Классный час: Семейные праздники. «О родных и близких с любовью…»
Цели и задачи: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям; родственникам; развитие интереса к истории своей семьи; воспитание ценностного отношения к семейному общению.
формировать культурные традиции в общении взрослых и детей в семье; способствовать сплочению родительского и детского коллектива.
познакомить с классификацией праздников, закрепить знания о семейных традициях; развивать умение работать сообща, коммуникативные умения;
Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива учащихся и родителей. развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная; групповая;
работа в парах постоянного и сменного состава;
индивидуальная работа;
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор для показа презентации, таблицы, карточки, схемы, плакаты, памятки, анкеты.
Ожидаемые результаты:
дети научатся понимать смысл семейных праздников; осознавать духовно-нравственный смысл праздников; ценить семейные традиции и стараться передавать их следующему поколению; появление более глубоких и теплых отношений между родителями и детьми.
Ход мероприятия
1.Организационный момент Вступительная беседа Радость моя!
Дабы сохранить мир душевный, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь радостный дух.
Серафим Саровский (портрет)
Что вы знаете о Серафиме Саровском? Выскажите свои предположения.
Серафим Саровский - великий подвижник Русской Церкви и один из почитаемых монахов в её истории. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!» Икона написана с его прижизненного портрета за 5 лет до кончины старца.
-Как вы понимаете это высказывание? (Для сохранения душевного мира нужно отгонять от себя уныние, тоску и чаще радоваться)
-Какова главная мысль этого афоризма? (Ответы)
-Что радует вас в окружающем мире? (Ответы)
-Как человек выражает радость? (Улыбка, доброжелательность, хорошее настроение) -Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошего настроения. Вас ждет радость новых открытий.
2.Актуализация знаний («Когда так говорят?» ) Объясните смысл пословиц и поговорок Рукам работа – душе праздник.
Праздник придет – гостей приведет.
Ленивому всегда праздник.
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Живи, не скупись, досугом делись.
-Какой общей темой объединены эти высказывания? (Праздник)
3.Формулирование темы, постановка целей.
Определите тему сегодняшнего мероприятия. Поставьте вопросы, на которые мы будем искать ответы на уроке.
Что такое праздник?
Когда и как появились праздники? Какое значение имеют праздники?
Какие бывают праздники?
Что такое подарок и как его выбирать?
4.Работа по теме урока.
Что будет служить нам источником информации при поиске ответов на поставленные вопросы? (Книги, словари, интернет)
Отправимся на поиск нужной нам информации. Работа в паре.
Работа со школьным этимологическим словарём (2 ученика)
Это существительное заимствовано из старославянского, где образовано суффиксальным способом от «праздный» т.е. свободный от работы».
День, не занятый делами, свободный от работы.
Что такое праздник?
Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. (2 ученика)
1.День торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события.
2.Веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу.
3.День, особо отмечаемый обычаем или церковью. (Новый год)
4.День радости или торжества по поводу чего-нибудь (семейный праздник, на душе праздник)
Синонимы: празднество, торжество.
Антонимы: Праздники-будни
Фронтальная работа с учебником с .58 (первый – второй абзац) Поделимся знаниями, которые вы нашли в разных источниках.
Выступления пар с сообщениями; ответы детей, работавших по учебнику
Вывод: Праздник- отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или коголибо, имеющий (не бытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией. Какое значение имеют праздники?
Работа с учебником с.58-59 (3 абзац) самостоятельное чтение (смысловое чтение) -Поставьте вопросы, которые помогут понять, как ваши одноклассники поняли содержание прочитанного (Дети ставят вопросы)
-Ищем ответ на следующий вопрос.
Какие бывают праздники? Работа с учебником с.59
Что вы узнали по этому вопросу? Сверим ваши ответы с ответами на слайде.
-Государственные
-Общественные
-Церковные
-Семейные
Чем различаются ответы? (добавилась группа – церковные праздники)
Наверное, у каждого праздника есть символы, традиции. Ведь мы ждем праздника, готовимся к нему, делимся впечатлениями после праздника.
5 Практическое применение знаний. Работа в паре.
Коллективная игра.
