СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О познавательном интересе в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

На страницах педагогической печати, на педсоветах в школе мы постоянно говорим о развивающем обучении, развивающих технологиях. Однако, говоря о развитии ребенка, часто имеем в виду лишь то, что происходит с ним в школе, в процессе обучения. Но ведь развитие в процессе самостоятельной, внеучебной деятельности, мотивированной индивидуальными интересами, не менее значимо в становлении человека. 

Просмотр содержимого документа
«О познавательном интересе в младшем школьном возрасте»

О познавательном интересе в младшем школьном возрасте

На страницах педагогической печати, на педсоветах в школе мы постоянно говорим о развивающем обучении, развивающих технологиях. Однако, говоря о развитии ребенка, часто имеем в виду лишь то, что происходит с ним в школе, в процессе обучения. Но ведь развитие в процессе самостоятельной, внеучебной деятельности, мотивированной индивидуальными интересами, не менее значимо в становлении человека. Однако далеко не всегда учитель знает об этих интересах школьников и опирается на них в процессе обучения, чтобы полностью реализовать развивающий потенциал познания.

Часто рассматривая работы учащихся (изобразительное искусство, технология) выполненные для себя – не на оценку, обращаю внимание, что у большинства обучающихся отражаются собственные «одинокие размышления». Школа сильно изменилась: обновилось содержание образования, пришли новые технологии и системы, полнее и более разносторонне изучается личность. Но, согласитесь остается много проблем:

  • Снижается здоровое детское любопытство и творческий потенциал, угасает детская инициативность;

  • Нивелируется индивидуальность детей;

  • Отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка.

Пожалуй сейчас, как никогда, необходимо обратить более пристальное внимание на развитие детской любознательности и познавательных интересов, поддержать самостоятельность ребенка в его познании и творческой деятельности. На начальной стадии обучения (впрочем, как и на других) ученик не должен утрачивать личностный смысл учения, не должен терять тягу к познанию нового, неизвестного. Небольшой возраст совсем не помеха детям в самостоятельной работе, в поисковой деятельности, в творчестве. Но как часто мы не задумываемся об этом, предлагая решать, писать, рисовать, лепить только по образцу. Хотя известно, что такая работа утомляет, уменьшает радость узнавания нового, проявления индивидуальности. Я вовсе не отрицаю значение работы по образцу, но когда она преобладает над всеми остальными видами работы, учение становится тягостным и вряд ли в памяти человека останется эти похожие друг на друга сочинения, аппликации, рисунки. В них мало личностного смысла. Только в том случае, если учитель хорошо знает интересы, побуждения ученика, он может рассчитывать на более высокие результаты обучения, которые отражаются не только в отметках, но и в мотивах учения, в формулирующихся познавательных интересах, в личностном развитии ребенка.

Г.И. Щукина в одной из своих статей писала «Взаимосвязь деятельности учителя и учащихся способствует синхронному протеканию внешних и внутренних процессов, учитель из активных и самостоятельных действий своих учеников черпает ресурсы для обогащения обучения, возбуждающих их к поиску и творчеству, к выдвижению новых задач» (Советская педагогика 1991 г. № 1, стр. 53).

Разумеется эти задачи учитель не может решать в одиночку. Родители, как самые близкие для ребенка люди, должны быть внимательны к его побуждающим интересам, объединять свои усилия с усилиями учителей, чтобы вместе, сотрудничая с ребенком, достигать высоких результатов его личностного развития. Очень важно, чтобы среди «одиноких размышлений» ребенка надолго оставались такие, которые были бы связаны с радостью открытия, познания, соединяли бы прошлое и будущее ученика.

Л.С. Выготский писал об «изменении потребностей и побуждений, движущих поведением ребенка . Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» (Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4 М., 1984. Стр. 385) Это положение остается актуальным и сейчас, хотя написано это было 80 лет назад. Знать, изучать потребности, побуждения ребенка, поддерживать ценные из них – задача наиважнейшая для учителей и родителей. Решение ее связано с теми проблемами, которые сегодня стоят перед школой.