О ВОСПИТАНИИ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
Еще до поступления в школу дети знакомятся с трудом взрослых, пытаются участвовать в окружающей их жизни. Очевидно необходимо с младшего возраста развивать положительное отношение к труду, стремление быть полезным окружающим, добросовестное отношение к выполнению повседневных обязанностей и поручений взрослых, стремление следить за порядком и чистотой в помещении, на улице. Все это составляет основу положительного отношения к труду.
Ознакомление ребят с трудом взрослых способствует формированию уважения к труду, бережного отношения к его результатам. У детей возникает желание подражать трудовым действиям взрослых и их взаимоотношениям. Положительное отношение ребенка к труду формируется лишь при условии непосредственного выполнения им разнообразной работы, которая дает возможность на собственном опыте почувствовать радость труда.
Основные виды трудовой деятельности дошкольников самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, направленный на поддержание порядка в группе детского сада, дома, на участке, ручной труд, связанный с изготовлением поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, доступный труд по уходу за растениями.
От того, как организуется труд, насколько он систематичен, зависит формирование у детей положительного отношения к любому поручаемому делу.
Обычно взрослому без особого труда удается вызвать у ребенка пяти-семи лет желание потрудиться. Это обусловлено такими психологическими особенностями старших дошкольников, как стремление к активному практическому действию, повышенная эмоциональность, подражательность, искреннее и безграничное доверие к взрослому. Знание этих факторов позволяет родителям использовать их в качестве условий стимулирования трудовой активности детей. Но трудиться систематически, добросовестно и без напоминаний выполнять свои обязанности ребенок сможет лишь тогда. Когда мать. Отец четко определяют поручения и обязанности, контролируют, как они выполняются.
Отношение детей к труду зависит от того, какими моральными побуждениями они руководствуются, выполняя то или иное дело. На первый план здесь выступает не только навыки, но и отношение к человеку, который дает поручение или ради кого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, в связи с которым предпринимается эта деятельность.
Увлечение трудом, понимание его целей является хорошим стимулом для включения детей в трудовые процессы.
Хорошо, например, в процессе подготовки к празднованию Международного женского дня 8 Марта в эмоциональной беседе довести до сознания детей, что нужно быть всегда добрыми, заботливыми и внимательными к маме и бабушке. Важно показать огромную роль мамы в семье, ее заботу о детях, ее любовь к ним, стремление создать домашний уют.
Но и маме и бабушке нужны забота и помощь, а позаботиться о них должны сами дети. И тогда ребята выражают горячее желание помочь маме, бабушке, всем старшим. Взрослые же должны подсказать, какие дела дети могут выполнять дома, и научить их справляться с этими делами.
Так органично связывается стремление ребят к труду с организацией трудовых процессов.
Для воспитания у детей положительного отношения к труду важно учить их применять трудовые навыки по своей инициативе( даже когда не просят что-то сделать), ставить их перед необходимостью трудиться повседневно.
Однако не следует забывать, что волевые качества у детей еще только формируются, им не достает ни умений, ни навыков, поэтому очень важно в процессе трудовой деятельности общение со взрослым в процессе совместной деятельности. Непринужденное общение с родителями в процессе совместной деятельности ( мытье посуды, уборка в квартире, приготовление пирожков и т.д.) создает благоприятную обстановку. Так, взрослый привлекает внимание ребенка к самому главному, к наиболее удачным приемам своей работы, к хорошим результатам труда ребенка, а также к тому, что не получилось, к недостаткам в работе. Наверное правильно поступают те родители, которые стараются поддержать стремление ребенка к результату бодрым, активным настроением. И не нужны здесь ни специальные беседы, ни разъяснения о необходимости трудиться. Сама обстановка, приподнятая, радостная активизирует ребят.
Содержание трудовой деятельности ребенка дома может содержать следующие позиции:
1.Чистить одежду, обувь.
2.Стирать мелкие вещи ( носовые платки).
3.Накрывать стол для еды, убирать посуду.
4.Мыть и убирать игрушки.
5.Протирать мебель.
6.Убирать свою постель.
7.Подметать пол.
8.Поливать комнатные растения.
9.Ухаживать за комнатными растениями, кормить рыб.
10.Оазывать помощь в саду, на огороде ( перекапывать землю, сеять семена, пропалывать сорняки, рыхлить землю, поливать).
11.Подклеивать книги, коробки для настольных материалов.
12.Помогать взрослым в работе по дому.
Приемы руководства трудом детей может включать следующие позиции:
Взрослые:
1.Определяют для ребенка цель труда и мотивируют ее.
2.Показывают и объясняют приемы трудовой деятельности, дает советы, выдвигает требования к качеству и темпу выполнения работы.
3.Подключает ребенка к своему труду, подает пример, оказывает практическую помощь.
4.Оценивает поведение ребенка, его умения, усилия.
5.Читает ребенку художественные произведения о труде взрослых, организует наблюдение за трудовой деятельностью со стороны ближайшего окружения.
Родителей нередко огорчает, что ребенок неохотно трудиться, особенно если это повседневные дела. Приучать детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду нужно путем повышения их заинтересованности, увлеченности трудом, используя для этого и игровые формы организации труда.
Можно видеть, с каким удовольствием работают дети в «мастерской» по ремонту книг и коробок для настольных игр, которая организуется в группе детского сада. Детям нравится , когда обыгрывается действительно нужное, серьезное дело, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более если они сами принимают участие в труде.
Очень внимательно нужно относится к тону разговора с детьми 5-6 лет. Они часто обижаются, если взрослые начинают говорить с ними как с маленькими, снижают к ним требования, подчеркивают игровой характер труда. Дети очень быстро начинают чувствовать, что их труд рассматривается не как нужный, серьезный, а как средство отвлечения от шалости.
Необходимо отметить большое влияние на отношение детей к труду организации материальной среды, условий труда.
Непременное условие положительного отношения к труду- его посильность. Как перегрузка, так и недогрузка формирует в равной степени отрицательное отношение детей к труду.
Воспитанию желания трудиться помогают только те влияния, которые вызывают определенные эмоции : одобрение, похвала, показ образцов труда другим детям.
Приходится нередко отмечать, что многие дети в группе проявляют леность, нежелание трудиться.
Чаще всего причиной лености, отсутствия интереса к труду является неразумная родительская любовь, ограждение ребенка от каких-либо трудностей, от каких-либо обязанностей, чрезмерное удовлетворение всех желаний ребенка. Единственный способ борьбы с леностью – постепенное и последовательное вовлечение ребенка в трудовую деятельность. Надо посоветовать родителям сделать первые задания для ребенка интересными и помочь ему их выполнить. Не нужно нервничать и раздражаться, если у ребенка что-либо не получается или получается не так. Как этого хотелось бы взрослым.
Вообще, трудолюбие - сложнейшее и важнейшее свойство личности. Чтобы ребенок полюбил труд, необходимо сделать его результативным, успешным, постоянно усложняющимся по содержанию и форме организации.
Сложная задача воспитания правильного отношения к труду может быть решена успешно только при условии дружной , совместной работы семьи, детского сада, а позднее и школы. Трудовое воспитание - фундамент нравственного развития, основа для дальнейшего активного существования в социуме.