задачи: учить моделировать ситуации; воспитывать ответственное отношение к животным; вызвать чувство сострадания, милосердия к животным, желание совершать добрые поступки.

Оборудование для учителя: текст рассказа В.Сухомлинского «Дружок»; карточки со словами доброта, ответственность, сострадание; эпиграф на доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпири).

Оборудование для учащихся: рисунки и фотографии своих домашних животных.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово учителя, введение в тему.

- В жизни вы часто встречаетесь со сложными ситуациями, когда не знаете как поступить. На классных часах мы с вами обсуждаем подобные ситуации, учимся выходить из них, стараться расти добрыми, отзывчивыми, уметь сочувствовать и сопереживать людям, жить, не причиняя никому боли.

Одни наши поступки – тёплые, несущие в себе доброту и радость. Другие – холодные, злые, от которых всем становится плохо. Сделаете что-то хорошее – люди вокруг все радуются, им становится тепло и светло. Сделаете плохо – люди огорчаются, им становится холодно, не хочется с вами общаться. Поэтому с вами учимся жить так, чтобы всем рядом с вами было хорошо.

Это касается не только людей, но и животных. Сегодня мы поговорим об отношении человека к животным, нашим маленьким друзьям, которые живут у нас дома, или к чужим, которых мы видим на улице. Но всем им бывает очень трудно без помощи и заботы человека.

У кого из вас есть домашние животные? Какие? Хорошо ли им у вас? Что нужно, чтобы животным у вас было хорошо? Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.

  1. Моделирование этической ситуации. Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Дружок».

- Сейчас я прочитаю рассказ В.Сухомлинского «Дружок». Послушайте его внимательно. Попробуйте предположить, чем закончиться этот рассказ.

Дружок.

Жил у хозяина верный пес. Шло время, пес старел, и так случилось, что однажды старый пес не узнал своего хозяина и залаял на него.

- Как же так? – расстроился. – Как же ты, Дружок, меня не узнал? Меня – твоего хозяина! Завилял Дружок виновато хвостом, заглянул смущенно человеку в глаза: «Да я, мол, сам не знаю, как, как же это получилось, что не признал я тебя, хозяин».

На следующий день построил хозяин возле будки старого пса новую будку и поселил в ней маленького щенка, глупого и несмышленого. Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?»

- Как вы думаете, что ответил Дружку хозяин? Запишите свои ответы. Кто хочет поделиться с нами своими мыслями? Как этот ответ характеризует хозяина? («Ты стал старый, поэтому я завел нового щенка», «Чтобы у тебя был друг, когда меня нет дома» и т.д..)

В ваших ответах у кого-то добрый хозяин, у кого-то злой и неблагодарный. Разные бывают люди. Но вот автор рассказа, В.А.Сухомлинский, тоже верил, что хозяин у Дружка все-таки добрый, заботливый. Послушайте, как автор закончил свой рассказ.

Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?»

- А чтобы тебе, Дружок, не было скучно.

Старый пес благодарно заскулил, лег на траву, и из его глаз выкатилась слеза. А маленький щенок весело резвился в мягкой зеленой траве…

Охарактеризуйте хозяина старого пса. Почему вы считаете его добрым, хорошим? А еще он заботливый, ответственный, тоже верный, как и его друг пес, умеющий сочувствовать, сострадать. Как понимаете эти слова?

На доске вывешивается карточка с данными словами.

- Хозяин не предал своего верного друга, который честно служил ему всю жизнь, не выбросил его на улицу, как старую ненужную вещь. Ведь собака – живое существо, и относиться к ней надо по-человечески, мы – люди.

Что значит по-человечески? Как вы это понимаете? (Ответы учащихся)

- А как часто люди выбрасывают на улицу кошек и собак, когда они им надоедят, когда они устанут за ними ухаживать. Очень больно такое видеть!



  1. Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихов.

– Послушайте стихотворение Г.Мельниковой и подумайте, о чем оно.



Забытый котенок



Все мяукал котенок

Во дворе под кустом.

Как хотелось котенку,

Чтоб позвал кто-то в дом.



Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист,

Показалось котенку,

Что позвали: «кис-кис!»



Замирая от счастья,

Он помчался на зов…

Только дверь оказалась

Заперта на засов…



- О чем это стихотворение? Что случилось с котенком? Какие чувства испытывал котенок? Какие чувства возникли у вас по отношению к котенку? По отношению к бывшим хозяевам котенка?

Послушайте еще одно стихотворение и скажите, какими становятся эти выброшенные, никому не нужные животные? Как им живется?



Бродячий пес с отвислыми ушами,

С опущенным, ободранным хвостом,

С отчаянными грустными глазами

Тревожно засыпает под мостом.



Кто виноват, что пес тот недотрога?

Что не подпустит близко человека?

Не тот ли, что швырнул его с порога?

Иль маленькое тельце бросил в реку?



Учащиеся отвечают на вопросы, заданные перед чтением: животные становятся злыми, голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят людям, не верят в доброту человека, раз их однажды уже обидели, ит.п.

- К сожалению, в нашей жизни еще много встречается плохих, злых, жестоких, безответственных людей. Но давайте все же верить, что хороших людей на свете больше. Скажите, всегда ли мы можем подобрать на улице бездомное животное, принести его домой? (Нет, не разрешат родители. Уже в доме есть другие животные. В доме маленький ребенок, а животное с улицы может быть больным. У человека может не быть времени для ухода за животными и т.д.)

- Чем все-таки можно помочь таким животным? (Подкармливать, поставить теплую будку, попытаться найти им хозяина, обратиться в приют для бездомных животных, рассказать о них в газете, может, кто-то сможет их взять и т.п.)

Я согласна с вами, но, главное, не пополнять армию бродячих животных, быть ответственными, не выбрасывать их на улицу, объяснять своим друзьям, знакомым, что не надо заводить животное, если вам лень или некогда о нем заботиться. Сталкивались ли вы с ситуациями, когда люди по-доброму, по-человечески относились к животным? Расскажите об этом.

  1. Рассказы детей о своих домашних животных.

- Сегодня вы принесли рисунки и фотографии своих домашних животных. Им очень повезло. У них есть хозяева – вы и ваши родители. Кто хочет рассказать нам о своем животном? Как оно у вас появилось, как ему живется в вашем доме, как вы к нему относитесь, а оно к вам? У меня дома есть кошка Алиса, которую я очень люблю, уделяю ей много времени, а она отвечает мне любовью, ластится ко мне. Мне бы никогда не пришла мысль о том, что ее можно выгнать на улицу, я ее никогда не придам. Раз я ее завела, то отвечаю за ее жизнь, здоровье, за то, чтобы ей хорошо у меня жилось.

– Какие мысли остались у вас после сегодняшнего классного часа? Поделитесь ими дома с родителями, узнайте их мнение о домашних животных. Хочу верить, что если кто-то из вас иногда и обижал своих домашних животных или чужих на улице, то больше не будет так поступать. Помните всегда, что они тоже живые, им, как и вам, бывает больно, они умеют радоваться и печалиться, благодарить за хорошее отношение к себе и сердиться, обижаться на что-то. Мы с вами люди, и давайте относиться к тем, кто зависит от нас, к братьям нашим меньшим, по-человечески, по-доброму, ответсвенно.