«Узнай праздник по его характерным традициям» (Ведущий называет слова – участники отгадывают праздник)
1.Жених, невеста, брак, гости, подарки… Свадьба
2.Елка, каникулы, колядки, свечи, подарки…Рождество
3.Куличи, крашеные яйца, творожные пасхи, свечи, Воскресение Иисуса Христа…Пасха
4.Дед Мороз, Снегурочка, мандарины, подарки, бой Курантов, веселье, фейерверк, елка…Новый год
5.Церковь, купель, крестный отец, крестная мать, крестик, подарки…Крестины
6.Катание с гор, блины, прощенное воскресенье, сжигание чучела…Масленица
7.Праздничный пирог, дети, внуки, правнуки, подарки, юбиляр…Юбилей
Проверка парной работы. Вы провели исследование и выяснили, какие праздники являются самыми любимыми в ваших семьях.
-Какие праздники вы отнесли к группе семейных? (Свадьба, дни рождения, юбилеи )
СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Для чего Бог создал семью? ( ответы)
Бог создал семью, чтобы обеспечить максимальную любовь, поддержку и мораль.
Джерри Фалуэлл.
Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы)
Учитель: «Семейные праздники сочетают в себе торжество и домашнее тепло» Остановимся подробнее на некоторых семейных праздниках.
Свадьба – рождение новой семьи. В каждой семье есть свадебные фотографии ваших родителей. Затем появляются дети. Все в семье любят друг друга и заботятся друг о друге. Инсценировка
Чтение стихов
1. Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и судьбе, Без него мы просто не смогли бы жить, Радоваться миру, учиться и творить.
2.Когда родилась наша дружная семья, Рядом с папой и мамой не было меня, Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
3.Спрашиваю папу: «Где я был тогда?» Отвечает папа: «Не было тебя!» Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
4.Я так люблю, когда луна глядит в окошко, И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку, И гладит мои волосы слегка.
5.Сегодня в доме выходной, Сегодня – воскресенье.
Мы с папой на кухне колдуем вдвоем, Для мамы печем печенье.
6.Мы стол накрываем и ставим цветы, Печенье кладем на блюдо. Мы маме подарим любовь и букет А мама помоет посуду.
7.Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разобраться!
8.Сегодня праздник у меня, Сегодня день рождения! Придет поздравить вся семья, Готовим угощение!
9.Две бабушки мои придут И два солидных деда, Рассказы слушать их люблю Про светлый день Победы!
10.Придет любимая сестра
С племянницей-малышкой, И с важным видом буду ей Показывать я книжки.
11.Сегодня очень счастлив я!
Я жду тебя, моя семья!
Учитель: В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Объясните смысл этой пословицы.
(выслушиваем ответы детей)
Учитель: В семье у каждого есть долг перед другими – это обязанность заботиться друг о друге.
Но заботиться нужно не на показ, а стараться это делать так, чтобы тот, о ком заботятся, не чувствовал себя в долгу.
Этому люди учатся очень долго. Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, а потом – ко всем близким, а затем - ко всем людям. Ведь для Бога весь мир семья, а все люди его любимые дети.
Праздники - это своеобразные рубежи жизни: на них ориентируются, к ним готовятся. В отведённое для него время мы собираемся вместе и, стряхнув груз повседневных забот, переключаемся, отдыхаем, набираемся энергии, оглядываемся назад и мечтаем о будущем.
Дети читают стихи
1.Семья - это счастье, любовь и удача,
2.Семья – это летом поездки на дачу.
3.Семья – это праздник, семейные даты,
4.Подарки, покупки, приятные траты, 5.Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 6.Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Как готовятся к празднику в вашей семье?
Подготовка к празднику
Аукцион идей (Слушаем ваши предложения)
(Украшение дома, комнаты, подготовка приглашений, праздничное меню)
Правила приема подарков (памятка) -Принимают подарок стоя, а не сидя.
-Благодарят за подарок.
-Подарок рассматривают.
-Принимают подарки с радостью; если подарок не понравился, не стоит это показывать.
Какой подарок подарить?
«Кто умеет дарить - тот умеет жить».
Учитель: Воспитанный человек ведёт себя по правилам этикета, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Главный смысл дарения подарков - это подарить положительные эмоции.
Подарки можно и нужно дарить при поздравлении, по определённому случаю, в знак благодарности, извинения.
Учитель: Делать подарки - это настоящее искусство, т. к. этому надо научиться. Если знаете человека хорошо, то приобретайте подарок в соответствии с его вкусом и предпочтениями.
