СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О,ё после шипящих.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О,ё после шипящих.»

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

Цели урока:

Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

Развивающая: развивать творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени;

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент.


II. Актуализация.

1) Фронтальный опрос


2) Проверка домашнего задания

Упражнение 148


3) Словарная работа

- Что объединяет слова в каждой строчке?

* Ж_вой, ж_вопись, ж_лка, ж_тель, выж_ть.

*Ш_нель, ш_петь, ш_рина, ш_рокий, ш_тьё.

*Ч_йка, сч_стье, ч_йник, ч_сто, ч_ща.

*Ч_вство, ч_дак, ч_десно, ч_до, ч_довищный.


4) Наблюдение над лингвистическим материалом. Проблемная ситуация.

- Перед вами слова ЗАЙЧОНОК, ВРАЧОМ, СТЕРЕЖЁТ, МЕДВЕЖОНОК, БЕРЕЖЁТ, ПЛАЩОМ. Относятся ли они к сегодняшней орфограмме?

Хотя в этих словах есть орфограмма О-Ё после шипящих (пункт1-место орфограммы), но она не в корне, а в суффиксе или окончании. Следовательно, эти слова относятся к другой орфограмме.

- Объедините пары и найдите общее.

ЗАЙЧОНОК – МЕДВЕЖОНОК – общее: оба слова сущ., одушевленные, нарицательные, м.р., 2 скл.; суффикс «ОНОК» имеет словообразовательное значение «ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ»; нулевое окончание указывает на грамматическое значение « И.п., ед.ч.»

ВРАЧОМ-ПЛАЩОМ – общее: оба слова сущ., нарицательные, м.р., 2 скл., окончание «ОМ» указывает на грамматическое значение « Т.п., ед.ч.».

БЕРЕЖЁТ – СТЕРЕЖЁТ – общее: оба слова гл. наст. вр., по окончанию «ЁТ» сразу видно, что перед нами глагол 3 лица, ед. ч.,1 спр.


5) Проблемный вопрос.

- Хорошо, но, друзья, может быть, кто-то догадался , почему в окончаниях глаголов после шипящих Ё, а не О?

- Если вспомнить личные окончания глаголов, то у глаголов нет окончания «ОТ», значит, выбора между О-Ё просто нет – в таких случаях следует писать только Ё.

- Молодцы. Небольшая заметка: во всех глаголах и отглагольных словах после шипящих О никогда не пишется! Это заметка на будущее, а теперь обратимся непосредственно к нашей теме.


III. Повторение

1) Учеб­ное на­блю­де­ние

Он слу­чай­но ож г руку.

Он по­лу­чил силь­ный ож г.

Зло­умыш­лен­ник подж г дом.

Зло­умыш­лен­ник со­вер­шил подж г дома.


Все слова в этих пред­ло­же­ни­ях на­пи­са­ны пра­виль­но. Как же это объ­яс­нить? По­ду­май­те: в пер­вом и вто­ром пред­ло­же­нии вы­де­ле­но одно и то же слово? А в тре­тьем и чет­вер­том? Перед нами раз­ные слова. По­че­му это раз­ные слова?

За­пом­ни­те: с бук­вой Ё пи­шет­ся гла­гол, а су­ще­стви­тель­ное пишем с бук­вой О:

ож г, подж г – гла­го­лы; ож г, подж г – имена су­ще­стви­тель­ные.

 

2) Под­бе­ри­те к дан­ным сло­вам дру­гие формы или од­но­ко­рен­ные слова с бук­вой е. Най­ди­те слово, в ко­то­ром до­пу­ще­на ошиб­ка.

Чёр­ный, щёчка, пчёл­ка, рас­чёс­ка, учёба, , шёл, щёлка, об­жё­ра.


3) Самостоятельно. Распечатка текста (один на двоих). Вставить пропущенную букву. Одновременно текст на доске. Буква-орфограмма закрыта. Работа в парах. Проверка.

Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вош…л. Хозяин улыбался поч…тному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: ш…лковые ткани и игрушечные ж…кеи на лошадях, вкусные ж…луди из ш…колада и даже ч…рный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и деш…вой расч…ски: денег у него не было.

***

Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вошёл. Хозяин улыбался почётному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: шёлковые ткани и игрушечные жокеи на лошадях, вкусные жёлуди из шоколада и даже чёрный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и дешёвой расчёски: денег у него не было.


4) Контрольный тест «Найди ошибку»: Записать только букву, за которой стоит слово.

а) жолтый

б) решотка

в) чёрточка

г) жёнглёр

д) жокей

е) шорох

ж) крыжовник

з) шопот

код: а б г з




IV. Домашнее задание

П. 20, упр 150


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!