Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
Цели урока:
Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
Развивающая: развивать творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
1) Фронтальный опрос
2) Проверка домашнего задания
Упражнение 148
3) Словарная работа
- Что объединяет слова в каждой строчке?
* Ж_вой, ж_вопись, ж_лка, ж_тель, выж_ть.
*Ш_нель, ш_петь, ш_рина, ш_рокий, ш_тьё.
*Ч_йка, сч_стье, ч_йник, ч_сто, ч_ща.
*Ч_вство, ч_дак, ч_десно, ч_до, ч_довищный.
4) Наблюдение над лингвистическим материалом. Проблемная ситуация.
- Перед вами слова ЗАЙЧОНОК, ВРАЧОМ, СТЕРЕЖЁТ, МЕДВЕЖОНОК, БЕРЕЖЁТ, ПЛАЩОМ. Относятся ли они к сегодняшней орфограмме?
Хотя в этих словах есть орфограмма О-Ё после шипящих (пункт1-место орфограммы), но она не в корне, а в суффиксе или окончании. Следовательно, эти слова относятся к другой орфограмме.
- Объедините пары и найдите общее.
ЗАЙЧОНОК – МЕДВЕЖОНОК – общее: оба слова сущ., одушевленные, нарицательные, м.р., 2 скл.; суффикс «ОНОК» имеет словообразовательное значение «ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ»; нулевое окончание указывает на грамматическое значение « И.п., ед.ч.»
ВРАЧОМ-ПЛАЩОМ – общее: оба слова сущ., нарицательные, м.р., 2 скл., окончание «ОМ» указывает на грамматическое значение « Т.п., ед.ч.».
БЕРЕЖЁТ – СТЕРЕЖЁТ – общее: оба слова гл. наст. вр., по окончанию «ЁТ» сразу видно, что перед нами глагол 3 лица, ед. ч.,1 спр.
5) Проблемный вопрос.
- Хорошо, но, друзья, может быть, кто-то догадался , почему в окончаниях глаголов после шипящих Ё, а не О?
- Если вспомнить личные окончания глаголов, то у глаголов нет окончания «ОТ», значит, выбора между О-Ё просто нет – в таких случаях следует писать только Ё.
- Молодцы. Небольшая заметка: во всех глаголах и отглагольных словах после шипящих О никогда не пишется! Это заметка на будущее, а теперь обратимся непосредственно к нашей теме.
III. Повторение
1) Учебное наблюдение
Он случайно ож г руку.
Он получил сильный ож г.
Злоумышленник подж г дом.
Злоумышленник совершил подж г дома.
Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?
Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:
ож г, подж г – глаголы; ож г, подж г – имена существительные.
2) Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е. Найдите слово, в котором допущена ошибка.
Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, , шёл, щёлка, обжёра.
3) Самостоятельно. Распечатка текста (один на двоих). Вставить пропущенную букву. Одновременно текст на доске. Буква-орфограмма закрыта. Работа в парах. Проверка.
Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вош…л. Хозяин улыбался поч…тному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: ш…лковые ткани и игрушечные ж…кеи на лошадях, вкусные ж…луди из ш…колада и даже ч…рный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и деш…вой расч…ски: денег у него не было.
***
Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вошёл. Хозяин улыбался почётному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: шёлковые ткани и игрушечные жокеи на лошадях, вкусные жёлуди из шоколада и даже чёрный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и дешёвой расчёски: денег у него не было.
4) Контрольный тест «Найди ошибку»: Записать только букву, за которой стоит слово.
а) жолтый
б) решотка
в) чёрточка
г) жёнглёр
д) жокей
е) шорох
ж) крыжовник
з) шопот
код: а б г з
IV. Домашнее задание
П. 20, упр 150