Правила вручения (памятка с пропущенными словами) 1.При выборе учитывать пол, возраст, личные отношения.
2.Перед упаковкой убрать ценники.
3.Не стоит вручать в коридоре;
4.Красивое оформление;
5.Осторожно относитесь к преподнесению денег;
6.Животных заранее следует обговорить;
7.Не рекомендуется дарить дорогие подарки; 8.Порадуют подарки, сделанные своими руками.
Работа в группах. (Выступление групп)
Проверим по эталону
Учитель: Основным моментом дарения считается поздравительная речь на пару минут. Можно прочитать поздравительное стихотворение и сказать несколько приятных слов. Учитель: Какой подарок считается наиболее дорогим: тот, за который уплачено много денег или тот, который радует необычностью, оригинальностью, внимательным отношение к виновнику торжества? (заслушиваются ответы)
Подводим к выводу: Дарить нужно то, что порадует человека и продемонстрирует вашу заботу и внимание к нему.
Игровая разминка
Проведем опыт. Игра «Устное рисование»
Детям предлагается закрыть глаза и написать на листочке бумаги, точнее перечислить все образы, что возникнут в воображении после задания.
Учитель: Вспоминаем праздники (можно назвать конкретный праздник)
В вашем альбоме памяти много отдельных цветных праздничных фотографий. Что на них изображено? Вспомните! (музыка, запахи их кухни, поют песни, новая скатерть,
разноцветные шары, мне подарили…, домашний пирог, улица в огнях) Дети должны «вспомнить» праздник органами чувств.
«Звуки» праздника, «вкус» праздника, «на сердце праздник». 6.Семейные праздники в жизни старших членов семьи
В Библии говорится: «Почитай отца твоего и мать», - это первая заповедь с обетованием:
«Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».
«Кто родителей почитает, тот во век не погибает».
7. Музыкальная загадка
Прослушивание аудиозаписи песни Р. Паулса «Золотая свадьба» -О каком семейном празднике идет речь?
-Какие картины праздника рисует ваше воображение? (Словесное рисование) Демонстрация сюжетов золотой свадьбы) Учитель:
Каждой годовщине со дня свадьбы присвоено определенное название, свойственны определенные традиции, принято дарить определенные подарки.
50-ю годовщину регистрации брака неслучайно назвали Золотой свадьбой. Этот металл символизирует нерушимость и ценность отношений и как нельзя лучше характеризует семью, в которой супруги в течение полувека поддерживали друг друга в горе и радости. Золотая свадьба – это особый праздник, богатый самобытными обычаями, которые зачастую повторяют ритуалы, проводимые в день бракосочетания.
Поздравить юбиляров собираются близкие родственники и друзья. А чтобы торжество было интересным и запоминающимся для всех участников, к его подготовке и организации привлекают приглашенных гостей. Учитель: Я хочу рассказать вам притчу.
8. Притча «50 лет вежливости»
Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала:
Вот уже 50 лет, как я старалась угодить своему мужу и всегда отдавала ему горбушку с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне. Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость! Вот уже более пятидесяти лет я не ем нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе потому что ты ее так любишь.
Учитель: В чём заключается смысл этой притчи? (Самое лучшее отдавать любимому человеку)
Золотая свадьба - трогательный семейный праздник .который собирает в одном кругу всех родных и близких. Покажите юбилярам свою любовь, тепло и заботу, и тогда они долгие годы будут хранить в своих воспоминаниях этот волшебный день.
-Сейчас вы дети и ваши родители ещё молоды и сильны. Но пройдёт время. Вы повзрослеете, а они постареют, станут слабыми и немощными.
Я хочу дать вам один совет. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё нет никого, кроме тебя…
Чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; Оставлять в одиночестве дедушку, старика отца, даже если и ты уже станешь стариком бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости. кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть…
9. Рефлексия. (Слайд 12)
Составим синквейн.
1.Название темы (1 существительное)
2.Описание темы (2 прилагательных)
3.Действия в рамках темы (3глагола)
4.Это фраза, показывающая отношение к теме (предложение)
5.Слово, которое повторяет суть темы. Праздник.
2.Семейный, весёлый.
3.Приходит, отмечаем, радуемся.
4.Праздники объединяют нашу семью.
5.Торжество.
Составьте коллаж «Счастливые моменты нашей семьи»
Творческая работа «Подарок»
Заключительное слово учителя.
Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про Вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!